Смыслообразующая деятельность тьютора (Блинов Г.Н.)
 /  Теория и история / Смыслообразующая деятельность тьютора (Блинов Г.Н.)

Смыслообразующая деятельность тьютора (Блинов Г.Н.)

Блинов Г.Н. Смыслообразующая деятельность тьютора // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.

 

Смыслообразующая деятельность тьютора

В статье рассматривается смыслообразующая деятельность как основная характеристика позиции тьютора в современном усложняю- щемся мире. Осуществлено полагание дельта-реальности, в которой за счет образовательной семиотической сети происходит институ- ционализация смыслообразующей деятельности тьютора.

Ключевые слова: сложность, смыслообразующая деятельность, дель- та-реальность, образовательная семиотическая сеть.

 

Ситуация эволюции и явление преадаптации

По версии автора, эволюция представляет собой своеобраз- ную эстафету спонтанных способов самоорганизации разнооб- разных усложняющихся форм жизнедеятельности в условиях стремительно возрастающей энтропии (степени неупорядочен- ности) окружающей действительности. Смысл так понимаемого процесса эволюции заключается в том, чтобы на каждом этапе эстафеты накапливалось критически избыточное разнообра- зие этих способов. Универсальным проявлением такого рода избыточности в авторской терминологии является дельта- реальность, возникающая за счет смещения базовых функций само-организованностей жизнедеятельности: от исторически сложившегося режима предсказуемой и ожидаемой динамики изменений в сторону непредсказуемого и негарантированного режима бифуркации. Явление неожиданного и непредсказуемо- го смещения функции того или иного свойства определенного объекта в целом, свойств отдельных его элементов (свойств- функций) во время своей эволюции, в истории естествознания стала именоваться как преадаптация.

«Точка удивления» явления  преадаптации  проявляется в том, что каким-то парадоксальным образом случаются собы- тия, когда общая направленность смещения или изменения свойств-функций само-организованности жизнедеятельности отдельных «живых систем» принципиально не адаптировав- шихся в настоящем времени — в процессе эволюции предельно точно соответствует в будущем «ставшей непредсказуемости» — тому, чего «быть не может, потому что быть не может никогда…» Это означает только одно, что мы в отношении к эволюции вынуждены принципиально сменить оптику онтологического самоопределения.

 

Модель смыслообразующей деятельности

Принципиальное значение в современном мире приоб- ретает понятие сложности, с которым ряд ведущих мировых экспертов связывают представления о «новом историческом материализме». Одновременно наступает конец доминирования научного типа познания, завершение миссии института науки по исследованию причинно-следственных закономерностей эволюционных процессов в естественнонаучной парадигме. Как иронично в своем труде «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»» замечает Нассим Николас Талеб: «В сложном мире понятие «причина» подозрительно само по себе…» [3, с. 63].

Основным предметом интеллектуального оперирования (познания)  сложностью  становится  ризома,  представление о которой было введено в философию в 1976 г.  Ж. Делёзом    и П-Ф. Гваттари как принципиально неструктурированного, нелинейного способа достижения стадии самоорганизации разнообразных становящихся форм жизнедеятельности, допу- скающего их предельную спонтанность при одновременном сохранении целостности [1]. Дельта-реальность по принципу своего существования есть гиперреальность, в своей смысловой коннотации выражает фундаментальную альтернативу конеч- ности и статичности.

Семантически дельта–реальность как гиперреальность может быть выражена авторской метафорой «блуждающее рус- ло реки бытия», имплицитно выражающей всю бесконечную потенциальность предельных трансформаций бытия. Дельта- реальность не поддерживает механизм эволюционной процес- суальности, основанный на прогрессе от простого к сложному через «адаптационный шкуродер» логоцентричности.

Механизм эволюционной процессуальности дельта- реальности обеспечивает возможность совершения векторных возвратно-поступательных траекторий через преадаптацион- ные схемы смыслообразующей деятельности (СОД), которые существуют, будучи погруженными в определенный семиоти- ческий континуум — семиосферу. Ю. М. Лотман ввел данное понятие по сопричастности с ноосферой для того, чтобы задать пространственно-территориальную размерность миру текстов (текстовому миру), фундаментальной основой которого является преломление идеи об отношении «текст-адресат» как «пускового механизма» смыслообразующей деятельности (СОД) [5].

 

Культивирование СОД в условиях информационной семиотической среды

Для деятельности тьютора культивирование СОД является определяющим новообразованием. Оно становится возможным за счет переопределения активно используемой информацион- ной сети в новом качестве — семиотической (семиосети), которая должна обеспечить такую коммуникативную самоорганизацию ее участников, результатом которой является самовозрастание смысла в новых контекстах [4]. Необходимость в семиосети возникает по причине хаотического роста в мире различных языков — языков повседневности, языков науки, языков ин- формационных технологий. «Языковой хаос» в качестве от- ветной реакции вызывает действия по адаптации к данному явлению через упрощение и опрощение коммуникативного взаимодействия. В результате возникает иллюзия взаимного понимания при одновременном нарастании общей «смысловой бедности и нищеты», унификации проявлений личностного начала человека.

Предназначение семиосети может быть выражено через следующее полагание: «Не сеть как контейнер сведений, часто неопознанного происхождения и назначения, а сеть как конфи- гуратор возвратно-поступательных маршрутов ее участников, цифровой след которых задает динамичную картину контекстов, в которых образуются нетривиальные смыслы в отношении Прошлого, Настоящего и Будущего в их взаимной обусловлен- ности и связности».

 

Выводы:

  1. Своеобразной «точкой акупунктуры» эволюции в стреми- тельно усложняющемся мире становится смыслообразующая деятельность (СОД).
  2. Позиция тьютора заключается в культивировании СОД. Куль- тивирование СОД происходит в рамках дельта-реальности, существование которой обеспечивается ризомой («блуждаю- щее русло реки бытия») как ведущим способом выхода раз- личных организованностей жизнедеятельности на стадию самоорганизации.
  3. Семиотическую сеть необходимо рассматривать как откры- тую площадку по актуализации и решению «преадаптаци- онных задач» в коллективно-распределенной деятельности под управляющим воздействием тьютора.

 

Литература:

  1. Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома / Философия эпохи постмодернизма

/ сост., ред. А. Усмановой. Минск: Красико-принт, 1996.

  1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Москва: Правда,
  2. Талеб Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. Москва: Азбука-Аттикус,
  3. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Лот- ман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т.  I: Статьи по семиотике     и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. С. 129–132.
  4. Лотман Ю. М., Пятигорский А. М. Текст и функция // III Летняя школа по вторичным моделирующим системам: Тезисы. Кяэрику, 10–20 мая 1968 / Отв. ред. Ю. М. Лотман. Тарту: ТГУ, С. 74–88.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости