Среда
20 ДекНекоторые предварительные размышления о тьюторстве как особом наставничестве. (Т.М. Ковалева)
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество» 18 октября — 19 октября 2023 г. — М.: ДПК Пресс, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-91976-269-0
Некоторые предварительные размышления о тьюторстве как особом наставничестве.
Ковалева Татьяна Михайловна, Московский городской педагогический университет, профессор, доктор педагогических наук, г. Москва, KovalevaTM@mgpu.ru
Аннотация. В статье рассматривается характеристика наставничества и обсуждаются условия, при которых наставничество становится необходимым. Обсуждаются три типа компетентностей: «hard skills, «soft skills» и «self skills», и в опоре на эту типологию предлагается соответствующая типология наставничества. В рамках предлагаемой типологии анализируется тьюторство как особый тип наставничества относительно компетентностей «self skills».
Ключевые слова. Наставничество, компетентности, типы компетентностей, типология наставничества, тьюторство.
Когда несколько лет назад в России по инициативе Агентства стратегических инициатив (АСИ) проводилась первая конференция по наставничеству, участницей которой я являлась, я была поражена большим количеством представленных на этой конференции различных профессиональных и общественных объединений, рассматривающих свою деятельность, как деятельность, связанную с наставничеством. Это были различные общественные группы всевозможных социальных помощников и волонтеров, а также профессиональные группы — юристы, врачи, экономисты и т.д. Среди них отдельно выделялись представители многочисленных психолого-педагогических профессий, которые также связывали свою профессиональную деятельность с позицией наставника: учителя, психологи, вожатые, мастера, находящиеся в системе среднего профессионального образования и педагоги, работающие в сфере дополнительного образования. Наставничество было настолько широко представлено, что у всех участников конференции невольно возникали вопросы: «Каковы характеристики и отличительные черты наставничества как особой деятельности? Существуют ли какие-то типологии наставничества? И есть ли сегодня, вообще, современные профессиональные сферы, которые могут обходиться без наставничества?». Все эти вопросы заставили и меня тогда серьезно задуматься, в результате чего я попыталась сформировать собственную версию ответа на данные вопросы. Вот этими своими предварительными соображениями я и хочу поделиться сейчас с вами, накануне нашей ежегодной Тьюторской конференции, (которая в этом 2023 году как раз и называется «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество»), чтобы данную точку зрения можно было также иметь в виду, соглашаясь или дискутируя с ней, на наших общих обсуждениях в рамках конференции. Итак, наставничество, понимаемое в самом широком контексте как определенный тип деятельности, возникает как особый формат поддержки других людей в освоении определенной деятельности (или профессии). Когда и при каких условиях это становится необходимым? На мой взгляд, таким условием появления наставничества. может служить принципиальная невозможность освоить деятельность «напрямую», т.е. непосредственно с помощью алгоритмов. Там, где можно освоить деятельность в рамках учебного процесса с помощью изучения различных инструкций и положений, а потом реализовывать ее на практике и накапливать собственный опыт успешной реализации, там наставник не требуется. А вот сложную деятельность, которая сегодня представлена практически во всех современных профессиях, таким образом невозможно освоить. Необходимо сопровождение, именно, в процессе начальной реализации, совместное обсуждение первых проб и ошибок, передача особых «хитрых» приемов и техник, которые существуют фактически в каждой профессии и позволяют ее реализацию сделать более эффективной [4]. Кстати это, на мой взгляд, и объясняет почему наставничество сейчас так широко представлено в современном профессиональном мире. Так понимаемое нами наставничество как определенное взаимодействие с другими людьми, осваивающими новую для них деятельность (профессию), позволяет сформировать у них определенные компетентности, которые как раз в дальнейшем и позволят им уже самостоятельно осуществлять эту деятельность [2]. Таким образом, если мы современное наставничество будем связывать с сопровождением и формированием у людей определенных компетентностей, то возможно предложить некую современную типологию наставничества относительно тех приоритетных компетентностей, которые формируются у людей в процессе их взаимодействия с наставником. Я выделяю 3 типа наставников в зависимости от трех типов компетентностей, которые формируются в процессе их взаимодействия. Эти компетентности уже неоднократно характеризовались мною в предыдущих статьях [1]. Кратко ситуация сводится к следующему: нами проблематизирована используемая сегодня большинством современных исследователей дихотомия «hard skills»-«soft skills» как недостаточная для характеристики деятельности (и шире — жизнедеятельности) современного человека. В связи с этим вводится третий тип компетентностей «self skills» — компетентности организации самого себя, которые позволяют человеку самоопределяться, выделять приоритеты и самостоятельно действовать в современном мире [1]. (Дополнительно заметим, что skills — навыки в англоязычной традиции, помимо автоматизированных умений включают в себя еще и рефлексивную составляющую. Поэтому эти дидактические единицы в нашей отечественной традиции ближе к пониманию компетентностей…) Опираясь на данную типологию компетентностей можно типологизировать наставничество следующим образом. Наставники в «hard skills» — это мастера многочисленных училищ и колледжей, а также опытные профессионалы, которых часто прикрепляют к новичкам для их успешного погружения в профессию. Они помогают осваивать самые азы конкретной профессии и формировать, в первую очередь, базовые компетентности, необходимые для ее реализации. Наставники в «soft skills» — это психологи, коучи, социальные педагоги, вожатые, т.е. все те, кто помогает человеку в формировании у него различных социальных навыков, таких как умение работать в коллективе и малых группах, умение коммуницировать в различных целевых аудиториях и т.д., т.е. всех навыков, необходимых для успешной социальной жизни современного человека. И, наконец, существуют наставники в «self skills» — специалисты, помогающие человеку осваивать особые навыки самостроительства, самопознания и организации самого себя: самоопределения, т.е. всех тех навыков, которые известный французский философ Мишель Фуко называл «заботой о себе» [3]. К наставникам такого рода я отношу прежде всего тьюторов. Фактически у современных тьюторов существуют две основные задачи: сопровождение индивидуальной образовательной программы тьюторанта (так называют тех, с кем взаимодействует тьютор) и помощь в освоении всех тех навыков, которые и позволят человеку в дальнейшем строить собственные образовательные программы, т.е. реально находиться в процессе непрерывного образования. Вот эта вторая задача и задает тьютору позицию наставника, так как формирование таких «self skills» не может осуществляться напрямую в учебном процессе с помощью готовых алгоритмов, а требует длительного сопровождения и создание тьютором особых ситуаций, где тьюторант может получить опыт самоопределения, проявить определенный уровень самоорганизации и затем проанализировать этот опыт совместно с тьютором [1]. Таким образом, через создание специальных ситуаций, их проживание, а затем совместный анализ с тьютором, как особым типом наставника, у тьюторанта постепенно происходит наращивание «self skills», которые и позволяют ему потом реально находиться в «сложном» процессе самообразования.
Список источников:
1. Ковалева Т.М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность. Материалы XII Международной научно-практической конференции 29–30 октября 2019 М., 2019.
2. Розин В.М., Ковалева Т.М. Взгляд на развитие личности: особенности современного контекста // Педагогика. 2021. -N 1. — с. 25–34.
3. Фуко М. Беседы Эпиктета. Пер. с франц. А. Тароняна. — М.,1997.
4. Щедровицкий П.Г. Введение в мыследеятельностную педагогику. Сборник лекций — Кемерово, 1990.