Среда
20 ДекНаставничество как одна из форм концептуализации современного образования. (В.М. Розин)
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество» 18 октября — 19 октября 2023 г. — М.: ДПК Пресс, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-91976-269-0
Наставничество как одна из форм концептуализации современного образования
Розин Вадим Маркович, гл. н. с. Института философии РАН, д.ф.н. профессор, Москва, Россия, rozinvm@gmail.com
Аннотация. В статье проясняется смысл этого понятия, которое в литературе пересекается с понятиями: учитель, педагог, ментор, тьютор, руководитель и др. Автор видит в наставничестве не моду, а важный тренд, состоящий в переориентации образования на индивидуальность учащегося, его самостоятельность и самообразование, индивидуально образовательные программы, совместную деятельность с педагогом. Обсуждаются отношения, связывающие понятия наставничества и тьюторства.
Ключевые слова: наставничество, педагог, учитель, самостоятельность, личность, схемы, техника, понимание.
1. Формулируя данную тему, я подумал, а почему возникла настоящая мода на «наставничество» в образовании, разве наставник – это не просто учитель и педагог? Анализируя литературу вопроса, нашел, что, действительно, в современной педагогике, также как у автора, ясность в понимании специфики наставничества отсутствует. «При обращении к толковым и этимологическим словарям, — пишут Е.А. Челнокова и З.И. Тюмасева, в статье «Эволюция системы наставничества в педагогической практике», — мы видим различные толкования термина. Наставник трактуется как учитель, руководитель, преподаватель, воспитатель, инструктор, а также вождь, гуру, мэтр, назидатель, нравоучитель, пастырь и др. Определения различаются по сути. В слове “наставник” присутствует приставка “на-“ и корень “-став-“ (от глагола “ставить”), то есть наставить (например) на путь, по которому ученик дальше будет идти самостоятельно наряду с термином “наставничество” используют такие понятия, как “тьюторство”, “коучинг”, “менторство”» [4] Тем не менее, вдумываясь в высказывания о наставничестве, все же можно уловить в них характеристики, я бы сказал, нового педагогического отношения. В определениях наставничества можно увидеть такие моменты как равные отношения педагога и учащегося, ориентация на поддержку его личности и самостоятельности, совместность в разрешении возникающих проблем, сочетание помощи и создание условий, способствующих дальнейшему развитию. Например, обозревая литературу по наставничеству, Челнокова и Тюмасева пишут: «Е.Н. Фомин, трактуя понятие наставничества, определяет его как “личностно ориентированный педагогический процесс”… Ю.Л. Львова при раскрытии понятия “педагогическое наставничество” указывает, что оно является процессом “творческого сотрудничества”, “парного содружества”, которое возникает на основе единых педагогических взглядов, методических поисков и желания совместно решать творческие задачи, в основе которых лежит общение… Г. Льюисом даётся определение наставничества как “системы отношений” и “ряда процессов”, цель которых заключается в “помощи, руководстве, совете молодым специалистам на рабочем месте”… Д. Клаттербак особо выделяет умение наставника совместить в себе роли родителя и сверстника с целью сопровождения молодой личности на переходном этапе её развития. Наставничество, по его мнению, совмещает в себе фисилитацию, коучинг, консультирование и создание сети контактов, чтобы воодушевить и поощрить учеников за отношение к своей деятельности» [4]. Так что интерес к наставничеству не случаен. Это не мода, как может показаться на первый взгляд, а настоящий мейнстрим в развитии современной педагогики, правда, совершающийся подобно скрытым подводным течениям (в тьюторском, открытом, семейном, экосистемном и других новых формах образования, в том числе и в сфере педагогического наставничества), состоящий в переориентации на индивидуальность учащегося, его самостоятельность и самообразование, индивидуальные образовательные программы, совместную деятельность с педагогом и пр. (см. [1; 2]).
2. Нельзя ли все же понять сущность и специфику наставничества? Чтобы наметить ответ, расскажу об одном случае. Однажды мой сын съел пирожное, которое лежало в целлофановом пакете, и затем выбросил пакет в речку, мимо которой мы с ним шли. Я не успел его остановить, но на следующий день принес фильм, в котором рассказывалось о путешествии целлофанового пакета. Как сначала тот плыл по реке, потом попал в море, затем изорвался в мелкие клочки, потом их съели рыбы, а рыб поймали люди и тоже съели. Мы обсудили с сыном, правильно ли бросать целлофан в воду или закапывать в землю, или отвозить на свалку, что из этого получается, что случится с реками, морями или землей, когда сотни миллионов людей бросают целлофановые пакеты, куда попало. Для убедительности я показал фотографию моря, покрытого мусором и целлофаном. Можно ли утверждать, что в этом эпизоде автор был наставником? Все зависит от того, как к нему относился сын: был ли отец для него авторитетом, принимал ли он его помощь и разъяснения, и, что не менее важно, относился ли к сыну отец с уважением, предоставляя свободу для собственных мнений и поступков. Не опирается ли наставничество на эти три отношения: авторитет, поддержка, помощь, с одной стороны, соучастие (совместное обсуждение, общие дела), с другой, и дистанцированность, предоставление свободы — с третьей стороны? В данном случае для моего сына я как наставник был «поставлен» семьей, но в интересующим нас случае наставник как педагог ставится школой, т.е. ставится формально. Станет ли такой педагог реально для своего подопечного наставником зависит уже от его действий и отношения к своему подопечному. Например, я не раз наблюдал, как наставник теряет свой авторитет, и его подопечный перестает принимать помощь от своего наставника в ситуации блокирования наставником самостоятельного поведения подопечного. Другими словами, отношение наставничества, заданное той или иной организацией (семьей, школой, производством, общиной), вовсе не гарантировано, его прочность зависит от реальных взаимоотношений наставника со своим подопечным.
3. В плане педагогического отношения тьюторство выглядит как идеальный вариант наставничества: помощь и поддержка тьюторанта, уважение его личности и свободы развития, совместное обсуждение и решение проблем. В плане же целеполагания и влияния на личность есть, конечно, проблема: тьютор сопровождает и ведет тьюторанта, причем в определенном направлении (действуя культуросообразно, способствуя становлению определенной личности, в идеале — свободной, думающей, современной, ответственной, сознательно строящей себя), а вот должен ли это делать наставник — вопрос? Но если мы учтем, что современное образование, опять же в идеале, переходящее в самообразование, создают (должны создавать) условия для развития и эволюции учащегося как социального индивида и личности, то в этом случает надо согласиться с тем, что и наставник вместе с другими педагогами (учителями-предметникам, школьными администраторами, психологами, тьюторами, консультаторами-методологами и др.) должен участвовать в общем процессе формирования педагогической среды [3], способствующей правильному становлению и развитию молодого человека.
4. И наставник и тьютор, чтобы выполнить свое назначение в современных сложных условиях становления не только новой педагогики и образования, но и новой культуры («фьючекультуры») вынуждены помогать и вести не только своих подопечных и тьюторантов, но и, так сказать, самих себя. На что они при этом могут опираться? С одной стороны, конечно, на свою личность, с другой — на педагогическое сообщество, с третьей стороны, на осмысление реального опыта своей деятельности. Речь идет о новом педагогическом сообществе, которое самоорганизуется (складывается) в ответ на вызовы времени обсуждает проблемы, стоящие перед наставниками и тьюторами (и другими новыми педагогическими профессиями), вырабатывает в помощь им образовательные концепции и схемы, непосредственно участвует в формировании и работе новых образовательных практик.
Список источников:
1. Розин В.М. Этюды по философии образования. Смена парадигмы. — М.: Новый хронограф, 2021. — 288 с.
2. Розин В.М., Ковалева Т. М. Осмысление тьюторского опыта как «тихой революции» в образовании // Педагогика. 2021. N 9. — C. 41–51.
3. Розин В.М. Понятие среды, ориентированное на современные формы образования // Известия Российской Академии Образования. Научный журнал. No 3. 2023.
4. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Минского университета. 2018. Т. 6, №4. — С.