Четверг
17 ДекГруппа Self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе» (Ковалева Т.М.)
Ковалева Т.М. Группа Self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе» // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». / Материалы XIII Международной научно-практической конференции (XXV Всероссийской научно-практической конференции) 27–28 октября 2020 г. / Научные редакторы: Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров — М.: Ресурс, 2020. — 384 с.
Группа Self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе»
В данной статье анализируется связь между возможной ориентаци- ей образования на «онтологическую заботу о себе» и результатами современного образования. Рассматривается компетентностный подход, и в рамках него обсуждаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Выделяются self skills как группа особых компетентностей, связанных с самоопределением, самоорганизацией и самостоятельным действием человека, и предлагается рассма- тривать self skills в качестве компетентностной интерпретации философского понятия «заботы о себе».
Ключевые слова: современное образование; цели образования; «онтоло- гическая забота о себе»; компетентностный подход; компетентности: hard, soft, self skills.
Обсуждая сегодня цели современного образования, пред- ставители педагогического сообщества (и шире — всего мира современных гуманитарных профессий) вновь возвращаются к необходимости осмысления и переосмысления принципи- альной сущности, именно человеческой жизни. Разрабатывая в нашем профессиональном сообществе проблематику инди- видуализации в образовании и тьюторского сопровождения современного человека, мы опираемся на позицию Хайдеггера, который считал, что способом человеческого бытия в мире является ЗАБОТА. Исследования М. Хайдеггера, в частности, текстов Платона о Сократе, позволили ему сделать вывод, что именно категория заботы была положена в основание грече- ской философской мысли, которая затем распространилась на всю западную философию [8].
Три года назад в Московском городском педагогическом университете в рамках нашей ежегодной научно-практической тьюторской конференции «Тьюторство в открытом образова- тельном пространстве» мы специально обсуждали тему «за- боты о себе» и построение индивидуальной образовательной программы и, в частности, анализировали эти тексты Платона о Сократе, привлекая исследования как российских, так и за- рубежных ученых. Повторю здесь некоторые принципиальные моменты, важные для нашего дальнейшего обсуждения. В «Апо- логии Сократа» взросление человека рассматривается Сократом как забота о себе и забота о других. Для самого Сократа забота о других представлялась, в первую очередь, как образование юношей, которых он стремился воспитывать и передавать им духовные ценности, но не напрямую, а через создание специ- альных условий, в которых возможно осмысление ими своего жизненного пути. Для взрослеющих молодых людей он и счи- тал это их заботой о самих себе, включающей постановку как этических, так и моральных вопросов.
Такая забота о себе у подрастающего поколения постепенно должна была перейти, по мнению Сократа, в заботу о государ- стве, общественных институтах и, в целом, об общем благе. Вот что пишет Платон в «Алкивиаде 1», ссылаясь на слова Сократа:
«Прежде, чем заниматься политикой, нужно провести напря- женную и плодотворную работу по формированию самого себя: не пройдя этот путь, невозможно получить необходимую под- готовку». Таким образом, в качестве специфического принципа воспитания, характерного для греческой пайдейи, заключает зарубежный исследователь В. Боффо, опираясь на анализ текстов Платона о Сократе, являлся принцип личностного формирова- ния, который понимался прежде всего как забота о себе, а затем забота о других [1].
Этот принцип заботы о себе присутствует сегодня (в зави- симости от конкретных образовательных приоритетов каждой страны) практически во всех европейских педагогических систе- мах, начиная с античности, и отражен во многих философских текстах: Блаженного Августина, Паскаля, Платона, Руссо, Сенеки и т. д. Так, например, Сенека ориентирует молодого Луцилия в письме к нему: «…Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги и копи время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило» [7].
В нашей отечественной традиции принцип заботы о себе в большей степени воспроизводился в системе домашнего, а в советское и постсоветское время — в системе альтернативно- го, частного и семейного образования. Если мы хотим сегодня, опираясь на современные антропологические представления о сущности человеческой жизни, этот принцип заботы о себе восстановить и реализовывать в системе современного образо- вания, то необходимо сначала проинтерпретировать его в рам- ках современного педагогического языка, а затем разработать адекватные нашему времени способы его реализации.
Современная педагогика выделяет сегодня три типа ре- зультатов, которые должны достигаться всеми школьниками в процессе их обучения. Это предметные, метапредметные и личностные результаты [5]. Но, чтобы можно было обсуждать достижение (или недостижение) этих результатов, необходимо ввести определенные дидактические единицы, которые будут связывать результаты, требуемые современной школой с ор- ганизацией конкретного учебного процесса. В качестве таких дидактических единиц современной педагогикой выбраны компетентности, и все возрастные ступени современного обра- зования (дошкольное, общее, высшее образование) переходят сегодня на компетентностный язык [9].
Главная задача компетентностного подхода, в котором работают сегодня различные образовательные учреждения от детского сада до средних профессиональных и высших учебных заведений,— найти связь между конкретными зна- ниями, умениями и навыками, которые традиционно фор- мировались различных в образовательных учреждениях и их применением в практических жизненных задачах, а также с формированием определенных компетентностей у школь- ников и студентов — способности ставить собственные про- блемные вопросы [2] и применять эти знания, умения, навыки в новых и нестандартных ситуациях.
Таких конкретных компетентностей существует на сего- дняшний день огромное количество, и поэтому с целью упоря- дочивания этого большого многообразия стали оформляться различные типологии. Современные исследователи пытаются выделить также именно те компетентности, которые становятся в жизни современного человека наиболее важными. Сегодня в сфере образования обсуждаются базовые компетентности; ключевые компетентности; компетентности «4 К» (креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление); компе- тентности XXI века и т. д. И эти различные компетентности все чаще начинают объединяться в группы hard skills и soft skills. Я уже неоднократно в своих статьях (в частности, в статье прошлогоднего сборника Тьюторской конференции-2019) при- водила характеристики Hard skills и Soft skills [4], но для понима- ния задачи переинтерпретации антропологического принципа «заботы о себе» на компетентностный язык обратимся к этой типологии еще раз.
Hard skills («твердые навыки» — перевод с англ.) — это, как правило, предметные профессиональные умения, навы- ки и компетентности, необходимые человеку относительно представленности современных технологий, и связаны с тре- бованиями производства, цифровизации, компьютеризации, и т. д. Эти компетнтности становятся необходимыми человеку для осуществления сегодня практически любой деятельности. Soft skills («мягкие навыки» — перевод с англ.) — это в первую очередь метапредметные умения, навыки и компетентности, которые помогают человеку адаптироваться в современном со- циуме. Одним из примеров таких soft skills является, например, группа компетентностей «4 К» (креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление).
Но в эту группу soft skills вошли очень разнородные на- выки, связанные и с успешной социализацией современного человека, и с пониманием самого себя в этом современном мире. Возвращаясь к антропологическому языку, заданному в начале статьи, можно сказать, что в одной группе оказались смешанными навыки «заботы о себе» и «заботы о других». Нам же представляется важным, удерживая всю длительную антропо- логическую традицию выделения принципа «заботы о себе» в осмыслении человеческой жизни, выделить эту группу навыков как отдельную, понимая ее предельную значимость в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Выделение такой особой группы компетентностей (мы ее называем self skills) позволяет педагогам работать с самоор- ганизацией школьников, создавать условия для их самоопре- деления и самостоятельных инициативных действий, орга- низовывать специальную работу на формирование навыков, направленных по отношению к своим личностным смыслам. Французский философ Мишель Фуко считал, что такая работа требует отдельного специально выделенного времени. По его словам, «образовывать себя» и «заботиться о себе» — это взаи- мосвязанные практики. В работе «Беседы Эпиктета» Мишель Фуко пишет: «Забота о себе требует способности осмыслить свое состояние, оценить его, чтобы не заниматься тем, что человек не в состоянии вынести» [6, с. 83].
Выделенная нами группа Self skills представляет собой груп-
пу особых компетентностей, связанных с самоопределением и инициативными самостоятельными действиями человека, его самоорганизацией, а также с осмыслением им своих собственных познавательных интересов, выстраиванием индивидуальной об- разовательной программы [3]. С нашей точки зрения, выделение этих компетентностей в отдельную группу позволит не только педагогам организовать специальную работу, направленную на их формирование, но и самим школьникам и студентам самостоя- тельно осмысливать свой учебный (шире — образовательный) процесс, а не просто фиксировать достижение тех или иных конкретных компетентностных результатов.
Таким образом, перед нами сегодня стоит сложная задача переинтерпретации антропологического принципа «заботы о себе» на современный компетентностный язык. Понимая всю неизбежность редукции перевода философских понятий, имеющих огромную историко-антропологическую традицию, на прагматичный компетентностный язык, мы тем не менее вынуждены начать говорить на этом языке, если хотим быть услышаны современной педагогикой.
Литература
-
- Боффо В. Учитель как воспитатель: аспекты заботы // Мы все в заботе постоянной… Материалы международной конферен- ции памяти Г. В. Иванченко (НИУ ВШЭ, Москва, 9–11 сентября 2015).— М.,
- Карастелев В. Е. В чем состоит современная культура вопрошания? Как научить ставить собственные вопросы, а не заимствовать чужие? // Современное образование. 2018. № 4, с. 104–118.
- Ковалева Т.М. Забота как концепт тьюторской деятельности // Тью- торство в открытом образовательном пространстве: «забота о себе» и построение индивидуальной образовательной программы. Мате- риалы X Международной научно-практической и XXII Всероссийской тьюторской конференции 31 октября — 01 ноября 2017 г.— М.,
- Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование self skills // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тью- торская деятельность. Материалы XII Международной научно- практической конференции 29–30 октября 2019 г. М.,
- Теров А. А. Индивидуализация, тьюторская деятельность и реали- зация федеральных государственных образовательных стандартов
// Бизнес. Образование. Право. 2013, № 1(22), с. 117–121.
- Фуко М. Беседы Эпиктета. Пер. с франц. А. Тароняна.— М.,1997.
- Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. Пер. С. А. Ошерова. М.,1977.
- Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В. В. Бибихина.— М.,1997.
- Хачатрян Э. В. Компетентностный подход в образовании: теоре- тические аспекты // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016, №