«Теория и практика тьюторской деятельности и индивидуализации». Вариации тьюторских практик в вузах России
 /  Библиотека / Теория и история / Тьюторство в высшем профессиональном образовании / «Теория и практика тьюторской деятельности и индивидуализации». Вариации тьюторских практик в вузах России

«Теория и практика тьюторской деятельности и индивидуализации». Вариации тьюторских практик в вузах России

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

«Теория и практика тьюторской деятельности и индивидуализации». Вариации тьюторских практик в вузах России

Балясова Наталья Николаевна, магистрант второго года, Московский городской педагогический университет, по программе «Тьюторство в сфере образования», старший преподаватель, Томский государственный университет BalyasovaNatalia@yandex.ru

Аннотация: В статье затрагивается тема разнообразия становящейся тьюторской практики в высших учебных учреждениях России, приводится возможная типология практик, рассматривается ряд кейсов существующих практик.

Ключевые слова: Тьюторские практики вузов, типология тьюторского опыта, тьюторство в России, тьюторская служба.

Тьюторство для России всё ещё новая практика, бурно развивающаяся и видоизменяющаяся. В настоящее время тьюторство можно встретить на всех ступенях образования — от детского сада до высшего образования. Так же тьюторы появились в дополнительном образовании, тьюторы для взрослых, тьюторы в здоровьесберегающей сфере. В данной статье будут рассмотрены некоторые, встречающиеся в настоящее время, виды тьюторской практики в учреждениях высшего образования. Изучая опыт тьюторской деятельности в вузах удалось выделить следующие подходы к организации данной работы: организованные тьюторские службы вуза; работающие тьюторами студенты-старшекурсники; тьюторы работающие на отдельных факультетах. Можно выделить различные целевые направления работы тьюторов: помощь в адаптации, и сопровождение иностранных студентов всё время их обучения; помощь в адаптации первокурсников к университетской жизни; помощь в построении индивидуального образовательного маршрута в тех вузах, где доступна вариативность, например, применение модели «Liberal Arts» или «Ядро бакалавриата». Так же есть различия по способу работы со студентами:обязательные групповые тьюториалы, предусмотренные в расписание; тьюторские курсы погружения в университетскую среду; индивидуальные добровольные обращения к тьюторам; обязательные индивидуальные занятия с тьютором. Приведенные выше типы организации работы тьюторов и тьюторских служб не существуют в чистом виде. Всегда есть некоторая комбинация способов и средств, целей работы. Рассмотрим ряд существующих практик, в подтверждение описанной выше типологизации. Так, например, в Московском городском педагогическом университете в магистерской программе «Тьюторство в сфере образования» реализовано тьюторское сопровождение для первокурсников силами второкурсников. Данная тьюторская практика является обязательной для второкурсников, она включена в учебный план, является их педагогической практикой. Основной задачей, которую руководитель практики ставит перед магистрантами — это тьюторское сопровождение в определении темы будущей ВКР  первокурссника. Ни для кого не секрет, что магистратура — это не только обучение, но и научная работа, которую необходимо вести с самого начала обучения. Готовых тем будущих ВКР списком не существует. Области научных исследований не ограничены. И даже типов работы допускается три: исследование, проектирование, конструирование кейса. Конечно разобраться самостоятельно в такой вариативной среде очень сложно. Магистранты же второго года, во-первых, сами проходили этот нелёгкий путь всего год назад. Во-вторых, уже обладают собственной тьюторской практикой, овладели множеством инструментов и подходов для проведения тьюториалов. Такой симбиоз каждый год даёт свои плоды и уже к ноябрю магистранты первого года определяются с направлением своей будущей выпускной работы и её типом, а кто-то даже формулирует тему, в её первом приближении. Конечно в ходе проведения тьюториалов неизбежно оказывается помощь в адаптации к процессу обучения в магистратуре. Данная практика является обязательной как для первого, так и для второго курсов. Другим ярким примером может служить тьюторская служба Томского государственного университета. Первоначально она создавалась для работы со студентами с высоким образовательным потенциалом, но в процессе развития произошли изменения и в начале тьюторы ТГУ стали работать с любым студентом, подавшим заявку на  ндивидуальный тьюториал, затем возник целый учебный курс, проводимый тьюторами; и в одном из институтов возникла своя тьюторская служба, так как там появилась модель обучения «Ядро бакалавриата». В настоящее время в рамках курса, получившего название «Погружение в университетскую среду» и проводимого в начале сентября на многих факультетах и институтах университета тьюторы не только помогают навигацией по избыточней среде университета, но и презентуют себя и тьюторскую службу вуза. Таким образом большинство первокурсников знакомится с данным подразделением и в дальнейшем они могут обращаться за индивидуальными тьюториалами. Тема таких тьюториалов может быть абсолютно разной, всё зависит от запроса студента. Это и адаптация в университете первокурсника, и помощь с определением научного направления. Это может быть более детальная навигация. И даже профориентация дальнейшего профессионального развития. Так же в течении года тьюторы проводят групповые тьюториалы по разным темам, которые анонсируются в социальных сетях, и запись на них открыта и публична. Ещё одним направлением работы тьюторской службы ТГУ сейчас является обучение и поддержка тьюторов Института истории и политических наук. В данном институте в программу «вшит» курс занятий с тьюторами факультета для определения академического маршрута студента первого и второго курса в условиях вариативного учебного плана. Ещё одним вузом с интересной тьюторской практикой является Тюменский государственный университет. В августе 2019 года учрежден Центр тьюторского сопровождения в рамках дорожной карты Повышения конкурентоспособности вуза. В штате пятнадцать тьюторов. Тьюторская служб призвана работать со всеми первокурсниками в рамках определения их академического маршрута на первом и втором курсе, так как вуз перешел на модель обучения «Ядро бакалавриата». Первой задачей тьюторов является построение академического маршрута. В дальнейшем тьюторы помогают определиться с профильными дисциплинами из вариативной части учебной программы. Также к тьюторам можно записаться на тьюториал посвященный другим вопросам. В рамках таких запросов может быть и адаптация в университетской среде, и смена направления обучения как внутри вуза, так и смена вуза в целом. Запрос у обращающегося может быть вовсе не сформулирован, тогда тьютор в начале помогает сформулировать запрос. Так же в структуре университета существует психологическая служба, и часть запросов может передавать туда ещё на этапе подачи заявки студентом на встречу. Опыт организации тьюторского сопровождения в вузе через привлечение активных студентов можно изучить на примере Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы. В 2014 году впервые было проведено обучение студентов старших курсов по образовательной программе «Тьюторское сопровождение в вузе» и стартовала Школа тьюторов БГПУ — студенческое объединение при отделе социально-психологической поддержки обучающихся. Тьюторы-студенты осуществляют как групповые, так и индивидуальные консультации по вопросам образования, личностно-профессионального развития и самоопределения. На каждом факультете к каждой группе прикрепляется 2–3 тьютора, организуется тьюторская группа института / факультета со своим руководителем. Модель тьюторского сопровождения образовательной программы Liberal Arts можно изучить на основе опыта Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ города Москвы. Программа бакалавриата, основанная на принципах Liberal Arts Education открылась в 2012 году. Важной особенностью данной образовательной модели является значительная  вариативность учебных дисциплин и элективных курсов на всём протяжении обучения. Соответственно ещё на старте программы была запланирована тьюторская служба. Тьюторы в данном случае отвечают за личностно-образовательное сопровождение студентов первого курса и профессионально-образовательное сопровождение студентов, начиная со второго курса. У первого курса тьюториалы встроены в расписание и проходят в групповом формате и формате индивидуальных встреч по индивидуальному расписанию. Студенты старших курсов самотоятельно определяют объём тьюторского сопровождения. В городе Новосибирске так же в стенах РАНХИГС встречается абсолютно другая практика тьюторского сопровождения. В данном случае работают русскоговорящие студенты со студентами иностранцами. Студенты волонтёры проходят обучение, в рамках которого они знакомятся как с педагогическими основами, так и с тьюторскими компетенциями. После успешно пройденного обучения данные студенты работают в Тьюторском центре, где организуется адаптационная поддержка студентов-иностранцев к российской действительности и российскому образованию, оказывается помощь при изучении русского языка, решаются какие-то бытовые вопросы, проводятся праздники, в рамках которых в неформальной обстановке иностранные студенты знакомятся с русской культурой, менталитетом, расширяют свой словарный запас. Из приведенных немногочисленных примеров видно разнообразие тьюторской практики вузов. Анализируя сложившуюся ситуацию можно говорить о бурном развитии уникальной антропологической практики в российском высшем образовании.

Литература

1.Становление тьюторской модели современного университета в России: Коллективная монография. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. — 148 с.

2.Береговая, О.А. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе / О.А. Береговая, С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29. — № 1. — С. 156–165. — DOI 10.31992/0869–3617–2020–29–1–156–165.

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости