СИНТЕЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СТУДЕНЧЕСКОЙ СТАРТАП-КОМАНДЫ
 /  Библиотека / Тьюторство в высшем профессиональном образовании / Тьюторство в открытом образовании / СИНТЕЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СТУДЕНЧЕСКОЙ СТАРТАП-КОМАНДЫ

СИНТЕЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА СТУДЕНЧЕСКОЙ СТАРТАП-КОМАНДЫ

Синтез проектной деятельности среднего общего и высшего образования на примере проекта студенческой стартап-команды.

Антипина Елена Валерьевна, Дьяконова Наталья Львовна

к.т.н., доцент кафедры дизайна УдГУ, г. Ижевск, antipinaelena@gmail.com,

директор Центра индивидуализации и тьюторства «REBUS», г. Ижевск, nat_lv@mail.ru

 В образовательной деятельности основным документом, регламентирующим работу преподавателя, является федеральный государственный образовательный стандарт. Во ФГОС как среднего общего образования, так и во многих ФГОС высшего профессионального образования определенных направлений прописана ориентация на исследовательскую и проектную деятельность, как на эффективный метод, который формирует у учащихся умения и навыки по поиску новой информации, работы с ней, стимулирует к ее анализу и синтезу. Такие требования ведут за собой необходимость использования в образовательном процессе элементов проектной деятельности [2].

Рассматривая школу, как объект, который использует проектную деятельность в качестве средства профессионального самоопределения, ФГОС среднего общего образования направлен на создание условий у учащихся стимуляции к появлению знаний и умений по разработке и выполнению практических заданий с обязательным представлением результатов, что облегчает впоследствии учащимся адаптацию к вузовской среде, которая представляет собой более разнообразные и широкие форматы работы, отличные от школьного [7, с. 121].

Для старших школьников индивидуальный проект является обязательной дисциплиной. Проектная деятельность в школе становится одним из знаковых мест для совершения профессиональных проб учащимися. Но при реализации своих идей школьники часто сталкиваются с дефицитами в узкопрофессиональных направлениях, останавливаясь на этапах определения цели задач проекта, разработки его концепции, оценки ресурсов и создания плана проекта, но не продвигаясь в направлении его реализации [7, с. 121]. Проекты становятся неконкурентоспособными на рынке. Учащимся приходится ориентироваться на социальный сектор и часто иметь дело с нереализованными задачами. Это имеет свой образовательный и воспитательный эффект, так как приносит нематериальную выгоду, но не решает все вопросы проектной деятельности. Коллаборация с магистрантами вуза позволяет вывести проектную деятельность на новый уровень.

Проектный метод в вузах используется в ходе обучения во многих вузах России [6, с. 53]. Особенностью проектной деятельности в вузе является то, что её реализация возможна в рамках далеко не каждого направления, она всегда уникальна и должна иметь четкие критерии завершения [4, с. 167]. Она отличается от проектной деятельности в школе, поскольку должна учитывать особенности определенной профессиональной деятельности. Ее сложность по сравнению со школьными проектами выше и включает, помимо концептуальной, программной и планировочной деятельности, этапы постановки проблемы, исследования, реализации, оценки эффективности [7, с. 121]. Но вузовскую проектную деятельность также нельзя сравнивать с подобной деятельностью в бизнесе, поскольку вуз является образовательной, а не коммерческой организацией [4, с. 169], и в рамках учебного процесса ее апробация часто не является возможной [1, с. 46]. Поэтому этап оценки эффективности проекта является достаточно условным.

Объединение вуза с другими организациями и апробация проектов на целевой аудитории позволяет рассчитывать на более высокие результаты в работе над студенческим проектом. При таком подходе реализуются все характеристики проектного метода, например, такие как сотрудничество, междисциплинарность, реалистичность и т.д. [6, с. 53]. Происходит развитие не только отдельного студента, но и студенческой команды в целом. При совместной работе младшие учащиеся-школьники ожидают от старших учащихся-студентов, что те доведут проект до конца, как более взрослые и опытные товарищи про проекту. Студенты, в свою очередь, ввиду возложенных на них ожиданий уже не от руководителя проекта, а от младших партнеров, более заинтересованы в результате и соблюдают нормы организационной и проектной культуры [1, с. 46].

Работа над проектами нацелена на решение конкретной практической задачи [6, с. 54]. И основными этапами среди вышеперечисленных обычно являются предпроектное исследование, разработка проекта, его экономическая оценка или реализация. Стартапы от проектной деятельности отличаются тем, что в их основе должна лежать либо инновационная идея, либо переосмысление существующих теоретических или практических аспектов в выбранной сфере [5, с. 765]. Не все стартапы ставят своей целью прибыль [5, с. 767]. Как раз такой вид стартапов как социальный является вполне оправданным выбором в вузе, поскольку он может решить определенные социальные проблемы, как школы, так и университета.

В стартап команды в вузе могут быть включены студенты всех уровней, начиная от бакалавров, заканчивая аспирантами. Но с точки зрения базовых умений и навыков наиболее перспективными выглядят команды магистрантов, которые уже обладают определенными возможностями, и понимают направление своего роста в дальнейшем.

Одна из самых больших проблем в школе — это сопровождение проекта школьника и доведение его до результата. Тьютор не осуществляет педагогическую деятельность в работе над проектом. Его основная задача – помочь спланировать работу, подобрать ресурсы, отработать рефлексивные точки с тьюторантом. Поскольку с точки зрения индивидуализации наиболее важным являются не уникальные характеристики тьюторанта, а то как он выстраивает свой путь, ориентируясь на них и осознавая их ценность [3, с. 39]. Это тот самый опыт, который необходим обучающимся для последующей самоорганизации и реализации более сложных индивидуальных задач. Совместная работа с тьютором позволяет достичь большего результата при работе над проектом, вносит осознанность и осмысление деятельности.

Проектная деятельность в рамках профессиональных направлений в вузе может быть реализована как индивидуально, так и в команде. С точки зрения института тьюторства высшей школы модель работы в команде является более интересной и перспективной, поскольку она позволяет учесть сильные и слабые стороны каждого участника и выстроить формат работы команды таким образом, что слабые умения и навыки участника в процессе работы подтягиваются, а сильные позволяют довести проект до конца. Роль тьютора, при реализации такой проектной деятельности в вузе является очень значимой, поскольку необходимо провести не только первоначальную оценку умений и навыков каждого участника команды, но и сопровождать участника и команду на всем пути разработки проекта.

Результатом совместной работы учащихся 9 классов Центра индивидуализации и тьюторства REBUS и магистрантов Института искусств и дизайна Удмуртского Государственного Университета стал проект из 3 частей: комикс, настольной игра и сайт.

Первоначально идея была предложена магистрантами. Отличием и плюсом данной стартап команды явилось то, что ее участники закончили бакалавриат других направлений, таких как педагогическая деятельность в области ИЗО и МХК и бизнес-информатика. Разносторонние интересы магистрантов позволили найти идею на стыке дисциплин и создать интересный социальный продукт с вовлечением в него прямой целевой аудитории – школьников. Было решено остановиться на жанре психологического комикса по мотивам классических литературных произведений из школьной программы. Магистранты собрали аналитический материал и выбрали героев, наиболее значимых и интересных с точки зрения жанра комикса.

Целевая аудитория проекта, а именно школьники 9 класса, сначала были приглашены магистрантами для участия в опросе с целью уточнения основных характеристик проекта. В дальнейшем они стали его полноправными участниками, взяв на себя процесс написания литературных портретов героев проекта. Для работы над психологическими портретами был приглашен психолог Центра индивидуализации и тьюторства REBUS, так как анализ школьников нуждался в обсуждении и профессиональной ревизии.

Пока магистранты работали над структурой комикса, школьники, опираясь на уже полученный в ходе разработки комикса аналитический материал, приступили к разработке настольной игры. Для презентации проекта был собран сайт. Сейчас команда школьников завершила работу над игрой, магистранты доделывают дизайн, игра «ЛитераТур» готовится к печати и продаже. В финале планируется всю информацию выложить на сайт, который вместо демонстрационного будет продающим.

Использование проектного метода в образовательной деятельности позволяет не только сместить фокус учащихся на получение навыков не от преподавателя, а от совместной познавательной деятельности, когда они становятся активными участниками образовательного процесса, а не пассивными слушателями. Введение же в данный процесс практики тьюторства дает возможность провести учащимся рефлексию той деятельности, которую они осуществили. Роль тьютора как в средней школе, так и высшей, заключается как в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности, так и в активной позиции диалога со своим тьюторантом, когда обоюдное взаимодействие позволяет понять и прожить образовательную ситуацию, выстроив в результате его собственный индивидуальный маршрут.

  1. Ветров Ю.П. Особенности организации проектной деятельности в профессиональном образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – №2/41. – С. 41-48. – DOI: 10.24411/2078-1024-2019-12004.
  2. Коннова А.А. Проектная деятельность как средство реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Педагогический опыт. – https://www.pedopyt.ru/categories/17/articles/2435.
  3. Малиновская Ю.Н. Тьюторство как образовательная практика индивидуализированного общества // Вестник ТГПУ – 2017. – № 12 (189). – С. 37-41. – DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-37-41.
  4. Нагорный Д.О., Щербаков С.М. Проектная деятельность в вузе: особенности, проблемы, технологии управления // Информатизация в цифровой экономике. – 2021. – Том 2. – № 4. – С. 167-180. – doi: 10.18334/ide.2.4.113393.
  5. Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Безрукова Н.А., Уткин В.Е. Особенности стартапа как проекта // Московский экономический журнал. – 2021. – № 12. – С. 761-770. – doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10773.
  6. Сафонова К.И., Подольский С.В. Проектная деятельность студентов в вузе: принципы отбора проектов и критерии формирования проектных групп // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 9. – С. 52-61. – https://doi.org/10.24158/spp.2017.9.11.
  7. Семенова Л.М. Проектная деятельность учащихся старших классов школы и студентов вуза в системе преемственности «Школа-ВУЗ» [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 3 (15). – С. 121.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости