Развитие и самоактуализация тьютора в процессе деятельности

Развитие и самоактуализация тьютора в процессе деятельности

Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции)  ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 26-27 октября 2021 г.

Развитие и самоактуализация тьютора в процессе деятельности

Яковлева Людмила Александровна, Московский городской педагогический университет, магистрант 2 курса «Тьюторство в цифровой образовательной среде», г. Тюмень, l.a.yakovleva5@gmail.com

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты «практик себя» и самоактуализации, которые проявляются во взаимодействии тьютора и тьюторанта и отражают возможности для личностного и профессионального роста и развития тьютора в процессе реализации деятельности.

Ключевые слова: Антропопрактика, практики себя, взаимодействие, самоактуализация, требование к профессии, компетенции.

На данном этапе трансформации образования становится актуальным такое понятие, как «антропопрактика». Существует довольно большое количество исследований, авторы которых занимаются суммацией смыслов и определений понятия «антропопрактика». Так, например, в трудах Т.М. Ковалёвой суть тьюторства раскрывается в контексте реализуемой антропопрактики, то есть деятельности, направленной на развитие человека. Рамка индивидуализации, которая определяет рабочее пространство для тьютора, задаёт вектор его усилий в отношении «совокупности…процессов самосознания, самоопределения, строительства собственной жизни», становления субъектности, «конституирования себя» [2, с. 73] со стороны тьюторанта. Однако учитывая данный функционал, на наш взгляд, неправильно было бы ограничиться исключительно характеристиками эффектов, получаемых тьюторантом, тем более, что в понимание антропопрактики в качестве одного из основополагающих включено понимание практик типа «само» и «практик себя», то есть таких, «в которых и субъектом, и объектом преобразований и трансформаций является один и тот же человек» [3, c. 18]. Практики себя, по словам С.С. Хоружего, являются практиками аутотрансформации субъекта [4, c. 277]. Со ссылкой на понимание М. Фуко, С.С. Хоружий уточняет, что практики себя направлены на «преобразование в некое состояние, «сообразное с истиной», которое «придает завершенность субъекту… позволяет ему сбыться», стать «сбывшимся», «получившим завершенность, истинным собой». Особенно интересным в данном контексте является упоминание автором цитаты С. Киркегора, утверждавшего, что «истина не дается субъекту простым актом познания… нужно, чтобы субъект менялся» [4, c. 278]. То есть человек должен перейти к действиям по работе над собой, включиться в процессы, определяющие его настоящий момент, а может, и будущие события. Это, в свою очередь, сможет обеспечить изменения как на физическом, так и умственном, духовном уровнях. Подобные перемены и достижение этапа «обретения самого себя», согласно точке зрения Т.М. Ковалёвой, возможно лишь во взаимодействии с другим [2, c. 76]. Так, совместная с тьютором работа тьюторанта  в направлении реализации «практики себя», стремления к саморазвитию, позитивной аутотрансформации способна значительно увеличить эффективность этого взаимодействия. Помимо прочего, в таком случае существует вероятность оптимизации сроков происходящих процессов, связанных с самоактуализацией, самореализацией и самоопределением. Однако, по нашему мнению, подобные эффекты стоит рассматривать не только как результат процесса, разворачивающегося в отношении тьюторанта, а в качестве итогов взаимополезного акта, которые находят своё отражение в личностном и профессиональном росте тьютора как специалиста. Подтверждение данному тезису мы находим в описании понятия антропопрактики с точки зрения проектной и гуманитарной стратегии: «Человек может сделать себя объектом собственной деятельности (проектной или инженерной) и получить на выходе то, что замышлялось» [3, c. 29]. Нельзя не согласиться, что данная ситуация возможна только в том случае, если у тьютора есть цель личностного и профессионального развития. Тем не менее, многие практикующие специалисты отмечают, что наибольшей эффективности в работе получается достичь в том случае, если использованный инструмент или техника работы были опробованы специалистом на себе. Важным является момент присвоения или адаптации «под себя». Конечно, плодотворность данного подхода к подготовке ко взаимодействию с тьюторантом обеспечивается, в том числе, благодаря более уверенной подаче со стороны специалиста. Однако нельзя полностью исключить ценность момента передачи присвоенного опыта и способности тьютора говорить с тьюторантом «на одном языке», выстроить контакт, соотнести опыт, полученный тьюторантом в ходе совместной работы, со своим собственным. Важным представляется и то, что все перечисленные компетенции мы также можем найти в тезисах по основным особенностям профессионального общения [1, c. 175]. Так, уровень коммуникации с тьюторантом зависит от сформированности у специалиста компетенции познать самого себя, познать тьюторанта в контексте организации его образовательной деятельности, а также умения правильно оценить ситуации и степени развития коммуникативности. Следует отметить, что далее в расшифровке сути «познания тьюторанта тьютором» представлен целый ряд способностей, которыми тьютор должен обладать. Данный перечень включает:

–  общую оценку образовательного и личностного потенциала тьюторанта;

–  выявление образовательных запросов и потребностей, интенций и устремлений;

–  оценку образовательных мотивов и намерений;

–  оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека;

–  умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.

Также мы можем познакомиться с характеристикой понятия «познание тьютором самого себя». Оно включает способность к оценке:

–  собственных профессиональных знаний, способностей и возможностей;

–  своего характера и других черт личности;

–  того, как тьютор воспринимается со стороны и выглядит в глазах

окружающих его людей, особенно субъектов образовательного процесса.

В число остальных компетенций, которыми должен обладать тьютор, вошли:

–  умение правильно оценить ситуацию общения (наблюдение за обстановкой, выбор её наиболее информативных признаков);

–  адекватность восприятия и оценки образовательного смысла и потенциала, а также социального и психологического контекста ситуации;

–  коммуникативная компетентность [1, c. 175].

Помимо вышеуказанных требований к тьютору, важнейшая роль отведена ценностным характеристикам профессии, включающим гуманистическую направленность личности, неприятие давления, манипулирования, открытость, соблюдение принципов индивидуализации и конфиденциальности, уважение к личности тьюторанта, учёт «возрастных, национальных, конфессиональных, гендерных, психологических и иных особенностей» [1, с. 176], соблюдение принципов «Этического кодекса тьютора» [5] и другие не менее важные аспекты. В качестве одного из главных аспектов упоминается субъектность тьютора в образовательной деятельности, которая также подразумевает активную профессиональную и личностную позицию [1, с. 176]. Следует отметить точку зрения В.М. Розина касательно концептов массовости и уникальности. В этом смысле представляется перспективным направление обсуждения массового и уникального концепта, имеющего отношение к профессиональному аспекту. Так, специалист, работающий в сфере тьюторства, с одной стороны, должен проявляться в качестве профессионала, придерживающегося определённых «массовых» системных рамок, заданных для всего тьюторского сообщества профессиональным стандартом, компетентностными требованиями, ценностными установками и этическим кодексом. С другой стороны, «присвоив» их, то есть сделав следование вышеуказанным «правилам» частью своей повседневной практики, он свободно выбирает аудиторию (по возрастным признакам, по типу запроса и др.), форму (очное или онлайн-взаимодействие), техники и инструменты, которые воспринимаются им как наиболее эффективные и т.д.. Таким образом, тьютор приобретает качества уникального специалиста и в этой позиции способен совершить акт самоопределения и реализовать способность действовать в профессии в соответствии с принятыми профессиональными установками и стандартами, демонстрируя тем самым «своё видение действительности, которое он нащупывает, постигая свою жизнь… мир» и профессию [3, с. 27]. Следуя данной логике, можно сделать вывод о том, что в процессе профессиональной деятельности тьютор получает возможность реализовать свой личностный, творческий и профессиональный потенциал, то есть самоактуализироваться, «стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого» [1, с. 39]. Важно констатировать, что разворачивание подобного сценария возможно лишь в случае осознанного отношения к профессии и миссии тьютора. Таким образом, реализация профессиональной деятельности в качестве тьютора становится мощным стимулом к внутренним и внешним преобразованиям, представляет собой позитивный феномен на современном рынке труда. Тренды осознанности и непрерывного образования, популярность которых активно набирает обороты, свидетельствуют о необходимости разработки образовательных программ, направленных на процесс самоактуализации и развитие тьюторских компетенций, и предназначенных представителям различных возрастных, профессиональных, гендерных и др. рода категорий.

Литература

1 .  Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова, (Смолик) С.Ю., Теров, А.А., Чередилина М. Ю.      Профессия «тьютор». М. — Тверь: «СФК-офис», 2012. 246 с.

2. Ковалева Т. М. Тьюторство как антропопрактика / Т.М. Ковалева // Человек.RU. — 2016. — № 11. — С. 71–81.

3. Розин В. М. Понятие и типы антропопрактик / В.М. Розин // Чело-век.RU. — 2017. — № 12. — С. 13–33.

4. Хоружий С.С. Фонарь Диогена. М.: ИНСТИТУТ СВЯТОГО ФОМЫ, 2010. 376 с.

Интернет-документы

1 .  Этический кодекс тьютора [Электронный ресурс]. URL: http://kmo59.ru/images /kodeks_tutor.pdf (дата обращения: 13.09.2021)

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости