Пятница
26 НояПрограмма тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика
Из Сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции (XXVI Всероссийской научно-практической конференции) ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москвы 26-27 октября 2021 г.
Программа тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика
Дудчик Светлана Викторовна, канд. пед. наук, доцент Дирекции образовательных программ ГАОУ ВПО Московского городского педагогического университета, г. Москва dudchik@yandex.ru
Аннотация: В статье обозначена актуальность групповых тьюториалов «Навигатор в мир профессий» в профессиональном самоопределении учеников 9–10 классов, поиска новых подходов, форм и средств к организации тьюторского сопровождения данной антропологической практики.
Ключевые слова: Тьюторское сопровождение, тьютор, групповой тью-ториал, профессиональное самоопределение, антропопрактика.
Каждый подросток сталкивается с проблемой выбора профессии. Чтобы сделать этот выбор, ему нужна помощь. В России нет единой системы профориентации, что усложняет этот выбор. Подростки нахо-дятся в разных ситуациях: кто-то уверен в своем решении, кто-то сомневается, а кто-то не знает, как начать поиски. Идея групповых тьюториалов «Навигатор в мир профессий» — первая попытка, поддержка профессионального самоопределения подростков 16–17 лет. В рамках трех тьюториалов «Навигатор в мир профессий» предусмотрена вариативность и индивидуализация получаемых результатов в зависимости от первоначального образовательного запроса подростков, возраста, ситуации с профессиональным самоопределением. С каждой целевой группой работают два тьютора, использующие технологии тьюторского сопровождения и открытого образования. Тьюториалы построены таким образом, чтобы каждая целевая группа учащихся получила нужное индивидуальное продвижение. Эту программу можно смело отнести к антропопрактике, потому что она касается оформления и становления основных личностных качеств человека. Краткосрочная программа связана не только с профессиональным самоопределением, но и с саморазвитием, с педагогическим сопровождением, что несомненно поддерживает антропологические характеристики, обеспечивает старшеклассникам работу с будущим, с собственным интересом и образовательным запросом и позволяет полноценно подготовиться к достижению и постижению профессионального будущего. Актуальность«Навигатора в мир профессий» заключается в: оформлении образовательного и профессионального запроса каждого участника; фиксации персонального выбора; расширении образовательных ресурсов (личных, информационных, социальных); возможности воспользоваться поддержкой тьюторов для достижения результата и ощутить его эффективность. Целевая аудитория: подростки 16–17 лет, желающие участвовать в тьюториалах, прошедшие предварительное анкетирование, готовые соблюдать инструкции и правила тьюториалов, осознающие необходимость тьюторского сопровождения. Цель тьюториалов: создание образовательного пространства для осознанного профессионального выбора. Планируемые результаты тьюториалов «Навигатор в мир профессий»: индивидуальные результаты: определение профессионального направления, фиксация личных и профессиональных целей, осознание уровня профессионального самоопределения, навыки самоорганизации и самоменеджмента, фиксация дальнейших шагов и планов в образовательной и профессиональной области; групповые результаты: коммуникативные навыки, навыки сотрудничества с тьюторами, навыки межличностной коммуникации; социальные результаты: построение ИОМ, образовательные планы участников тьюториалов, профессиональные планы подростков, образовательные карты учащихся.
«Организационный» этап: за 2 недели до тьюториалов анкетирование, знакомство. Тьютор и тьютор-консультант работают по списку с группой подростков (10–15 человек) по следующему алгоритму: рассылка информации о тьюториалах; анкетирование, первичное знакомство с тьюторантами-старшеклассниками; первичная тьюторская экспертиза присланных результатов анкеты; деление на группы («Определившиеся», «Думающие», «Сомневающиеся»); получение тьюторантом первичного комплекта материалов с графическими организаторами для тьюториала. Предварительное анкетирование участников тьюториала. Цель: предварительное построение индивидуальной траектории движения участников образовательного путешествия «Навигатор в мир профессий». Образец анкеты (размещен заранее) Порядок ответов, данных для выбора, произволен. Правила заполнения:
– выбор единственного ответа;
– ответ основан на приоритетности Вашего решения.
Пожалуйста, напишите ваше имя и фамилию
_____________________________________________________________________
- Моё участие в тьюториалах «Навигатор в мир профессий» связано с:
– необходимостью выбора профессии (Как выбрать профессию?);
– со стремлением утвердиться в собственном выборе профессии
(Знаю, какая профессия нравится больше.);
– потребностью в определении профессии, личностном саморазвитии (у меня есть несколько любимых профессий, есть вари-анты, нужно обсудить);
– другое__________________________________________________________
- Моя (личная) цель участия в тьюториале:
– приобретение полезных знаний и навыков о том, как вы-брать профессию;
– стремление поделиться с кем-то накопленным опытом;
– хочу обсудить с кем-то свои варианты;
– другое _________________________________________________________
- Мои действия по достижению цели в процессе участия в образовательном путешествии:
– не сформулирована;
– рассчитываю на поддержку, тьюторское сопровождение в про-цессе тьюториала
– пока не определены;
– я нуждаюсь в помощи.
- Для меня в значительной мере представляют интерес:
– способы выбора профессии;
– интерактивные методы в выборе профессии;
– как построить свой маршрут к профессии;
– мне покажут.
- От тьюториалов я жду:
– способов, готовых к применению на практике;
– практика в определении профессии;
– в равной мере теория и практика;
– меня устроит всё, где я смогу поучаствовать.
Предварительное распределение участников образовательного путешествия «Навигатор в мир профессий» по группам («Определившиеся», «Сомневающиеся», «Думающие»).
Цель: формирование рабочих групп для тьюториалов с разным уровнем подготовленности и мотивации, работа над образовательной траекторией участников. Посещение тьюториалов согласно группам (рабочий вариант распределения по 3 группам). Группа А — «Определившиеся» — акцент на сложившийся интерес к выбранному профессиональному направлению. Группа Б — «Сомневающиеся» — акцент на обеспечении активного выбора профессионального направления из имеющихся на тьюториалах. Группа В — «Думающие» тьюторское сопровождение первичного выбора профессионального направления.
Цель работы: знакомство — представление, создание условий для формирования группы, мотивация на работу на тьюториале, постановка вопроса.
1.1. Визитка (форма работы — групповая работа — 3 группы) Тьютор представляется и приветствует группу, обговаривает регламент тьюториала и свои функции (а именно, сопровождение освоения содержания, содержательного контента мероприятия). Уточняет, что в конце работы группа должна будет подвести итоги. Тьютор предлагает участникам тьюториала представиться. Можно предложить назвать свое имя и свое самое любимое занятие (Что вы лучше всего умеете делать?)
1.2. Вызов (форма работы — групповая работа — 3 группы). Тьютор предлагает участникам посмотреть нарезку из отрывков популярных фильмов, где в эпизодах представлены разнообразные профессии. Беседует с подростками. Каждый участник делится о том, что он увидел. Тьютор при возможности записывает услышанное на доске. Итоговый документ этапа — общие ожидания.
1.3. Постановка индивидуального вопроса (форма работы — индивидуальная работа в целевых подростковых группах). Цель работы: выявление индивидуального вопроса каждого участника, составление индивидуального маршрута (заполнение и ведение бортового журнала/индивидуального маршрута). Инструменты работы: в процессе реализации этапа тьютор раздаёт графические организаторы/таблицы по выбору. Можно использовать прием «Вопросительные слова». Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы также может быть использован для актуализации знаний по теме. Предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока [4]. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов Таблицы 1[4].
Таблица 1.
Вопросительные слова | Основные понятия
|
Как?
Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение?
|
Информация
Профессия. планы Самоопределение Работа. занятость Риски, перспектива Тренды. Тенденции Требования Безработица ВУЗ, профкачества Поступление образование востребованность |
Тьютор предлагает составить вопросы (таблица 1). Потом выбрать один, с которым хочется работать. Такой прием хорошо использовать в группе, где все ясно с выбором. Можно использовать прием «Дерево» [2]. Тьютор раздает Таблицу 2 и предлагает зафиксировать те вопросы, которые обозначены в таблице. В чем источники ваших профессиональных умений (правая колонка таблицы)? Отметьте на дереве те результаты, в которых Вы наиболее успешны (можно цветом) — средняя колонка таблицы. Подпишите под деревом профессиональные умения, навыки, которые позволили вам добиться этих результатов. Тьютор предлагает участникам заполнить левое и правое поле. В этих полях необходимо подчеркнуть и дописать источники умений и пространство индивидуального развития каждого участника.
1.4. Работа с индивидуальным вопросом. Тьютор, используя технологию личностно-ресурсного картирования, предлагает составить индивидуальную карту. (Работа тьютора строится с учетом уровня подготовленности группы). Результат: личностно-ресурсная карта.
1.5. Знакомство с индивидуальным образовательным маршрутом \ бортовым журналом (таблица 3). Бортовой журнал — индивидуальный маршрут участника тьюториала. Тьютор проводит подробный инструктаж по ведению бортового журнала тьюториала. В ходе комментария тьютора-консультанта участники в зависимости от личных предпочтений ставят «++» и заполняют графу «Индивидуальный маршрут участника». Тьютор уточняет, что заполнение таблицы ни к чему не обязывает участника — это помощь в выборе.
Тьюториал 2 «Ответ»
2.1. Тьютор в течение 10–15 минут ведёт коллективное экспресс-обсуждение и фиксацию личностного приращения. Можно исполь-зовать методику безоценочного интервью. Инструктаж. Нельзя давать оценку увиденному — понравилось или не понравилось, правильно или неправильно. Разговор о личных впечатлениях и чувствах. Можно пропускать ход. На реализационном этапе можно использовать технологию форсайт (RAPID-FORSIGHT) [1].
Тьюториал 3: «Мой горизонт».
3.1.Тьютор с тьюторантами работает с таблицей 4 «Мой горизонт».
Результат — заполнение таблицы «Мой горизонт», где подросток фиксирует свой образ будущего [3] (таблица 4).
Таблица 2.
Источник Ваших умений (подчеркнуть и дописать)
|
Результаты
(«Дерево результатов»)
|
Пространство Вашего развития
(подчеркнуть и дописать)
|
Образование Опыт Общение Самообразование Поддержка Работа в … Другое …
|
Могу стать
______________________ Могу ______________________ Могу принять участие в _______________ Могу проводить ______________________ Могу помогать ______ Другое ______________
|
Таблица 3.
Бортовой журнал
МОИ ЦЕЛИ
Хочу узнать и научиться ______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Хочу обсудить на тьюториале ________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Меня волнует вопрос __________________________________________________________ Хотелось бы увидеть на практике ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________ Хочу изучить ____________________________________________________________________
|
||
Тьюторная | Личные результаты | Примечания
|
1.
|
1.
|
1.
|
2.
|
2.
|
2. |
3.
|
3.
|
3 |
ВЫВОДЫ
1. 2. 3.
|
Таблица 4.
«Мой горизонт» | ||||
Мое призвание
|
Мои цели (личные, образовательные, профессиональные)
|
Для достижения у меня есть:
|
Мне нужно | Мои задачи |
Таким образом, краткосрочная программа тьюториалов «Навигатор в мир профессий» как антропопрактика позволяет подростку приблизиться к тому образу, идеалу, который у него есть, помочь сформировать новые, побудить старшеклассника встать на активную позицию в отношении своего профессионального будущего, поста-вить профессиональные цели и подготовиться к их реализации.
Литература
- Драгиле М.Д.,Теров А.А. Использование технологии RAPIDFORSIGHT в современном образовании. В сборнике: Экономика. Образование. Право. Научные исследования состояния и развития современного общества. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Под редакцией А.А. Ващенко. 2016. С. 692–698.
- Дудчик С.В. Сопровождение индивидуального образовательного маршрута слушателя в ДПО (на примере Серебряного университета ГАОУ ВО МГПУ). Бизнес. Образование. Право. 2020.№4 (53). С. 411–418.
- Дудчик С.В. Картирование как педагогическое средство в работе классного руководителя (на примере профессионального самоопределения подростков). Бизнес образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 437–443.
- Хачатрян Э.В. Методы и технологии развития мыслительных компетенций студентов в процессе профессиональной образовательной подготовки тьюторов. Бизнес. Образование. Право. 2018. № 3 (44) С. 378.