Понедельник
29 ЯнвПроект «Онлайн школа на службе примирения» как практика особого наставничества (М.Б. Неганова и Л.Н. Ткачева)
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»
Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество» 18 октября — 19 октября 2023 г. — М.: ДПК Пресс, 2023. — 356 с. — ISBN 978-5-91976-269-0
Проект “Онлайн школа на службе примирения» как практика особого наставничества.
Марина Борисовна Неганова, преподаватель автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Уральская академия медиаций и комплексной безопасности» г. Екатеринбург marineganova@yandex.ru
Лариса Николаевна Ткачева, эксперт Регионального модельного центра дополнительного образования детей, Сургутский Государственный Университет г. Екатеринбург tkacheva@yandex.ru
Аннотация. В статье представлена практика индивидуализации и тьюторства в областном проекте «Онлайн школа на службе примирения». Цель практики — сопровождение разработки и реализации деятельностных проб команд школьных и студенческих служб примирения Свердловской области в формате онлайн мастер-классов.
Ключевые слова: Тьютор, наставник, индивидуализация, сопровождение, проба, самостоятельность, сообщество.
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Так, федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Указ Президента РФ от 27 июня 2022 г. N 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» определил приоритетные задачи в образовании для регионов. Предлагаемая в статье практика была реализована на основании выделенного областного гранта в сфере образования и молодежной политики Свердловской области по направлению «Вовлечение детей и молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества». Деятельность школьной службы примирения (далее ШСП) направлена на создание безопасной образовательной среды и развитие осознанности в социальных отношениях. ШСП представляют собой команды, которые создаются в школах на принципах разновозрастности состава и сменяемости коллектива. Поэтому для организации успешной деятельности ШСП необходима передача знаний, способов, традиций внутри школьного сообщества. Предлагаемая практика является одним из способов обучения детей наставничеству, в которой происходит «обучение детей самими детьми». Модель этой практики определяется нами как «равный равному» и реализована на принципах индивидуализации и тьюторства как особой формы наставничества. Цель практики — сопровождение разработки и реализации деятельностных проб участников проекта «Онлайн школа на Службе примирения» в формате онлайн мастер-классов. Далее мы описываем этапы деятельности тьюторов-наставников. I этап. Выбор темы. Тьютор проводит установочный вебинар с элементами группового тьюториала. Задача — ввести руководителей ко манд участников в проект и определиться с выбором темы на основе интересов самих участников. Тьютор рассказывает об этапах, сроках проекта, выясняет опыт участия в подобных проектах, предлагает по знакомиться командам — в микрогруппах рассказать о себе, о задачах участия в проекте и обосновать выбор темы, если она уже выбрана или о вариантах, которые обсуждались. Тьютор знакомит команды с перечнем предлагаемых тем, предлагает внести в этот список свои темы и организует работу в группах по определённому алгоритму. Каждый участник команды может выбрать и зафиксировать на листе, какая тема ему лично наиболее интересна в первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь. Далее выбранные каждым участником темы обсуждаются с командой и на основе согласований формулируется тема (идея), кото рая интересна всей команде в первую очередь, во 2-ю и в 3-ю очередь. На стикере интерактивной доски каждая команда фиксирует название команды и приоритетность выбранных тем. Тьютор предлагает каждой команде пояснить, аргументировать, почему именно эта(и) тема(ы) важны. При выборе командами одинаковых тем, определить, чем будут отличаться мастер-классы по выбранной команде теме. Тьютор уточняет, насколько учтены интересы всех участников команды и предлагает ссылку на гугл-форму для самоопределения в графике проведения мастер-классов. Предлагает создать и разместить контент в сети Интернет (на сайте школы) об участии команды в проекте. В ходе вебинара тьюторанты описывают свои интересы, принимают групповое решение с аргументацией выбора темы и даты проведения. мастер-класса по выбранной теме. Тьюторанты получают информацию о возможности запроса на консультацию по подготовке к проведению мастер-класса. Руководитель команды делает запрос через группу Проект «Онлайн-школа» в WhatsApp после обсуждения с группой и выявления затруднений в проектировании мастер-класса. II этап. Проектирование мастер-классов. На этом этапе проводятся индивидуальные консультации с командами. Тьютор уточняет запрос команды. В зависимости от запроса, организует обсуждение в команде, уточняет замысел, цели, планируемые результаты. Примерные вопросы: Что хотите получить? Что будете делать? Для чего эта деятельность каждому из участников команды? Что для этого надо, а что уже есть? Кто что будет делать, за что отвечать? А что, если…? Тьютор обсуждает и прорабатывает с командой возможные интерактивные ситуаций при проведении мастер-класса, например, что, если не будут отвечать…Как повысить интерес участников…Какие ситуации могут ещё возникнуть? Если презентация отключиться, если прервётся связь? Тьютор навигирует, расширяет ресурсное наполнение для реализации выбранной командой проектной идеи. При необходимости сопровождает в решении организационных и технических задач — настройка технических средств связи, консультация по вопросам работы с онлайн платформой. Тьюторанты формулируют запрос, отвечают на вопросы тьютора и уточняющие вопросы друг друга, прорабатывают сценарий мастер-класса, делают пометки в своих записях. Обсуждают разные варианты содержания темы, используют навигацию для поиска новых ресурсов, источников информации. Проектируют свой предполагаемый результат пробы проведения занятия в онлайн и результаты участников из других команд. Примечание: для некоторых команд нужны две консультации. Есть команды, которые готовы к консультации и приходят уже с обдуманным вариантом, а часть команд выходит на этапе проработки замысла. По итогам консультации и последующей доработки команды делают презентации к мастер-классу и сценарный план. III этап. Проведение мастер-класса в онлайн. Деятельностная проба (продолжительность — 30 минут). Тьютор организует пробу — начало, завершение, получение обратной связи от участников. Наблюдает за самостоятельными действиями ведущих мастер-классов. В случае необходимости в ходе пробы предлагает найти разные варианты действий в возникающих проблемных ситуациях. Тьюторанты осуществляют пробу, самостоятельно проводят мастер-класс. Организуют обратную связь от участников. Оценивают (рефлексируют) результаты своей пробы. Предлагают разные варианты действий выхода из конфликтных, проблемных ситуаций. По окончании мастер-класса тьюторы проводят с командами рефлексию результатов деятельностной пробы. Рефлексия результатов выстраивается в соответствии с требованиями ФГОС — личностные, т, предметные результаты: что нового я узнал? Что нового попробовал сделать, чего раньше не делал? Как я могу это использовать в дальнейшем? IV этап. Проба в очном формате. Масштабирование деятельности. Проведение занятия в своей образовательной организации. Тьютор информирует и организует обсуждение разных вариантов предъявления продуктов очной пробы, вариантов получения отзыва от приглашённого субъекта профилактики (фото, пост (контент) — информация и отклики в соцсетях). Тьюторанты вносят изменения в содержание мастер-класс для очного проведения в своей образовательной организации с учётом интересов и возможностей участников. Приглашают субъекта профилактики к участию в мастер-классе. Осуществляют пробу в присутствии субъекта профилактики. Организуют отзывы, отклики, обратную связь. Примечание: на этом этапе команды самостоятельно определяют количество очных проб, возраст участников, сроки, количество приглашённых, выходят в другие образовательные организации своей территории. В отличие от третьего этапа, участники команды самостоятельно организуют и получают обратную связь от участников. V этап. Подведение итогов. Итоговый вебинар. Тьютор организует проведение итоговой встречи команд. Предлагает участникам рассказать о результатах деятельности команд в проекте. Организует обсуждение по вопросам — что изменилось в деятельности участников команд ШСП после участия в проекте? Что хочется делать дальше? Каковы дальнейшие планы? Тьюторанты делятся результатами командной работы, например, появляется заказ от педагогов других классов школы на эту деятель ность. Они пишут рефлексивные посты в соцсетях. Предлагают планы собственной дальнейшей деятельности по развитию ШСП. Предлагают варианты по продолжению совместной работы. Подготовка материалов в Сборник. Команды-участники проекта готовят материалы к публикации в Сборнике. Заполняют анкеты обратной связи по итогам реализации проекта с вопросами по результатам каждого участника, фиксация индивидуального продвижения Организаторы анализируют результаты проекта, данные анкетирования, оформляют материалы для публикации. Авторами проведен один полный цикл практики продолжительностью 4 месяца. В результате:
• Участниками осуществлено 25 деятельностных проб по проведению мастер-классов в онлайн формате.
• Каждая команда приобрела опыт самостоятельного выбора темы, предъявления своего интереса в команде, согласования интересов всех участников команды, опыт принятия группового решения в соответствии с поставленной перед группой задачей.
• Участники получили опыт сопроектирования сценария мастер-класса, самоопределения по функциям в команде, выбора возможных ресурсов для реализации в конкретных условиях под конкретную задачу.
• Тьюторанты смогли определить собственные дефициты в проектировании сценария и способы их восполнения.
• Тьюторанты получили опыт проведения мастер-класса (деятельностной пробы) в онлайн
• Участники освоили навыки публичного представления мастер-класса, использования различных наглядных средств, освоили способы работы на онлайн платформе, умение организовать интерактивное взаимодействие — опыт вовлечения и удерживания интереса других участников.
• Тьюторанты получили опыт масштабирования — проведение мастер-класса в очном формате.
• Участники команд освоили навыки поиска заинтересованных классных руководителей и классов для проведения занятий по определённой ими теме, изменения содержания в зависимости от потребностей целевой группы, навыки договора и кооперации с субъектами профилактики.
• Тьюторанты получили опыт рефлексии результатов участия в проекте.
• Участники команд освоили навык подготовки текста сценария мастер-класса к публикации в Сборнике, навык составления итогового поста — рефлексивных заметок в соцсетях, зафиксировали результаты деятельности в анкетах обратной связи.
В результате реализации практики тьюторантами были осознаны такие личностные результаты:
• Осознание важности темы и профилактической деятельности служб примирения, её ценности и значимости и переживание своей принадлежности к этой деятельности, подтверждение нужности своей деятельности.
• Обнаружение собственных стратегий поведения в конфликте и возможности осознанного изменения стратегии.
• Появление собственного позитивного опыта — пробы проектирования и проведения мастер-класса в онлайн.
• Переживание ответственности за команду, за свой вклад в её деятельность.
• Опыт самоопределения на этапе перехода пробы в очный фор мат проведения мастер-класса в своей образовательной организации.
• Обнаружение своих личностных ресурсов и ресурсов внешней среды.
• Трансформация представлений о своих возможностях.
• Получение опыта «прикладного планирования».
Перевод желаний в план действий.
• Выявление смысловых ориентиров как опоры в дальнейшем участии деятельности ШСП. Реализованный проект «Онлайн школа на службе примирения» как практика особого наставничества стал успешным образовательным опытом взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей и может быть полезен в образовательных организациях для развития детских сообществ и реализации внеурочной деятельности.