Пятница
25 ЯнвВыявление организационно-педагогических условий процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе (Мысина Т.Ю.) 2018г.
Введение
Актуальность. Адаптивность системы образования к уровню подготовки и особенностям развития обучающихся, к их способностям и интересам выдвигает особые требования к организации образовательной деятельности [33]. Для удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников образовательная организация реализует основную образовательную программу через урочную и внеурочную деятельность. Именно внеурочная деятельность предполагает обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребёнка в начальной школе, создание благоприятных условий для развития обучающихся, оптимизацию учебной нагрузки школьников [34].
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует учёта индивидуальных возрастных, психических и физиологических особенностей каждого школьника, обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся [45]. Возникает необходимость в преобразовании внеурочной деятельности, направленном на предоставление ребёнку возможности проявить свою уникальность и индивидуальность, ставить личностно значимые цели и реализовывать собственные идеи, т. е. на индивидуализацию.
Индивидуализация внеурочной деятельности в начальной школе обусловлена психолого-педагогическими закономерностями младших школьников. Согласно возрастной периодизации ведущая деятельность ребёнка младшего школьного возраста – учебная. В процессе погружения ребёнка в учебную деятельность его интересы претерпевают изменения. Наличие множества стихийных познавательных интересов, из которых ребёнок делает выбор, является отличительной особенностью младшего школьного возраста. В специально созданных условиях в процессе индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе познавательный интерес приобретает такие качества как устойчивость и глубину. В связи с этим образовательной организации нужно предоставить обучающимся широкий спектр возможностей, которые вовлекут во внеурочную деятельность каждого школьника и будут способствовать выявлению, упорядочиванию и развитию его познавательных интересов.
Однако организация внеурочной деятельности во многих школах практически не предусматривает свободу выбора. Это связано с отсутствием ориентации на образовательный запрос обучающихся и их родителей (законных представителей), искусственным ограничением вариативности. Такая ситуация обусловлена линейностью расписания, чрезмерной оптимизацией нагрузки педагогов, условиями финансирования. Вследствие этого возникает необходимость в создании организационно-педагогических условий, преодолевающих вышеперечисленные обстоятельства и способствующих становлению субъектности младшего школьника посредством индивидуализации внеурочной деятельности.
Начальная школа обладает благоприятными предпосылками, широкой свободой действий и большими возможностями для создания условий индивидуализации внеурочной деятельности.
К одной из предпосылок относится особый психологический климат. Отношения между педагогическими работниками, обучающимися и родителями носят доверительный характер, что способствует различного рода совместной деятельности. Учитель начальных классов, который преподаёт большую часть предметов и организует воспитательную работу в вверенном ему классе, знает особенности своих обучающихся, их семьи.
Школа имеет потенциальную возможность сотрудничать с организациями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта для расширения образовательного пространства. Улучшилась материально-техническая база начальной школы, что позволяет организовать внеурочную деятельность на современном уровне благодаря активному использованию средств информационных и коммуникационных технологий, высокоскоростной линии доступа к сети Интернет.
Образовательная организация самостоятельно определяет максимальную наполняемость групп в зависимости от формы занятий внеурочной деятельностью (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.). Получают распространение тенденции ухода от постоянных групп обучающихся. Не исключено, что группы могут быть разновозрастными. Вышеперечисленные особенности способствуют реализации процесса индивидуализации внеурочной деятельности в образовательной организации.
Вcё это позволило выявить проблему исследования и определить его актуальность.
Научная разработанность проблемы. С конца прошлого века в отечественной и зарубежной педагогической литературе значительное внимание уделялось проблеме внеурочной деятельности. Её рассматривали в своих работах Акимова О.И., Дроздецкая И.А., Хлудеева И.В., Ладошкин Н.А., Даровских И.С., Галакова О.В. и другие. Особенности внеурочной деятельности в начальной школе нашли своё отражение в трудах Литвиновой О.А., Гладковой А.П., Костровой О.Н., Варфоломеевой Е.П., Кочарян Л.Б. и ряда других.
Индивидуализацию рассматривали в своих работах Сариго Н.В., Белоуско Д.В., Бурлакова Т.В., Гладенкова В.П., Морозова Д.А., Голомолзина В.П., Тарасова О.А., Демиденко Н.Г., Попкова Н.В. и другие. Выявлением и описанием условий индивидуализации занимались такие исследователи, как Тёров А.А., Шевчук Л.Е., Жданов А.А., Древницкая Н.Л. Черкас О.М., Королькова Е.В., Белогорцева И.Е., Кошелев В.Ф. и многие другие.
В работах перечисленных выше авторов, так или иначе, рассматривались вопросы индивидуализации и внеурочной деятельности. Однако в этих работах не были выявлены и описаны организационно-педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности с учётом специфики начальной школы.
Таким образом, проблема данного исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью индивидуализации внеурочной деятельности с одной стороны и отсутствием организационно-педагогических условий, разработанных с учётом специфики начальной школы – с другой.
Цель исследования: сформулировать организационно-педагогические условия, необходимые для индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1) раскрыть теоретические основы процесса индивидуализации внеурочной деятельности;
2) рассмотреть психолого-педагогические закономерности младшего школьного возраста в процессе индивидуализации внеурочной деятельности;
3) выявить особенности создания организационно-педагогических условий процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе;
4) в ходе опытно-экспериментальной работы апробировать организационно-педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект: внеурочная деятельность в начальной школе.
Предмет: организационно-педагогические условия, обеспечивающие индивидуализацию внеурочной деятельности в начальной школе.
Гипотеза. Индивидуализация внеурочной деятельности будет реализована, если в начальной школе создать следующие организационно-педагогические условия: открытость за счёт привлечения обучающихся и их родителей (законных представителей) к формированию образовательного заказа на программы внеурочной деятельности; избыточность во внеурочной деятельности благодаря взаимодействию образовательной организации с партнёрами; модульное построение рабочих программ внеурочной деятельности; сопровождение построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов внеурочной деятельности обучающихся классным руководителем с тьюторской компетентностью.
Методы. В соответствии с логикой данного исследования, поставленными целями и задачами использовался комплекс взаимодополняющих методов.
Теоретические методы: анализ и синтез научной литературы и нормативно-правовых документов; обобщение опыта инновационных школ по созданию условий индивидуализации внеурочной деятельности в младших классах; конкретизация понятия «индивидуализация внеурочной деятельности».
Эмпирические методы: изучение документации общеобразовательных организаций и опыта их образовательной практики; наблюдение; эксперимент.
В данной работе выявлены и описаны организационно-педагогические условия процесса индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе, определена актуальность индивидуализации для инновационных процессов, происходящих в современной школе.
Также в работе уточняется понятие «организационно-педагогические условия процесса индивидуализации», определяются цель и задачи, описываются предполагаемые результаты индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе. Выявляется и описывается специфика начальной школы в процессе индивидуализации внеурочной деятельности и организационно-педагогические условия индивидуализации внеурочной деятельности в начальной школе.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.