Пятница
15 ИюлИошуа Фитч, «Искусство вопрошания», 1879. Перевод Алёны Могила
Алёна Валерьевна Могила, педагог-практик индивидуализированного обучения.
Основная работа посвящена изучению и формированию методов индивидуализации преподавания иностранного языка, способствующих процессу встречи взрослеющего с архетипическим образом героя посредством практики перевода мифологических и сказочных текстов с английского языка на русский с опорой на концепцию путь героя.
Научные интересы: инициационный голод, мономиф и сравнительная мифология, экологическая педагогика, индивидуализация, методика преподавания английского языка.
Иошуа Фитч, «Искусство вопрошания», 1879
Идите в свои классы, работайте в них и изучайте искусство вопрошания вопрошая.
Будучи скорее всего первым педагогом, обратившимся к теме вопрошания, Иошуа Фитч сам задавал немало вопросов к окружающей его действительности. Вопросы его оказывались революционными, а результаты их эффективными. Именно Фитч открыл первые школы для девочек в Англии и уравнял права женщин и мужчин в Кембриджском университете. Эти заслуги принесли ему статус рыцаря.
Однако, в своей работе «Искусство вопрошания» Фитч обращается к учителям-мужчинам (к 1879 году эта профессия еще не сложилась для женщин), поэтому общая тональность работы читатель действительно может счесть по истине рыцарской[1].
ОПОРА ПЕРВАЯ: Вопрошание — это искусство
Называя вопрошание искусством, Фитч отсылает к его
практическому характеру, который требует терпеливого повторения и
непрерывного воспроизведения. Научная внутренность процесса обучения срастается у автора с искусством — как и ваятель, учитель следует принципам, исследует причину обращения к применению того или иного метода, стремится к знанию законов и правил, к умению применять их на практике. Фитч призывает учителя замедлиться на общих принципах, которые следует иметь в виду, задавая вопросы и установить не только то, как мудрый педагог должен ставить вопросы, но и почему один способ вопрошания лучше или хуже другого.
ОПОРА ВТОРАЯ: Три типа вопросов
Фитч выделяет три класса вопросов (в соответствии с целями, которым они могут служить):
1) Предварительный или экспериментальный вопрос, с помощью которого учитель нащупывает путь вопрошания, определяет глубину прежних знаний своего ученика и подготавливает его к восприятию того, чему он призван его научить.
2) Вопрос, используемый в фактическом обучении, с помощью которого осуществляется упражнение мысли обучающегося.
3) Экзаменационный вопрос, посредством которого учитель проверяет свою работу после того, как он дал урок, чтобы удостовериться, что вопрошаемый хорошо и основательно усвоил материал.
ОПОРА ТРЕТЬЯ: Метод Сократа
Однако стоит понимать цель самого вопрошания шире. Это не только средство фактического обучения или средство проверки. На самом деле вопрошание — это средство углубления и закрепления истины в уме.
Фитч приближает нас к Сократу — первейшему из учителей, без доктрин и лекций, жившему среди проницательных, образованных, но несколько самоуверенных людей, которых он расспрашивал об их основаниях и мнениях, задавая им тщательные и жесткие вопросы.
Подробно Фитч иллюстрирует диалог Платона «Менон», в ходе которого Сократ обращается к внутреннему знанию мальчика раба Анита. Важно, что внимание обращается ко второй части диалога, где знание рассматривается «как припоминание виденного в потусторонней жизни». Сократ доказываем Менону, что не знающий геометрии мальчик способен самостоятельно дойти до некоторых значений только лишь отвечая на вопросы. Ведь знания вечно живут в поле бессмертной души — они могут лишь забыться. Возбуждение забытых знаний реально: от вопрошания душа обязательно вспомнит начальное.
При этом Сократ отмечает, что в процессе вопрошания, то есть вызова забытого знания, отвечающему не наносится никакого вреда. Так важно не навредить вопросом.
Тем самым Фитч ввел для учителя кодекс вопрошания, основные принципы которого были заложены в древних Афинах, и которые изменению не подлежат.
К знанию следует относиться бережно, понимая его как часть душевной конституции, научить которому нельзя — можно лишь подготовить умы людей к проявлению знания. Подготовить воспоминание знания с помощью инструмента вопрошания.
ОПОРА ЧЕТВЕРТАЯ: Вызовите интерес
Первая стадия работы вопрошания подготавливает ум к получению наставлений. Стоит сначала выяснить, что уже известно вопрошаемому и на каком фундаменте следует выстраивать линию вопросов.
Необходимо очистить вопрошаемый ум от заблуждений и препятствий, а затем возбудить любопытство и интерес со стороны учащихся к предмету, о котором пойдет речь.
Любопытство — родитель внимания. Сильная метафора, которую приводит Финч, цитируя архиепископа Уэйтли[2]: учитель имеет не больше прав рассчитывать на успех в обучении тех, у кого нет любопытства учиться, чем земледелец, который сеет зерно на поле, не вспахав его.
ОПОРА ПЯТАЯ: Все знания взаимосвязаны
Нужно стараться устанавливать логическую связь между тем, чему вы учите, и тем, что ваши ученики знали раньше. Новая информация должна становиться развитием старой.
ОПОРА ШЕСТАЯ: Используйте индивидуальные вопросы после коллективных[3]
С рыцарским мужеством вопросы станут восприниматься лично каждым учеником. Коллективный вопрос эффективен для придания сил и жизни уроку, но Фитч просит избегать частого массового вопрошания во избежание распределения знания по группе в неравной пропорции. Невежественные или незаинтересованные ученики начнут имитировать знание, избегая бремени индивидуальной ответственности за ответ. Индивидуальный вопрос Фитч рекомендует задавать не по очереди, а как неожиданный личный вызов, рыцарский вызов.
ОПОРА СЕДЬМАЯ: Используйте простой язык
Используйте как можно меньше слов, и пусть они соответствуют возрасту и способностям класса, который вы учите. Вопросы предназначены не для демонстрации ваших собственных знаний или приобретений, а для выявления знаний обучающихся. В вопросе нужно говорить меньше — вопрошаемый должен сказать больше.
Вопрошание должно проходить так, чтобы любой наблюдающий замечал не вас, но замечал то количество умственной активности, которое проявляет вопрошаемый в ответе.
ОПОРА ВОСЬМАЯ: Не предлагайте ответ
Не сообщайте факты в своем вопросе: выводите каждый факт из вопрошаемого. Лучше сделать паузу на мгновение и задать один или два второстепенных вопроса с целью выявить истину, которую вы ищете, чем рассказывать то, что могли бы рассказать вам дети. Хороший учитель никогда не передает информацию в форме вопроса.
Вопрос никогда не должен принимать ту же форму или использовать ту же фразеологию, что и предыдущее утверждение: в противном случае форма вопроса действительно подсказывает ответ.
ОПОРА ДЕВЯТАЯ: Ответы должны быть даны в виде предложений
Учитель должен ожидать получения целых предложений в качестве ответов. Для составления ответа-предложения требуется реальное усилие мысли и суждения, подбор слов. Следует не допускать перефразирования вопроса в ответе и механических ответов.
ОПОРА ДЕСЯТАЯ: Избегайте нечетких вопросов
Очень важно, чтобы вопросы были определенными и безошибочными, и чтобы они допускали только один ответ. Нечеткие вопросы сбивают вопрошаемого, провоцируют на ответ наугад или на предопределенный, характерный ответ.
Нечеткий вопрос не направлен на развитие мысли.
ОПОРА ОДИННАДЦАТАЯ: Избегайте наводящих вопросов
Не следует подсказывать первое слово предложения или произнесение первого слога слова, которое дети не помнят. Все эти ошибки порождают привычку гадать: нет привычки более фатальной для точного мышления и самообмана, чем эта. Действенный способ избежать этого –
хорошо изучить форму вопросов, определить их понятность и недвусмысленность.
В вопрошании важны порядок и расстановка слов — это должно привести к рождению серии вопросов по теме, где есть система и логика, где каждый последующий вопрос вырастает из ответа.
ОПОРА ДВЕНАДЦАТАЯ: Подготовка к вопрошанию важна
Необходимо выработать привычку к вопрошанию постоянными и упорядоченными вопросами. Тогда в учении будет единство и цельность, а знание навсегда останется в памяти. Каждый предыдущий вопрос должен предполагать следующий и вести логическую и систематическую связь в уме мыслящего. Подготовленный и поддерживаемый процесс вопрошания последователен и непрерывен.
ОПОРА 13: Будьте вдохновлены вопрошанием
Успех учителя во многом зависит от того, как предложены вопросы.
Быстрая череда вопросов, энергичная манера, ловкий вызов, вдохновение процессом вопрошания способны разжечь умственную деятельность.
ОПОРА 14: Ведите оживленную дискуссию
Вопрошание следует наполнять фразеологией. Живой пример позволит не только увлечь предметом, но и проникнуть в сердца тех, кого мы беремся наставлять.
ОПОРА 15: Нет медленному, скучному и тягостному вопрошанию
Нельзя подделывать эмоции — используйте искренние чувства в процессе вопрошания. Только тогда получиться добиться раскрытия ума и положительного удовольствия.
ОПОРА ШЕСТНАДЦАТАЯ: Избегайте медлительности, затяжных пауз и монотонности
Медленные, тяжелые расспросы утомляют, разрушают интерес.
ОПОРА СЕМНАДЦАТАЯ: Будьте независимы от учебника, будьте спонтанны
ОПОРА ВОСЕМНАДЦАТАЯ: Задавайте СВОИ вопросы
Фитч рекомендует не пользоваться учебником или записями в процессе вопрошания — это придает всему процессу вялый и механический вид, охлаждает вопрошаемого, лишает свободы.
ОПОРА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ: Будьте терпимы к неправильным ответам
Обязательно повторяйте вопрос тому, кто не смог на него ответить или ответил неправильно, но только после того, как на него ответил другой.
Так у каждого обучающего укорениться понимание, что его собственное знание предмета обязательно будет подвергнуто сомнению.
Неправильные ответы не должны вызывать у нас гнев, а должны быть оставлены на некоторое время. Ошибка, возникающая из-за невежества, никогда не должна рассматриваться как преступление. Гораздо лучше заглянуть в себя и попробовать найти там причину отсутствия успеха.
Используйте внимательный, сдержанный тон, проявляйте сочувствие затруднениям, предлагайте дружескую помощь в избавлении от них, но не давайте преждевременного верного ответа.
ОПОРА ДВАДЦАТАЯ: Вопросы должны стимулировать
Вопрос призван стимулировать действие учащегося, рождать привычку думать и исследовать для себя, делать его независимым от учителя, искусным искателем, а не терпеливым получателем истины.
В вопрошании должны появляться ответные вопросы, которые вопрошающий никогда не сочтет утомительными или неуместными, а будет принимать их как доказательство того, что умы обучающихся работают, и гарантирован скорый успех.
Успех учения должен измеряться не количеством информации, которую мы сообщаем, а степенью укрепления силы суждения и развития способностей наших учеников; степенью раскрытия ищущего и пытливого духа, который является гораздо более надежной основой для всех будущих приобретений, чем любое количество простой информации.
[1] Работа ориентирована на преподавателей публичных школ Великобритании конца XIX века.
[2] Ричард Уэйтли (1787–1863) — английский академик, ритор, логик, философ, экономист и теолог, рецензент, архиепископ ирландской церкви Дублина. Один из первых рецензентов, признавших талант Джейн Остин.
[3] Аспекты вопрошания, на которые просит опираться Фитч, иллюстрированы на групповой работе.