Заметка Юлии Петровой о симпозиуме «Соавторство педагогов и воспитанников : общий текст как метафора жизни детско-взрослого сообщества приемных семей «Китеж»»
 /  Рефлексивные заметки участников конференции «Тьюторство и текстовая культура" / Заметка Юлии Петровой о симпозиуме «Соавторство педагогов и воспитанников : общий текст как метафора жизни детско-взрослого сообщества приемных семей «Китеж»»

Заметка Юлии Петровой о симпозиуме «Соавторство педагогов и воспитанников : общий текст как метафора жизни детско-взрослого сообщества приемных семей «Китеж»»

Рефлексивная заметка

Симпозиум: «Соавторство педагогов и воспитанников : общий текст как метафора жизни детско-взрослого сообщества приемных семей «Китеж»»
Ведущий: Аникеев М.В.

На сессии присутствовали студенты психологического факультета бакалавриата МПГУ, студенты 1 курса магистратуры МПГУ «Тьюторство в образовании»,  представители сообщества «Китеж», другие эксперты и специалисты, занимающиеся проблемами образования и социализации детей-сирот.

В начале сессии директор Китежской СОШ Максим Аникеев рассказал о принципах взаимодействия между взрослыми и детьми в сообществе «Китеж», с какими проблемами к ним поступают дети, каковы их реакции и поведение во внешнем мире, почему они так себя ведут, и главное – как взрослый может поменять сознание и мировосприятие воспитанника для более успешной социализации и подготовки к жизни во внешнем мире. У ребенка –сироты  очень много негативных переживаний и слишком тяжелого для обычного ребенка опыта, под давлением всех этих проблем он находится в очень пассивной позиции по отношению к жизни. К тому же, скорее всего его никто никогда не спрашивал о том, что ему нравится или нет, чего он (не) хочет. Он привык к тому, что им никто не интересуется, и он сам не интересуется собой, своим внутренним миром. В сообщетсве «Китеж» стремятся к воспитанию в детях субъектной (авторской, проактивной) позиции по отношению к собственной жизни. Именно для этого сообществу необходима помощь тьюторов, которые могли бы помочь построить систему индивидуального образовательного и социализирующего сопровождения их воспитанников. Посыл и идеи всех трех спикеров были о том, что сообществу нужна третья сторона -тьюторы, которые станут связующим звеном между сообществом, включающим в себя воспитанников и их приемных родителей-учителей, и внешним миром с его многообразием различных специалистов, институтов, ресурсов,т возможностей для обучения и социализации.

Сопровождение процессов обучения и социализации детей-сирот в детских домах и приемных семьях является, на мой взгляд, весьма востребованной сферой применения знаний и навыков тьютора, в которой на сегодняшний день работает ничтожно малое количество специалистов, несмотря на высокую потребность в них. Большинство приемных семей и сотрудников школ, как мне кажется, даже не знают о возможности нанять специалиста , который помог бы составить индивидуальную программу развития для ребенка-сироты, у которого , скорее всего, есть проблемы в обучении и социализации во внешнем мире. Нередко, дети –сироты – это также и дети с ОВЗ, и в этом случае, помимо стандартных тьюторских компетенций, тьютору понадобятся навыки работы в инклюзии. Думаю, что данная область тьюторства имеет огромный потенциал развития и применения и пока еще мало изучена, в ней работает (работает ли?) очень малое количество специалистов. Нет или почти нет пособий/рекомендаций по сопровождению таких детей и их приемных семей.

Как для начинающего тьютора и магистранта для меня очень важна эта область работы, о чем я писала еще в мотивационном письме на вступительном экзамене в магистратуру. Большинство детей-сирот педагогически запущены, у них очень много проблем во всех сферах их жизни, от чего они сами и страдают в первую очередь, какими бы «чудовищами» они иногда не казались окружающим из-за своего особого поведения. Все эти проблемы свалились на них не по их вине,этим детям повезло намного меньше, чем многим другим, и ,к сожалению, здесь уже ничего не изменишь. Однако в силах этих детей и других взрослых изменить судьбу и жизнь этих выросших в боли и безразличии ребят и помочь им стать гораздо более счастливыми, радостными и успешными в жизни, найти свое место в этом мире, почувствовать, что они ничуть не хуже других и достойны любви, уважения и признания.

Юлия Петрова
Студентка 1го курса
магистерской программы “Тьюторство в сфере образования”
1 ноября 2016г

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости