Пятница
18 НояЗаметка Е.Кузнецовой о местер-классе М.В.Аникеева “Текст как средство терапевтической работы с детьми-сиротами”
Рефлексивная заметка
Мастер-класс: «Текст как средство терапевтической работы с детьми-сиротами и детьми, пережившими трудные жизненные ситуации. Групповые рефлексии, приемы работы с переживаниями у детей-сирот, психологическая ролевая игра»
Ведущий: Аникеев М.В.
Мастер-класс был посвящен психологическим ролевым играм, которые реализуются в «Китеже» более 15 лет. Так как на мастер-классе присутствовало очень немного внешних участников – буквально два-три человека, встреча была построена на рассказе педагогов «Китежа» о формате игры, а после этого участники задали интересующие их вопросы.
Психологические ролевые игры существует в «Китеже» в разном формате: бывают кабинетные игры на 10-15 человек, ежегодно летом проходит большая двухнедельная игра на 100-150 человек. В играх принимают участие как дети, постоянно живущие в «Китеже», так и «внешние» ребята, которые приезжают только на игру. Многие приезжают на игры много лет подряд и в последствии становятся мастерами игры. Организацией и подготовкой игр занимается Конструкторское бюро ролевых игр (внутренняя структура «Китежа»). Для проведения игр также привлекают внешних людей – ролевиков, волонтеров. Есть антуражная часть игры (у игр всегда много реквизита, готовятся костюмы и т.п.), а есть ценностная – на протяжении всей игры мастера транслируют определенные базовые ценности «Китежа»: дружбы, поддержки, опоры друг на друга. Педагоги показывают, как это действенно в жизни
В рамках игры ребенок попадает в «интерактивный спектакль», где он может выбрать любую роль, создать свою историю. Есть заранее прописанный сюжет игры, но без жесткой генеральной линии и результат игры зависит всегда от действий конкретных участников. В процессе игры проявляются очень многие качества игроков, высвечивается их мотивация, психологические особенности каждого.
Важнейшей составляющей игры является то, что за всеми участниками ведется внимательное наблюдение педагогов и психологов «Китежа». На 100 детей обычно приходится 60 наставников-педагогов. Ребята, принимающие участие в игре, обычно разделены на группы по 5-8 человек (по принципу гильдий и т.п.) и их курирует 1-2 взрослых. Наставники очень тонко и деликатно наблюдают за ходом игры, в случае возникновения конфликтных или стрессовых ситуация для ребенка они помогают это преодолеть, отрефлексировать. Также каждый вечер все участники проводят рефлексию дня, своих успехов и поражений, своих эмоций, различных ситуаций взаимодействия с другими. На основании своих наблюдений мастера создают те или иные ситуации – вызовы для участников, чтобы где-то помочь им развить необходимые качества, отрефлексировать какие-то свои особенности и переосмыслить поведение как в игре, так и в жизни.
Кроме психологической работы, есть пласт бытовой. Что тоже важно для детей, они участь брать на себя ответственность за свою жизнь, мир, в котором живут. Этому способствует формат игры в «открытом мире», который присутствует каждый день по несколько часов. Он представляет из себя открытую ситуацию, когда сюжет на несколько часов перестает развиваться, и игроки могут заниматься тем, чем хотят (не выходя из игры) – развивать торговлю, отвоевывать земли соседа, заниматься ремеслами или даже создать свою таверну. Одним из важных моментов игры, который отмечают сами участники (этот момент был на видео): «Самое интересное, что мы все сами делаем».
По мнению организаторов, формат такой игры имеет определенный тьюторский потенциал, поскольку работа с участниками выстроена очень индивидуализировано. Участникам помогают развивать навыки рефлексии, осознания себя и своих особенностей, а также особенностей своего взаимодействия с другими.
Мне данная встреча была важна в контексте того, что школа «На Хавской», где работает мой муж и в жизни которой я принимаю активное участие, широко использует форматы ролевых игр, однако, внутри их игр не так четко продумана система индивидуального наблюдения и поддержки участников. В этом я вижу поле для применения и развития своих тьюторских компетенций в рамках взаимодействия с данной школой.
Екатерина Кузнецова
Студентка 1го курса
МП “Тьюторство в сфере образования”
1 ноября 2016г