Малышева Н. Эссе По результатам участия в дистанционной форме Летнего университета тьютортсва-2016.
 /  Эссе дистанционных участников Летнего университета тьюторства -2016 / Малышева Н. Эссе По результатам участия в дистанционной форме Летнего университета тьютортсва-2016.

Малышева Н. Эссе По результатам участия в дистанционной форме Летнего университета тьютортсва-2016.

Эссе Малышевой Нины По результатам участия в дистанционной форме Летнего университета тьютортсва-2016.

Обладая исходной точкой, отличной от большинства участников ЛУТ-2016, мне было крайне интересно слушать выступления. В то время, как большинство участников были представителями школ и работают с детьми, я же работала с коучами, онлайн-преподавателями и помогала им выстраивать обучающие программы коммерчески-прибыльные и с практическим уклоном на результативность учеников.

Поглядев воплощение гуманистической педагогики и тьюторства в школах (особенно в «Эврика-Развитие» в Томске), прихожу к выводу что коуч – это практически тьютор только в работе со взрослым, а не ребенком. 

Меня поразило насколько сейчас схожи передовые модели лучших школ страны с привычным для меня коучингом и вообще с принципом обучения развиваться самому в каждой ситуации! Модель LifiLong Learning становится все более актуальна и для взрослых и для детей. Такие же принципы я наблюдаю и в буддизме, где каждая ситуация становится шагом на пути к просветлению, если ученик ее разобрал и проработал на личном опыте.

В среде педагогов я вижу понимание структуры модели обучения, а вот у коучей и онлайн-преподавателей гораздо реже. У коучей же, мотивация идет со стороны денег и практической полезности их курсов и программ просто потому, что только практически применимые курсы будут покупать. Дополнив друг друга, тьютор и коуч смогут обогатиться. Надо учиться друг у друга. Тьюторство – это клад опыта, исследований, методов и инструментов. Как и наоборот. Коучи так много практикуют самоопределения, наблюдения, создания среды и условий для опыта, но только для взрослых. Мало того, коучи почти всегда это совмещают с экономической стороной жизни, ведь этому важно сейчас учить и детей. Многие учителя и тьюторы, думаю, что не всегда знают как из действия сделать деньги, как выстроить маркетинг, мне кажется, им бы было очень полезно почерпнуть эти навыки у коучей.

Складывается ощущение, что у большинства сейчас словно нет связки между образованием школьника и обучением взрослого. Словно мы говорим про разных существ.

Взрослые чаще учатся онлайн. Это просто удобно совмещать с работой, дорогой, семьей. Отличительной чертой онлайн-обучения взрослых является то, что учениками почти не создается реальный (сенсорный) опыт, они не совершают никаких действий, кроме сидения у компьютера. В модели коучингового сопровождения именно в действиях ученика кроется глубокий смысл. Просто теория без практики мало на что влияет, кроме как на общее представление о картине мира. Само «знание» подразумевает целостное понимание, которое невозможно без того, чтобы не пережить ситуацию всеми органами чувств, создать в теле сенсорную память вместе с импринтами (картинками в уме).

Тьюторская модель прекрасно демонстрирует как это делать. Увиденные пробы, проектные и индивидуальные работы – реальное воплощение модели обучения, где во главе стоит «опыт». Рядовая школа без тьюторства похожа на рядовой онлайн-курс для взрослых без коучинга.

Еще одной отличительной чертой я бы назвала уровень ответственности за свою жизнь и осознанность намерений взрослыми учениками.Ведь онлайн учатся преимущественно взрослые люди. А в школах — дети. Взрослые чащи думали над тем, к чему им стремиться и хорошо знают свои проблемные места. А главное, они уже взяли на себя ответственность за свою жизнь, за свои победы и поражения. Те взрослые, которые открыли для себя обучение как способ решения жизненных проблем обычно многого достигают.

Но и даже взрослым часто нужна помощь и поддержка в этих важным вопросах. К сожалению, не всеонлайн-учителя ставят во внимание намерения учеников, думая только о своем заработке, и сваливая ответственность за результат ученика на него самого. Считая, что по-умолчанию, взрослый ученик всегда осознаннен и зрел. Также и в рядовой школе, если учитель не направляет внимание ученика на такие вопросы «а зачем я учусь?», «какую пользу это принесет?», а просто учит по инерции, то результат скорее всего будет никому не нужен.

Онлайн учителя очень хорошо разбираются в маркетинге, в индивидуализации работы. Оффлайн учителя мастера живого взаимодействия учеников, великолепные модераторы. Списки достоинств можно продолжать долго. Я считаю, что нужно соединять эти отрасли в образовании друг с другом. Гладя друг на друга и вырабатывая общие стратегии, вдохновляя друг друга, мы можем многое улучшить.

Напоследок, хочу сказать, что нахожусь под большим впечатлением от того, что участники ЛУТ-2016 рассказывали о своей практике, мне тоже есть чем поделиться. Я очень рада, что так много внимания и веры вложено в методы тьюторства и LLL (Lifelong learning). Это вдохновило меня на новые шаги в моей жизни. Я решила глубже изучить педагогику, тьюторство изнутри. К сентябрю я планирую переехать в г. Томск, где так много единомышленников и постараюсь найти себе работу именно среди них. Мне бы очень хотелось поработать с методическими программами, педагогами, учениками с новой для меня стороны и привнести свои силы и вдохновение в развитие процесса обучения, как науки и практики.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости