Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности
 /  Библиотека / Книжная полка тьютора / Тьюторство в открытом образовании / Тьюторство в цифровой среде / Цифровая среда. Вопрошание / Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности

Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности

Только что вышел четвертый номер журнала «Мир образования – образование в мире» за 2023 год. В этом номере опубликована статья Веры Даниловой и Вадима Карастелева «Собственные вопросы учеников как условие их интеллектуальной и познавательной активности». В статье обсуждается возможность использования собственных вопросов учеников для активизации их познавательной деятельности и повышения интеллектуальной самостоятельности. Опираясь на современную логику и методологию, авторы утверждают, что умение самостоятельно ставить и совершенствовать вопросы является необходимым условием как мышления, так и самостоятельной учебной деятельности. При этом современная школа не только не учит ставить вопросы, но и исключает ситуации, где ученики могли бы это делать. Дан обзор современного мирового опыта интеграции собственных вопросов учеников в учебный процесс. Авторы описывают разработанные ими методики организации вопросов учеников, направленные на понимание и написание текстов по содержанию учебных предметов.

Рецензия

На статью В.Е. Карастелева и В.Л. Даниловой «Собственные вопросы учеников как условие интеллектуальной и познавательной активности»

Представленная статья посвящена очень актуальной для современного образования и обучения теме – формированию практики постановки вопросов учеников, рассматриваемых как условие их интеллектуальной и познавательной активности. Для раскрытия этой темы авторы описывают ситуацию в школе и проблемы, заставляющие вводить подобную практику, предлагают обзор современного мирового опыта интеграции собственных вопросов учеников в учебный процесс, подробно характеризуют техники интерактивного вопрошания, которые необходимо ввести в современную школу.

Можно согласиться с тем, что в школе ученики практически не ставят вопросов по содержанию изучаемых предметов, но что вопрошание способствует становлению активного мышления, навыкам коммуникации, создает условия для эффективного решения задач, с которыми столкнутся молодые люди, выйдя из школы.

Очень интересен анализ зарубежного опыта в этой области, особенно работ Джеймса Диллона в книге «Вопрошание и преподавание», подчеркивающего, что существует сотни различных способов обеспечить и поддерживать ученическое вопрошание.

Что авторы понимают под «интерактивным вопрошанием», методики которого они разрабатывают последние восемь лет? Следующее: для постановки вопросов выделяется специальное время; ученикам предлагается самостоятельно сформулировать свои вопросы по выделенной проблеме или теме; все сформулированные вопросы становятся материалом для групповой работы, что требует от участников понимать и учитывать чужие вопросы; искусственно увеличивается время между вопросом и ответом; подчеркивается ценность вопросов, на которые участники обсуждения не могут быстро найти ответ, обсуждается их роль и возможности дальнейшей работы с ними. Безусловно, такое понимание продуктивно.

Но особенно ценными для преподавателей и методистов должны быть представленные в статье техники интерактивного вопрошания, которые авторы разработали и опробовали в школе: «вопросно-ответная дешифровка», «улитка знания», «дерево вопросов и ответов». Авторы отмечают, что для статьи были отобраны преимущественно техники интерактивного вопрошания, используемые на уроках истории и обществознания, но они применяются и на других предметах, например английского языка, географии, литературы; для предметов естественнонаучного цикла, например физики используются другие техники, построенные на принципах интерактивного вопрошания.

В целом статья производит хорошее впечатление: она написана хорошим языком и понятно, опирается на большой фактический материал и опыт авторов, четко аргументирована. Нет сомнения, она заинтересует педагогов и научных сотрудников. Статья В.Е. Карастелева и В.Л. Даниловой «Собственные вопросы учеников как условие интеллектуальной и познавательной активности», безусловно, может быть рекомендована для публикации.

Главный научный сотрудник Института философии РАН, доктор философских наук, профессор В.М. Розин

Данилова_Карастелев_Собственные вопросы учеников-2023

Данилова_В_Карастелев_В_Рецензия

Related Posts

Координатор страницы Цифровая среда. Вопрошание

Вадим Евгеньевич Карастелев

Вадим Евгеньевич Карастелев

Кандидат политических наук, старший научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, со-координатор Международной лаборатории интерактивного вопрошания Подробности:Блог, Сайт, Сообщество ВК

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости