Пятница
30 Ноя«Встреча с Мастером». От коллективного моделирования к индивидуализированным результатам.
29 ноября в школе № 7 г.Чайковского состоялось образовательное событие для 9-х классов «Встреча с Мастером». Оно является частью работы школы, обеспечивающей условия для личностного и профессионального самоопределения старших подростков. Подготовкой к событию стала деловая игра «Рынок труда» и анализ заявок учащихся на встречу. После обработки полученных данных оказалось, что в рейтинг выстроились следующие профессиональные сферы деятельности, интересующие ребят: врач, юрист, инженер, педагог, автодело, ветеринар, технолог, географ, повар, работник банка, гостиничное дело, парикмахер, визажист, программист, психолог. Особым этапом в подготовке стал поиск Мастеров. Проектная группа использовала личные связи, родительский потенциал 9-х классов, школьные контакты. В результате были найдены 15 Мастеров, готовых к встрече с ребятами. Все Мастера нацеливались на общий алгоритм взаимодействия: знакомство (рассказ о себе и своей профессии), практическое действие (по заданию Мастера), круглый стол – ответы на вопросы учащихся. Завершение встречи моделировалось на рефлексивных классных часах.
Все задуманное проектной группой удалось реализовать. После небольшой вступительной части с просмотром ролика, целевыми установками на работу и визуальным знакомством с Мастерами, ребята сделали свой выбор. У каждого участника в руках появились две визитки, которые они получили из рук Мастеров – синяя и желтая. Это означало, что каждый девятиклассник выбрал двух Мастеров, которые ему интересны. Посещение мастерских проходило в два потока. Количество участников встреч было разным – от 3-х до 17 учащихся. Не всем Мастерам удалось провести практическую часть. Но заинтересованный разговор состоялся на каждой мастерской. Помощниками Мастеров стали участники проектной группы – классные руководители и представители административной команды. Они выполняли функцию посредников: провоцировали ребят на вопросы, расширяли представление о возможностях и ресурсах, помогали фиксировать выводы. По сути, педагоги-помощники выступали в тьюторской позиции по отношению и к детям, и к Мастерам.
Последний этап – рефлексивный классный час был устроен так, чтобы ребята смогли высказать свои впечатления и обосновать их, а также обдумать свои дальнейшие действия по выбору профиля обучения. Они самостоятельно делились на группы: «Уверенность», «Размышление», «Разочарование», «Растерянность». Можно было создать группу «Другое». Затем ребятам предлагалось заполнить рефлексивный лист, основным назначением которого стала фиксация своей позиции относительно выбора профиля обучения и ее аргументация. Один из вопросов рефлексивного листа побуждал к построению дальнейших действий учащихся в выбранном направлении, в том числе, аргументированная заявка на профориентационную экскурсию. Модель классного часа разрабатывалась коллективно так, чтобы классный руководитель мог удержать тьюторскую позицию при подведении итогов, чтобы все результаты были максимально индивидуализированными.
Подведение итогов организаторов образовательного события, которое состоялось сразу после его завершения, позволило выявить позитивные и негативные моменты в содержании и проведении встречи. К числу позитивных моментов были отнесены:
- организация мастерских по заявкам детей;
- разнообразие профессиональных сфер;
- подготовленность Мастеров;
- участие родителей детей в качестве Мастеров;
- лаконичность вводного этапа;
- наличие благодарственных писем Мастерам сразу после окончания работы;
- содержательность обсуждения на мастерских;
- качественный и глубокий самоанализ отдельных детей на классном часе;
- методическое и дидактическое оснащение работы классных руководителей.
К числу негативных моментов, участники проектной группы отнесли:
- проведение события в середине недели;
- учет не всех заявок детей;
- отсутствие практической части на некоторых мастерских;
- недостаточная презентация Мастеров с точки зрения их регалий и достижений;
- поздняя проблематизация детей по поводу своего образовательного маршрута (выбора предметов, элективов);
- трудности детей с аргументацией своей позиции.
Были обсуждены и зафиксированы рекомендации на будущее:
- Провести образовательное событие «Встреча с Мастером» для девятиклассников в следующем учебном году в октябре (1-я четверть).
- Проводить его в субботний день, чтобы привлечь больше родителей для организации мастерских.
- Приглашать больше Мастеров, даже если на их профессию заявился 1-2 человека.
- Презентовать Мастеров с учетом их профессиональных достижений и званий.
- Акцентировать внимание Мастеров на необходимости практической части.
В целом, организаторы образовательного события высказали свое удовлетворение по итогам проведенной встречи. Особо отметили важность, целесообразность и эффективность коллективного моделирования, качество работы проектной группы, а также ценность полученных индивидуализированных результатов.