Вторник
14 МайВ тьюторской магистратуре ДВФУ прошли предзащиты иностранных студентов
Гао Лу
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по направлению подготовки 44.04.02
Психолого-педагогическое образование
магистерская программа «Тьюторское сопровождение в образовании»
г. Владивосток – 2019
Актуальность темы исследования
В современном мире инклюзивное образование все больше актуализируется и предполагает организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка, независимо от физического и психического развития.
Важным вопросом образования детей с особенностями является расширение возможностей социализации учащихся, необходимые для включения каждого ребенка в общество, предоставляя равные права на получение образования всех детей без исключения. Для реализации этих прав необходима разработка нормативно-правовой базы на государственном уровне. Необходимы не только изменения в структуре и работе образовательных организаций, но также изменение сознания педагогов, родителей учащихся и в целом изменения отношения общества к инвалидам.
Сегодня развитие инклюзивного образования становится актуальным и для Китая. Инклюзивное образование в Китай пришло с Запада (после принятия в 1994 году в Испании Саламанской декларации на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, проведенной ЮНЕСКО и закрепившей принципы инклюзивного обучения) и возникло в результате столкновения и интеграции культур. Этот вид образования укоренился в уникальной культуре Китая, адаптируясь к традиционному образованию, и постепенно в Китае зародилась теория инклюзивного образования [1]. Традиционной культуре Китая свойственно осторожное отношение ко всему, что может нарушить имеющуюся стабильность. Поэтому любое отклонение от привычного воспринимается обществом как попытка дестабилизации и либо адаптируется культурой, принимаясь как вариант известного, либо изгоняется за пределы.
В Китае, на протяжении многих столетий, люди с ограниченными
возможностями не только не могли получить образования, но и жили в полной изоляции от общества, и допустимый формат общения с такими людьми традиционно предполагал полную изоляцию.
Сегодня права на обучение лиц с ограниченными возможностями регулируются «Законом об охране инвалидов КНР», «Положением об образовании инвалидов», Конституцией КНР, «Законом об образовании КНР», «Законом об обязательном образовании КНР». Высший законодательный акт, определяющий политику совместного обучения, – это Конституция КНР, где в статье сорок пять главы второй сказано: «Государство и общество помогают слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования» [2]. Государственный совет по вопросам образования и других ведомств КНР во «Мнении о некоторых вопросах реализации специального образования» в сентябре 1986 года установил способы получения образования детьми с ограниченными возможностями.
После принятия в 1994 году положения «О внедрении методов интегрированного обучения в работе по развитию малолетних детей с ограниченными возможностями» практика интегрированного обучения получила широкое распространение по всему Китаю и стало новым этапом проведения реформ в образовании. Метод интегрированного обучения должен был способствовать снятию дефицита образовательных возможностей для детей с ограниченными возможностями посредством интегрирования особых детей в обычный образовательный процесс и как следствие роста толерантности по отношению к инвалидам и дальнейшее интегрирование их в социальную жизнь. Однако на сегодняшний день показателем успешности китайских школьников являются экзаменационные оценки. Требования, предъявляемые к учащимся, не предусматривают умственные и физические особенности детей.
В связи с тем, что уровень развития экономики Китая на западе и востоке страны очень разный, уровень развития общего образования тоже различается.
В последние годы в Китае ежегодная рождаемость детей с ОВЗ на 5% выше, чем в предыдущие, поэтому развитие инклюзивного образования в стране становится очень важной проблемой.
Несмотря на все меры, предпринимаемые правительством Китая, инклюзивное образование все еще отстает в своем развитии от европейских стран, где люди с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества.
В связи с этим нами выделены следующие противоречия:
– между имеющейся нормативной базой, направленной на социальную защиту детей с ОВЗ в Китае и отсутствием конкретных программ по развитию инклюзивного образования, востребованных обществом;
– между декларированием приоритетности инклюзивного образования и преобладанием специализированных учебных заведений с адаптированной средой, чьи аудитории и корпуса надежно отгораживают обычных людей от людей с ограниченными возможностями;
– между необходимостью введения инклюзивного образования и неизменным традиционным восприятием определенной частью общества лиц с ограниченными возможностями;
В соответствии с выявленными противоречиями нами сформулирована
проблема развития инклюзивного образования в Китае.
Следовательно, тема нашего исследования: «Развитие инклюзивного образования в Китае»
Объект исследования: процесс развития инклюзивного образования в Китае
Предмет исследования: особенности развития инклюзивного образования в Китае.
Цель исследования: изучение особенностей развития инклюзивного образования в Китае.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализ научных источников, раскрывающий феномены «инклюзия», «инклюзивное образование», «дети с ОВЗ».
- Определить сущность инклюзии в системе образования Китая.
- Выявить особенности развития инклюзивного образования в Китае.
- Разработать теоретическую модель развития инклюзивного образования в Китае.
- Разработать методические рекомендации для педагогов китайских школ по работе с детьми с ОВЗ на основе тьюторского сопровождения.
Гипотеза исследования: развитие инклюзивного образования в Китае будет более успешным при следующих условиях:
- если будут выявлены трудности и особенности процесса развития инклюзивного образования в Китае, которые будут учитываться при реализации программ инклюзивного образования;
- если развитие инклюзивного образования в Китае будет осуществляться на основе современной нормативной базы, направленной на развитие программ инклюзивного образования и внедрение их в систему образования Китая на всех уровнях.
Положения, выносимые на защиту:
- теоретическая модель развития инклюзивного образования в Китае;
- методические рекомендации для педагогов китайских школ по работе с детьми с ОВЗ на основе тьюторского сопровождения.
Методы исследования:
– теоретические: изучение и анализ научно-педагогической, психологической и философской литературы;
– эмпирические: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ продуктов инклюзивного образования.
Теоретической основой исследования послужили исследования по философии, педагогике и психологии.
Теоретическая значимость исследования:
Разработана теоретическая модель развития инклюзивного образования в Китае с учетом его особенностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы данного исследования и научно-методические рекомендации могут быть использованы преподавателями, тьюторами, преподавателями с тьюторской позицией для построения развития инклюзивного образования в школах Китая .
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (декабрь 2017 г. – ноябрь 2018 г.) изучалась и анализировалась научная литература по избранной теме, выявлялись противоречия, формулировалась проблема, цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования.
На втором этапе (декабрь 2018 г. – февраль 2019 г.) проводилась экспериментальная работа, определялись стратегии оценивания и самооценивания индивидуального прогресса детей с ОВЗ в процессе включения инклюзивного образования в Китае; разрабатывалась теоретическая модель развития инклюзивного образования в Китае.
На третьем этапе (март 2019 г. – июнь 2019 г.) осуществлялись анализ и обобщение результатов, оформление теоретических и практических материалов исследования в виде выпускной квалификационной работы.
Базой исследования является МБОУ СОШ № 63, г. Владивостока с углубленым изученим китайского языка; Инклюзивное учреждение «Надежда» провинции Цин Хай на западе Китая.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.