Вторник
7 НояУчастие в XVI Международной (XXVIII Всероссийской) научно-практической тьюторской конференции «Особое наставничество»
Участие 18 – 19 октября 2023 года в XVI Международной (XXVIII Всероссийской) научно-практической тьюторской конференции «Особое наставничество» явилось для нашего, созданного в 2023 году, регионального отделения значимым событием. Тьюторам Свердловской области впервые удалось принять участие в качестве организаторов круглых столов. Было проведено две дискуссии: «Опыт организации и проведения «Уральских тьюторских мастерских» (модератор Ткачева Л.Н., руководитель РО МТА Свердловской области) и «Опыт проектирования и проведения тьюторской смены «Построй свой маршрут» (модератор Куськова Д.В., тьютор Нетиповой образовательной организация «Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» г. Екатеринбург).
В связи с реализаций задач профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования в 2023/2024 учебном году, проведение круглого стола «Опыт организации и проведения «Уральских тьюторских мастерских» было особенно актуально. Акцент был сделан на тьюторском сопровождении профессионального самоопределения обучающихся на разных ступенях образования, что было раскрыто в следующих темах:
«Тьюторский подход в развитии наставничества у студентов СПО» (Сомова Е.А., тьютор, зав. отделением по дополнительному образованию ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж»). В докладе был представлен опыт использования тьюторских технологий при реализации целевой модели наставничества в колледже и сопровождения студентов в создании собственных образовательных событий. Такая практика развивает общепрофессиональные компетенции, позволяет студентам взаимодействовать на качественно новом уровне, способствует раскрытию личностного потенциала участников и развивает их субъектность.
Еще одной темой в рамках круглого стола стала «Тьюторское сопровождение программ по профессиональному самоопределению для старшеклассников» (Жигулина В.В., преподаватель, магистрант 2го курса тьюторской магистратуры ВГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»). В докладе был сделан акцент на групповой программе, которую коллеги проводят для школьников Екатеринбурга, чтобы помочь им определиться с будущей профессиональной сферой. Тьюторский подход и тьюторские инструменты, используемые в рамках данного мероприятия, помогают сделать профессиональный выбор подростков более осознанным и самостоятельным.
Интересным опытом поделилась Пушкарева И.Ю (педагог-организатор, муниципальный куратор советников по воспитанию Сысертского городского округа Свердловской области) в теме «Создание школьного сообщества». В одной из школ Сысертского Городского Округа Свердловской области был организован школьный проектный офис, в котором школьники сами инициировали организацию школьного события по итогам года: FUNschool (фестиваль школьных интересов). При сопровождении тьютора на этапе распределения ролей, были учтены все интересы участников и каждый смог себя попробовать в разных функциях: организатор, сценарист, видеооператор, журналист, ведущий мастер-класса. Ученики и педагоги работали как со-проектировщики, в результате чего возникла команда активистов, готовая реализовывать новые проекты.
В рамках проведения круглого стола «Опыт проектирования и проведения тьюторской смены «построй свой маршрут» разговор шел о тьюторском сопровождении подростков в период профильных смен для талантливых детей. Команда, реализующая этот проект (Куськова Д.В., Бобик В.С., Палютина Е.Н.) поделились с присутствующими особенностями проведения тьюторской смены и её отличиями от обычных образовательных смен, обсудили этапы подготовки смены с точки зрения работы организатора и тьюторов, разобрали тьюторские инструменты для работы с группой.
Для нашего молодого регионального отделения было значимо представить практики на широкое обозрение, увидеть отклик профессионального сообщества и услышать обратную связь.
Н.В.Шрамко, к.п.н., доцент, руководитель магистерской программы «Тьюторство в образовательной и социальной сферах», Уральский государственный педагогический университет.