Тьюторское сопровождение в основной школе. Из чего складывается система?
 /  Без рубрики / Пермский край / Тьюторство в основной школе / Тьюторское сопровождение в основной школе. Из чего складывается система?

Тьюторское сопровождение в основной школе. Из чего складывается система?

         Научно-методический проект, заявленный институтом развития образования Пермского края в рамках апробации ФГОС ООО, называется «Система тьюторского сопровождения элективных образовательных практик как инструмент подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения».  И в этом названии сосредоточено все самое важное, и казалось бы, очевидное.

  • В школах, переходящих на ФГОС основного общего образования, должны быть представлены в большом количестве элективные образовательные практики.
  • Осваивая их, учащиеся получают опыт выбора, тем самым подготавливаясь к выбору профиля обучения в старшей школе.
  • Сопровождает процесс выбора, реализации и осмысления полученного опыта особый педагог – тьютор. У него складывается система работы по сопровождению учащихся, которые разрабатывают и реализуют свои индивидуальные образовательные маршруты.

        В такой логике происходило содержательное развитие проекта. В первый год реализации основной упор был сделан на том, как создать вариативное избыточное образовательное пространство в основной школе. Безусловным подспорьем в решении данной задачи стал многолетний опыт проекта сетевого института ПрЭСТО «Основная школа – пространство выбора». Встречи школ, участников проекта с теми, кто еще не имел такой практики, обогащали и первых, и вторых. Команды школ, понимающие, что такое КСК (краткосрочные курсы), поточно-групповой метод в обучении предметам, стали источником рождения новых идей для «новичков». И наоборот, школы, только вошедшие в инновационный процесс апробации ФГОС ООО, проблематизировали своими вопросами опытных коллег. В ходе содержательных дискуссий рождались новые практики. Таким образом, оформились несколько основных подходов к созданию образовательной среды, позволяющей учащимся приобретать опыт выбора. Кратко и обобщенно их можно зафиксировать так.

  • В 5-6 классах – краткосрочные курсы, образовательные студии, коммуникативные практики.
  • 7-8 класс – поточно-групповой метод в преподавании предметов, исследовательская и проектная практики.
  • 8-9 класс – профессионально-деятельностные пробы.

Несколько существенных выводов, сделанных в ходе реализации проекта его участниками, звучат так.

  • Тьютор востребован там, где создается пространство выбора.
  • Он обеспечивает возможность для безопасных проб учащимися и осмысления полученного опыта.
  • Важно понимать, какой процесс сопровождает тьютор.
  • Тьютор – это профессия, ею необходимо овладевать через получение дополнительного образования. Педагоги с тьюторской позицией могут выполнять отдельные функции тьютора.
  • Существенно, чтобы начинающий тьютор работал в команде, где возможна супервизия тьюторской практики.
  • Тьютор не является духовником, он работает с образовательным маршрутом (программой) тьюторанта. Но эта программа включает в себя как вопросы обучения, так и вопросы воспитания (нравстенно-этические проблемы).

        Ключевым форматом, позволяющим удерживать вариативность, избыточность и открытость среды, поддерживать высокую мотивацию учащихся к приобретению нового опыта, содействовать осмысленности действий учащихся в этой среде, стало образовательное событие. Большинство команд, представляющих свой опыт, показывали свои модели образовательных событий на стадии запуска разнообразных практик, когда учащимся предстояло сделать выбор, и на стадии рефлексии, важном этапе осмысления полученного учащимися опыта. Далеко не всегда можно было распознать в представленном материале наличие признаков образовательного события. Иногда, желание все упорядочить, структурировать и довести всех до результата, меняло формат  – с события на мероприятие. Сам факт того, что реализованная модель для кого-то может стать Событием, а для кого-то нет, вводила отдельных педагогов в ценностной ступор. И здесь уже можно зафиксировать первое затруднение в освоении тьюторских компетенций. Трудность принятия фокуса внимания: индивидуальный результат важнее массового. Вместе с тем основные признаки образовательного события как формы организации
взаимодействия участников образовательного процесса, сформулированные М.Ю. Чередилиной, были освоены участниками проекта. К их числу относятся:

  1. Выход за рамки привычного уклада образовательной жизни – в классе, школе, сообществе.
    2. Наличие культурно-исторического прототипа.
    3. Полидеятельностная структура, обязательное включение коммуникации и рефлексии (как правило, публичность); возможность для участников разных позиций и ролей.
  2. Возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов.
  3. Взаимосвязь с историей и целями участников, сообщества.

Дальнейшая детальная проработка моделей образовательных событий обозначила еще одну трудность – конкретизацию тьюторских действий внутри образовательных событий. Словосочетание «тьюторское сопровождение» приобрело всеобъемлющее значение, за которым невозможно было понять, что конкретно делает тьютор. Были сформулированы вопросы, на которые требовалось найти ответы. В частности:

  • Какие рабочие процессы сопровождает тьютор?
  • Какие действия осуществляет тьютор в процессе сопровождения?
  • Какими техниками (методиками, приемами, технологиями) пользуется?
  • Как обеспечить полноту тьюторского действия?
  • Что считать результатом работы тьютора?

         Большую роль в детализации действий тьютора сыграл семинар-интенсив, который был проведен в рамках проекта на базе оной из школ города Перми. Подробное воссоздание хода семинара, позволяет выявить не только трудности в совершении тьюторского действия, но и способы их разрешения. Семинар назывался «Проектирование и реализация тьюторского сопровождения в ходе образовательного события для учащихся 8-х классов «ПроектFEST». В первый день семинара участники погрузились в модель школы по освоению восьмиклассниками проектирования в предметах. Заместитель директора школы представила исчерпывающую информацию о том, как организуется в школе пространство выбора с 5 по 9-й класс. Какое место занимает «Проектная неделя» в 8-х классах. После обсуждения представлений участников о тьюторском сопровождении и тьюторском действии началось моделирование предстоящих тьюториалов. Важно отметить, что каждая из четырех групп появилась в результате взаимных выборов участников, самоопределившихся в разных позициях: «Практикующий тьютор», «Тьютор-управленец», «Сочувствующий» и «Неофит». Все позиции в большей или меньшей степени были проявлены в каждой группе. Затем каждая группа самоопределилась с категорией учащихся, на которую будет ориентирован тьюториал: дети определившиеся, мечушиеся, не определившиеся. По ходу работы участники создавали технологическую карту тьюториала. Затем состоялась взаимоэкспертиза созданных моделей. Звучали предложения, замечания, рекомендации, проблемные вопросы. По итогам дня каждый участник решил, каким образом он будет проводить тьюториал на следующий день: один, или вместе с партнером, какими  техниками будет пользоваться, как будет действовать. Следующий день семинара начался с доработки индивидуальных моделей. Кроме того, каждому тьютору надо было решить, как он будет презентовать себя на общем сборе восьмиклассников так, чтобы ребята его выбрали. И вот час «Х»… В зале около двухсот восьмиклассников. Наши тьюторы презентовали себя и разошлись по тьюторским группам. Через 40 минут общая встреча. Эмоций масса. Не всем удалось удержать тьюторскую позицию, кто-то огорчен, кто-то счастлив от полученного результата. А через час второй тьюториал – рефлексивный. Слышны опасения: а вдруг дети не придут. Вдруг им это не надо? Второй тьюториал завершился, и мы собрались на подведение итогов. И вот он – главный вывод, который вдохновляет и побуждает к действию. Детям нужен взрослый в тьюторской позиции. Они хотят обсуждать свой выбор. Им полезно рассмотрение основных и запасных вариантов. Им важен обмен основаниями для выбора. Им хочется делиться своим опытом и рефлексивно к нему относиться. Даже участники, скептически настроенные по отношению к индивидуализации и тьюторству,  отмечают, что тьюторская позиция нужна в школе и ее важно проявлять. Но оказывается, делать это очень трудно. «Учительское» часто берет верх.

По итогам семинара было сделано несколько очень важных выводов, представленных на малом пленуме региональной научно-практической конференции.

  1. Тьюторское сопровождение необходимо подросткам в разных ситуациях: когда выбор сделан, когда есть сомнения, когда нет мотивов для обдумывания оснований выбора.
  2. Тьютор работает ситуативно, поэтому важно, чтобы у него были продуманы разные варианты развития событий в зависимости от запросов тьюторантов.
  3. В условиях неопределенности педагог с тьюторской позицией часто скатывается на учительскую позицию, и не удерживает нормы индивидуализации в работе с подростком.
  4. Инструменты работы тьютора могут быть разнообразными, но не всегда они становятся уместными. Ценность открытого доверительного общения должна превалировать над заготовленными техниками и приемами работы.
  5. Система работы тьютора может сложиться тогда, когда он нарабатывает опыт решения конкретных задач в конкретных ситуациях работы с тьюторантом или тьюторанатами. При этом важен внешний – экспертный взгляд: супервизия или интервизия. Рефлексивное отношение к полученному опыту позволяет находить свой тьюторский стиль работы. Описание кейсов и вариантов их решения – важный элемент профессионального становления тьютора.

           В ходе семинарской практики участники проекта выделили еще один элемент системы тьюторского сопровождения, который  имеет важное значение на этапе реализации учащимися сделанного выбора. Этим элементом является язык общения тьютора с заказчиком тьюторского сопровождения – администрацией школы или родителями учащихся. На практикуме выяснилось, что большинство педагогов с тьюторской позицией не могут внятно объяснить, в чем состоит ценность их общения с подростком, какие результаты они могут гарантировать в работе с учащимися. В связи с этим, даже в условиях, когда образовательное пространство, созданное в школе, обладает основными характеристиками, необходимыми для реализации принципа индивидуализации, запрос на тьютора не возникает. Вместе с тем, обсуждение курсовых мероприятий, содержания семинаров показывает, что смысл тьюторской деятельности участники проекта определяют точно. Фрагмент одного из рефлексивных эссе наглядно это иллюстрирует. «У тьютора нет предмета преподавания, у него есть, выражаясь языком М. Хайдеггера, предмет его заботы. Предметом заботы тьютора является содержание самосознания, личной мыследеятельности тьюторанта – его цели, его успехи и неудачи, отношение тьюторанта к самому себе в образовательной реальности. Иными словами, тьютор имеет дело с мыслями и действиями, оценками и переживаниями тьюторанта в отношении самого себя. Тьютору «интересно», что такое сам ученик. Каковы его цели, желания? Как он относится к собственным образовательным победам и неудачам?» Таким образом, можно констатировать, что трудность лежит в плоскости перевода смысла на язык, понятный другому человеку – заказчику.

         Исходя из проведенного анализа опыта реализации научно-методического проекта «Система тьюторского сопровождения элективных образовательных практик как инструмент подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения», можно определить дальнейшие шаги по его развитию.

  1. Логику работы оставить прежней (от курсов повышения квалификации, привлекающих новых людей в проект – к семинарской практике по отработке отдельных этапов тьюторского сопровождения), но с усилением практической составляющей.
  2. В частности, есть необходимость в переработке программы курсов повышения квалификации так, чтобы участники прежних двух лет смогли выступить наставниками у участников 2020 года. Для этого включить в программу курсов интенсив (особым образом организованное пространство, в котором у педагогов с тьюторской позицией есть возможность совершить тьюторскую пробу с детьми, находящимися на одном из этапов работы с выбором).
  3. Проведение семинаров в рамках проекта важно разделить на методологические и практические. Практическую часть проводить через интенсив на базе тех школ, которые заявлены как апробационные площадки.

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости