Суббота
4 ДекТьюторская история о рождении исследователей
Чуть больше недели прошло с момента окончания курсов повышения квалификации “Современный педагог: новые роли, новые технологии” в рамках федерального проекта “Содействие занятости населения”. Группа из 21 человека защитила свои выпускные аттестационные работы в пристуствии комиссии с представителями Томского государственного университета. Но ведь самое главное, что будет после курсов. И теперь, когда я размещаю данный материал, я понимаю, что изменения запущены. и последействие курсовой подготовки будут продолжаться.
Одна из студенток курсов – заместитель директора по УВР школы № 1 г.Чайковского – Хоймова Татьяна Васильевна. Ее сфера интересов – учащиеся начальной школы. Ее тьюторская история вселяет оптимизм по поводу эффективности курсовой подготовки и того, как может меняться позиция педагога в школе. Вот, что она представила к публикации.
“Одним из способов познания окружающего мира является исследовательская деятельность. К сожалению, в нашем образовательном учреждении, данное направление работы идет не совсем активно. Несмотря на то, что ежегодно организуем семинары для педагогов, этот вид деятельности, не очень востребован. Учителя объясняют, что это связано с проблемой поиска интересной, актуальной темы для исследования. В этом учебном году решили развернуть работу по – другому – пойти от интереса детей. А в начале пути по созданию исследовательской работы провести тьюториалы. Для этого есть необходимый ресурс – совсем недавно девять человек нашей школы закончили курсы «Современный педагог: новые роли, новые технологии». У команды тьюторов появилась возможность заявить о себе, расширить свой практический опыт.
Собравшись с коллегами, договорились, что с позиции тьютора работаем с определением области интереса ребенка, что может послужить основанием для выбора темы. На подготовительном этапе обсудили главные точки, которые должны случиться на данном тьюториале: установление контакта, выявление опыта ребенка в исследовательской деятельности, представлений о том, что такое исследование, определение интересов ребенка и их ранжирование, обсуждение возможных тем (вопросов, которые волнуют). Так как у педагогов, входящих в команду тьюторов, небольшой опыт в проведении тьюториалов, провели сбор информации о приемах, которые, возможно, пригодятся при проведении события. Копилка материалов пополнилась чек – листами, карточками для проведения рефлексии, иллюстрациями.
На встречу пришли желающие ребята из 3-4 классов – 26 человек. Так как на встрече происходило начало нового пути (и новой практики для нашей школы, и точка отсчета в появлении новых исследовательских работ), воспринималось это как праздник. Ребятам было предложено угоститься конфетами (хочется отметить, что в мешочке конфеты были 6 видов – по количеству групп на тьюториалы). За приятным моментом поедания конфет наступил веселый момент нахождения тех, у кого была такая же конфета, включая поиск тьютора. Быстро, весело сложилось 6 групп, им предстояло разойтись на тьюториалы по кабинетам. Группы получились с небольшим составом – 4-5 человек, включали в себя учеников из разных классов и параллелей.
Вот как проходил мой тьюториал. В начале провели знакомство. Предложила ребятам назвать сказочного героя, который обладает какими-то качествами, характерными и для участника тьюториала. Не все ребята откликнулись на это предложение. Тогда попросила ребят назвать то, что о них знают многие и то, что немногие знают. Состоялся оживленный разговор, дети рассказывали о своих увлечениях, интересных фактах из жизни.
Для того, чтобы зафиксировать опыт в исследовательской деятельности и понимание того, что это такое, участникам тьюториала было предложено поработать с линеечками. На листе было расположено две линейки (друг под другом), на каждой из них размещены два полярных понятия (на одной: знаю – не знаю, на другой: вижу – не вижу). Ребята определялись со своей позицией по отношению к тому, насколько знакомы они (а может, не знакомы) с тем, что такое исследовательская деятельность, видят ли они какая тема исследовательской работы могла бы быть ими взята в этом учебном году. В ходе обсуждения оказалось, что ребята, присутствующие на моем тьюториале, не имеют опыт написания исследовательских работ. Представление о том, что такое исследование смутное, отрывистое. В представлениях двоих участников было озвучено, что при проведении исследования необходимо создать презентацию и представить ее ученикам других классов.
Далее с участниками тьюториала попытались подобрать ассоциации, которые у них вызывает слово «исследование». Результат данной работы позволил сложить определение данного понятия, уточнить его через словарь.
На следующем этапе с участниками тьюториала попытались договориться о том, какие требования они предъявляют к исследовательской работе. Я предложила на выбор 3 картинки (иллюстрацию из сказки «Колобок», строение ДНК, фотографию медведя). Детям необходимо было выбрать одну картинку, которая их может заинтересовать для проведения исследования. В ходе обсуждения зафиксировали, что выбрали бы картинку с медведем (т.к. колобок – это для малышей из детского сада, картинка со строением ДНК не выбрана, т.к. непонятно что это). При этом детьми было озвучено огромное количество вопросов о медведе, сгруппировав которые, появился вывод, что у каждого из участников была бы своя тема для исследования (у кого-то про среду обитания, у кого-то про поведение животного, у кого-то про особенности строения). На этом этапе договорились, что тема исследовательской работы должна соответствовать возрасту и быть интересной автору.
Затем, в ходе совместной работы, мы с ребятами попытались зафиксировать их интересы. Для этого на своем тьюториале я использовала лист – анкету из рабочей тетради курса А.И, Савенкова «Я- исследователь». После того, как были озвучены зафиксированные ответы, я задавала уточняющие вопросы, которые позволяли расширить представление об интересах ребенка (например, был зафиксирован интерес к музыке, на вопрос «Почему нравится музыка?» – ответ: « Хожу в музыкальную школу, у меня замечательный педагог, нравится играть на музыкальном инструменте»). После обсуждения я предложила ребятам составить рейтинг их интересов – выбрать три самых – самых и расставить их на пьедестал 1,2,3 места по степени значимости. Дети озвучивали результаты работы, аргументируя свой выбор. При этом звучало много идей, которые могли бы помочь определиться с темой исследования (например, «Моя мама, сестра учились и я сейчас учусь в школе № 1» – «А как ты думаешь, это одна и та же школа? Та, в которой сейчас учишься ты, чем то отличалась от той, в которой училась твоя мама, а потом старшая сестра?» – «Я не знаю, надо поговорить с мамой и сестрой»)
Завершив разговор в этой точке, участники обратились снова к своим линеечкам и попытались определить свою позицию на момент окончания тьюториала. У всех детей произошло движение («я узнал, что…», «мне хотелось бы…»). На последнем такте встречи ребята попытались определить, какой следующий шаг можно сделать им на пути создания исследовательской работы (озвучивали желание обратиться к педагогам (и к учителям начальных классов, и к учителям – предметникам, педагогам дополнительного образования), говорили о том, что весте с родителями обсудят, подумают над темой).
После окончания тьюториалов собрались с коллегами на рефлексию. Впечатления были разными. Тьюторы говорили о том, что получилось (этот опыт фиксировали, как тот, который запоминаем, развиваем), о том, что не получилось (пытались вместе подумать почему не пошло, не смогли довести до результата). При всем при этом зафиксировали, что с главной задачей справились – сферы интересов потенциальных авторов исследовательских работ были проявлены. Некоторые педагоги -тьюторы говорили, что идеи тьюторантов зацепили и они готовы предложить ребятам сотрудничество в создании исследовательской работы. Нами была обсуждена встреча с классными руководителями, учителями предметниками, с которыми хотелось поделиться – рассказать о тьюториале, о результатах работы, организовать встречи детей и заинтересованных взрослых.
С удовольствием посмотрели сториз в Инстаграм о проведенной встрече. На видео сразу бросилось в глаза, что при проведении тьюториала дети сидят за партой, тьютор стоит у доски. Оказывается, как трудно отпускать учительскую позицию! А в этой позиции тьюторские приемы не работают! Столько инсайтов сразу произошло: «Вот почему не завязался разговор», «Вот почему я чувствовала себя, как на уроке», «Обсуждению организации пространства мы не уделили внимание, а это оказалось так важно! Теперь это точно запомню!». Вот так, в ходе проб и ошибок, как настоящие исследователи, мы своей командой продолжаем двигаться по пути тьюторства”.