Среда
5 ДекСотрудничество МТА с сообществами семейного образования: итоги года
Весь 2018 год Межрегиональная тьюторская ассоциация работала над проектом «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках этого проекта шла работа трека «Семейное образование». На первом этапе эксперты МТА провели фокус-группы и интервью среди родителей, организующих семейное образование для своих детей. Мы выяснили, что тема индивидуализации действительно актуальна для родительского сообщества, кроме того, в семейном образовании востребована профессиональная педагогическая поддержка и помощь для родителей и детей. Проведенный среди родителей опрос показал, что о профессиональной позиции «тьютор» родители осведомлены очень мало и в большинстве случаев приписывают тьютору несвойственные функции, связанные с разрешением затруднений в учебном процессе и повышением успеваемости. Очевидно, что несмотря на более чем 25-летнюю историю, тьюторская профессия в стране опознается слабо.
На этом этапе был проявлен и важный запрос от сообщества семейного образования – это запрос на сопровождение семьи как целостного субъекта. Иногда родители даже прямо говорили о том, что «тьютор нужен, в первую очередь мне». В последующей работе по гранту этот запрос озвучивался родителями не раз. В этом – вызов для тьюторского сообщества: необходимо исследовать особенности такого типа субъекта и разработать инструменты эффективного сопровождения. Некоторые представители МТА уже двигаются в этом направлении, обычно это тьюторы пришедшие в профессию как раз от потребностей по компетентностному оснащению родительской позиции либо самозанятые тьюторы, получающие заказ от родителей хоумскулеров. Осенью на тьюторской конференции это можно было четко увидеть (разработки Л. Лазаревой, Т. Климовой, К. Кушнир, И. Бурмакина и др.)
На Летнем университете тьюторства было развернута работа по получению “объемной” картины семейного образования в стране: прошло многопозиционное обсуждение опыта одного из центров семейного образования, которое, однако, быстро вышло на разговор о семейном образовании в целом. Были разработаны проектные идеи и решения для сотрудничества сообществ тьюторов и родителей. Общее поле действия было найдено через необходимость просветительской работы по тематике индивидуализации и запрос на оснащение родительской позиции особыми педагогическими инструментами, а для тьюторов – через потребность донести суть профессиональной деятельности до главных заказчиков – родителей. Эти задачи решались в ходе партнерского онлайн-саммита с медиа-проектом «Freefromschool». Группа московского тьюторского центра в прямом эфире рассказывала родителям со всей страны про инструменты индивидуализации образования и представляла свои разработки. Если судить по откликам и комментариям в социальных сетях, саммит имел большой успех. В ходе подготовки к саммиту очень ярко проявилась проблема непонимания профессионального тьюторского языка родителями, поэтому отдельно пришлось работать над его «переводом» на язык широкой аудитории. Эффективно решить эту задачу помогала команда проекта «Freefromschool» во главе с Оксаной Апрельской. По итогам саммита они составили «Словарь тьюторских терминов» для родителей.
Опыт взаимодействия с лидерами родительских сообществ как странового, так и регионального масштаба оказался очень продвигающим для тьюторской ассоциации. Есть уверенность, что сотрудничество МТА и родительской общественности в области семейного образования имеет широкие перспективы развития. Подробнее о результатах работы по Президентскому гранту можно прочесть в монографии «Потенциал профессионально-общественной экспертизы для повышения качества условий индивидуализации образования»