Роль университетов в подготовке специалистов для цифровой экономики
 /  Без рубрики / Роль университетов в подготовке специалистов для цифровой экономики

Роль университетов в подготовке специалистов для цифровой экономики

Центр IT-притяжения

Елена Реутова

«Эксперт Сибирь» №39-42 (536)

https://expert.ru/siberia/2019/39/tsentr-it-prityazheniya/

Национальный проект «Цифровая экономика» задает высокую планку развития цифровой инфраструктуры и не менее высокие требования к подготовке IT-специалистов. Для Томска, в котором сконцентрированы вузы и НИИ, IT-бизнес — это вызов и возможности для развития

Вырастить и сохранить

В условиях, когда к специалистам предъявляются все большие требования, университет становится для них точкой роста. Это уникальная среда, которая помогает формировать сознание, восприимчивое к новым, постоянно меняющимся реалиям, и получать компетенции, необходимые для работы над инновационными задачами и создания высокотехнологичных бизнесов. «Современному бизнесу нужны высококвалифицированные и практикоориентированные ребята. В компаниях ждут специалистов не просто с общим знанием операционных систем или баз данных, они ждут выпускников, у которых есть компетенции и прак­тический опыт по конкретным продуктам, — отмечает президент ТУСУРа Александр Шелупанов. — К слову сказать, по оценкам специалистов, в прошлом году мировой рынок приложений составлял порядка 300 миллиардов долларов. Весь мир идет по пути создания приложений, но на конкретных языках и в определенных системах программирования». Исходя из этих реалий, Томский университет систем управления и радиоэлектроники встраивает в базовые курсы детальный разбор конкретных продуктов. Теория при этом идет рука об руку с практикой, именно в этом, по мнению Александра Шелупанова, заключается одна из главных ролей университета при подготовке кадров.

«За последние 15 лет мы принципиально изменили образовательную траекторию подготовки. Уже начиная со второго курса студенты входят в формируемые нами проектные команды, которые работают над реальными задачами от наших бизнес-партнеров. Ежегодно для этих целей в ТУСУРе создается порядка 300 команд. Сегодня около 50 процентов проектов, над которыми работают наши обучающиеся, — это заказы индустриальных партнеров и IT-компаний. Моя мечта — увеличить пул этих заданий и довести их до ста процентов», — рассказывает президент ТУСУРа.

При работе над реальными проектами студенты приобретают кроме междисциплинарных знаний и компетенций также и необходимые в дальнейшем «мягкие» компетенции, колоссальный практический опыт. Такие специалисты востребованы уже сейчас, и потребность в них будет только расти. «Если мы говорим о программе «Цифровая экономика», то потребности России в IT-специалистах достигают 120-130 тысяч в год. Тем временем ЕГЭ, необходимые для поступления на такие специальности, в этом году сдавало только 40 тысяч выпускников школ по всей стране, — рассказывает о проблемах, которые предстоит решить ректор ТГУ Эдуард Галажинский. — С другой стороны, сложилась непростая ситуация с преподавательским составом — удержать высококлассных специалистов по перспективным направлениям удается не всегда. И если мы хотим сделать подготовку IT-специалистов массовой, без объединения ресурсов бизнеса и науки мы не решим задачи, которые перед нами стоят».

В рамках единого научно-образовательного центра, который создается в Томске, у молодых специалистов уже сейчас появляется возможность на ранних этапах профессиональной подготовки участвовать в комплексных проектах, в том числе — исследовательских. «Это дает дополнительные возможности получения новых компетенций именно в научно-технологическом смысле», — отмечает Александр Шелупанов.

Бизнес учит

Подготовить востребованного специалиста без двусторонней связи с высокотехнологичным бизнесом в современных реалиях невозможно. ТУСУР давно идет по пути выстраивания плодотворных отношений с бизнесом. И для этого сделано много правильных шагов. Например, привлечение бизнес-партнеров к преподаванию. Специалисты компаний проводят для студентов как разовые лекции, так и блочные циклы, на которых дают компетенции программирования на определенном языке или работы с определенными базами данных — те самые узкопрофильные навыки, которые нужны бизнесу. Еще один вариант взаимодействия — это базовые кафедры компаний, которые предлагают им больше возможностей для влияний на компетенции выпускников. Это совместные магистратуры, заточенные на формирование и развитие тех практических навыков, которые необходимы базовому предприятию. И конечно, это работа над реальными проектами.

При этом размер бизнеса, по мнению Александра Шелупанова, если он готов к совместной работе с университетом, не важен. «Я считаю, не должно быть никакого разграничения по размеру бизнеса, особенно в сфере IT-технологий. Крупный бизнес может заказать у нас десять проектов, малый — один, но именно он будет интереснее и успешнее на рынке, — уверен президент ТУСУРа. — Нам интересен весь наукоемкий бизнес во всех его проявлениях: от высокотехнологичных отраслей до торгово-экономической сферы. Мало кто задумывается, что торговые сети — это работа с большими объемами данных. Без единой логистики, информационных полей и обработки тысяч наименований товаров они немыслимы, и это огромный рынок для IT».

Стоит отметить тот факт, что университет систем управления и радиоэлектроники обладает обширным опытом и, главное, компетенциями в развитии молодежного технологического предпринимательства. Вуз по праву считается одним из инициаторов и драйверов формирования экономики знаний на территории Томской области. Именно в ТУСУРе первым среди университетов страны создали студенческий бизнес-инкубатор. «Тогда многие крутили у виска, а сегодня только ленивый не имеет такую структуру при вузе, — делится президент ТУСУРа. — В нашем бизнес-инкубаторе только за последние пять лет создано около 50 компаний».

Регион для инноваций

Для того, чтобы стать местом притяжения для пытливых умов, регион должен быть привлекательным для них на разных этапах. Для талантливых школьников нужны вузы, в которых они смогут получить весь спектр знаний и компетенций по выбранному направлению подготовки. Для студентов и выпускников вузов важно наличие компаний, в которых они смогут себя реализовать. Для высокотехнологичных компаний нужны соответствующие им по уровню кадры.

Университеты со своей стороны делают для создания такого притягательного места все возможное. «Удерживать специально в Томске, на мой взгляд, никого не нужно. Для того, чтобы специалисты захотели остаться, нужна привлекательная инфраструктура. Если говорить на уровне университета, для того, чтобы оставить у себя перспективных выпускников, мы разработали специальную программу — «элитная аспирантура» — и создаем для лучших аспирантов соответствующие условия: обеспечиваем жильем, доплатами, зарубежными командировками. Делаем все, чтобы им было комфортно и интересно работать, и они остаются в аспирантуре, — рассказывает Александр Шелупанов. — Для того, чтобы в регионе оставались лучшие специалисты, для них также должны быть созданы соответствующие условия». Одно из таких условий — возможность работы с крупными перспективными проектами.

Среди мероприятий, которые направлены на привлечение в регион корпораций и крупного бизнеса, — создание «единой точки входа».

«Это образ для семейства сервисов, которые должны обеспечить расширение участия организаций региона в реализации технологических стратегий крупных компаний, — поясняет заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов: — Мы сделали первый шаг — создали вместе с Газпром­нефтью и СИБУРом Кроссиндустриальный Центр совместных технологических разработок, задача которого —  собирать межуниверситетские команды для работы с технологическими вызовами индустрии по трем направлениям — «Новые материалы», «Цифровые технологии для производства» и «Трудноизвлекаемые запасы нефти». Сегодня центр проводит анализ технологических и исследовательских компетенций компаний, университетов и научных организаций, формирует пилотные проекты под конкретные вызовы компаний».

Кроме того, Томская область приступила к проработке масштабного проекта — созданию технологической долины, которая обеспечит высокий уровень концентрации компетенций, сопоставимый с ведущими мировыми аналогами. «Мы посмотрели на мировой опыт развития инновационных районов в Европе, США, странах АТР и видим, что в их рамках обязательно создаются так называемые цифровые хабы и пространства для стартапов, где как компании, так и отдельные IT-специалисты смогут применять свои навыки в создании новых продуктов и решении цифровых задач крупных компаний. Другими словами, сегодня нам нужно нечто большее, чем только предложение жилья и качественной инфраструктуры, — уверен Андрей Антонов. — Нужна среда, которая позволит обеспечить максимальную капитализацию специалистов технологического сектора, включая информационные технологии».

Президент ТУСУРа уверен, что создание аналога Силиконовой долины в Томске — вполне выполнимая задача. «У нас есть научные школы и перспективные направления, выстроено взаимодействие между участниками научно-образовательной сферы, бизнеса и власти. В регионе сложилась уникальная ситуация, когда все повернуты друг к другу лицом. Для ТУСУРа, вуза цифровых технологий, наступает Золотой век, — уверен Александр Шелупанов. — Впереди интересная и насыщенная работа по обеспечению научного и технологического лидерства нашей страны. Многое предстоит сделать, чтобы изменить мир к лучшему. Нужна только добрая воля всех заинтересованных сторон».

Krasheninnikova

Life-Long_Learner: биофак МГУ, аспирантура АН СССР, Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, Virtual Teache Specialization (UCI via Coursera), Летние университеты тьюторства, эксперт конкурса онлайн курсов EdCrunch Award, лауреат IV конкурса онлайн курсов EdCrunch Award 2018

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости