Решения для нового образования от ВШЭ и ЦСР
 /  Без рубрики / Решения для нового образования от ВШЭ и ЦСР

Решения для нового образования от ВШЭ и ЦСР

12 решений для нового образования

ВШЭ и ЦСР предложили меры для максимального вклада системы образования в технологическое развитие, рост качества жизни в нашей стране. Данные меры способны повысить темпы роста ВВП на 4%

Проект «Школа цифрового века»

https://www.hse.ru/twelve/part2

Исходная проблема

Одна из серьезных проблем современной российской школы и дополнительного образования — растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. Это отставание имеет несколько измерений. Во-первых, в школах не применяются эффективные цифровые инструменты, уже активно используемые детьми и взрослыми во многих других сферах деятельности. Во-вторых, школы не используют возможности цифровых технологий для: персонализации обучения (выбор траектории, разнообразие учебных материалов, помощь при учебных трудностях), повышения мотивации школьников (интерак-тивные учебные материалы, обучающие игры), облегчения рутинной деятельности педагогов и управленцев (мониторинг, отчетность, проверка работ). Новые цифровые технологии позволяют решать ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий.

Среди этих задач:

  • интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс;
  • устойчивое достижение образовательных результатов группой «отстающих» школьников (школьников с особенностями восприятия и поведения);
  • соразмерная и своевременная поддержка школьников с высокими способностями;
  • устранение перегрузки учителей рутинными задачами, высвобождение их времени для творческой и воспитательной работы;
  • преодоление ограниченности доступных в школьном обучении образовательных ресурсов;
  • освоение современных цифровых технологий, прежде всего — в их применении, возможность выбора из широкого набора технологий, а также производ-ственных и иных квалификаций реальной экономики;перестройка методик общеобразовательной школы, в частности внедрение игровых, проектных, соревновательных и коллективных методик на основе использования цифровых инструментов.

Реализовав национальный проект цифровой школы, Россия получит исторический шанс не просто догнать, а опередить самые передовые страны по качеству образования и человеческого капитала как основного двигателя социально-экономического развития.

Проект включает

  • разработку, апробацию и переход к массовому использованию с 2023 года принципиально новых цифровых учебно-методических комплексов (ЦУМК), частично или полностью замещающих традиционные учебники. Построенные на технологиях искусственного интеллекта и экспертных систем, эти комплексы «подстраиваются» под основные индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивая успешное освоение материала основной, отстающей и опережающей группами учеников, учащимися с выраженными особенностями восприятия (например,преимущественно образное и преимущественно логическое мышление). Также на базе цифровых комплексов обеспечивается создание и использование системы объективной оценки и обратной связи по всем предметам школьного цикла: как для текущей оценки, так и для итоговой аттестации, как обязательной, таки добровольной. При использовании этих комплексов обеспечивается создание, регулярное обновление и продвижение облачных образовательных ресурсовдля школьников, родителей, педагогов (базы данных, видеоматериалы, обучающие игры, онлайн-тесты, сценарии уроков);
  • создание системы фильтров-поисковиковдля рекомендации и продвижения наиболее качественных и безопасных открытых онлайн-ресурсов для использования в образовательном процессе;
  • разработку, апробацию и переход к массовому использованию с 2020 года цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокуюстепень вовлечения школьников в учебный процесс, организацию соревнований на персональной и командной основе. Эти инструменты могут быть встроеныв традиционный образовательный процесс школы на основе действующих стандартов и учебников и послужить переходной формой для освоения учителями новых методов преподавания, соответствующих требованиям проекта «Цифровая школа», до широкого внедрения цифровых учебно-методическихкомплексов;
  • введение современных технологических решений для радикального упрощения отчетности и сокращения рутинных видов работы для педагогов и руководителей всех образовательных учреждений;
  • переход на контракты нового типа с провайдерами ЦОР для общеобразовательной школы не просто на поставку, а поддержку ресурса на всем протяжении его эксплуатации. Это предусматривает обучение и сертификацию учителей для ра-боты с новыми ресурсами, текущее консультирование педагогов, организацию и поддержку проектных команд, вовлечение учителей в разработку учебных модулей и других образовательных ресурсов на базе ЦОР;
  • создание, регулярное обновление и продвижение открытых онлайн-курсовлучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а также дисциплинам дополнительного образования — в том числе для детей, не имеющих возможности изучать соответствующие предметы в школе.

В результате

  • разработаны, апробированы и внедрены ЦУМК по 14 предметам общеобразова-тельной школы (не менее 2 цифровых учебно-методических комплексов по каж-дому предмету для обеспечения выбора), а также по 40 дисциплинам дополни-тельного и профильного образования в основной и старшей школе (в том числе для поддержки проектной деятельности, объединяющей несколько предметов);
  • 100% школьников включены в персонализированный образовательный процесс с использованием современных цифровых учебно-методических комплексов и облачных ресурсов, а также средств объективной оценки, что позволит по-высить долю выпускников 9-го класса, способных эффективно использовать знания (в области математики, естествознания и русского языка), с 72% до 85%, повысить с 40% до 80% долю школьников, сохраняющих интерес к обучению в основной школе9. Разработаны и внедрены цифровые игры и симуляторы для всех предметов общеобразовательной школы (с возможностью их использования еще на этапе применения традиционных учебников);
  • 100% учителей получили сертификаты, подтверждающие квалификацию работы в цифровой образовательной среде; 100% учителей предметов, по которым вне-дрены ЦУМК, имеют соответствующие квалификации. Не менее 25% учителей получают дополнительное вознаграждение за разработку элементов цифровых образовательных ресурсов. 35% учителей вовлечены в сетевое взаимодействие в рамках освоения и развития новых ЦУМК, игровых, симуляционных и иных образовательных ресурсов;
  • 100% школьников имеют доступ к открытым онлайн-курсам, соответствующим уровню общеобразовательной школы. 15% школьников 8–11-х классов осваивают открытые онлайн-курсы с получением сертификата;
  • у 50% учителей (в зависимости от того, требует ли предмет проверки домашних и урочных заданий) затраты времени на рутинные и бюрократические операции сократятся на 25%, у 50% — на 10%.

Горизонт завершения данного проекта в части полного перехода на новые образо-вательные технологии всех классов общеобразовательных школ России — 2029 год.

Необходимые ресурсы

На реализацию проекта за весь период необходимо 466 млрд руб., из которых разо-вые расходы — 116 млрд руб.:

 

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Итого за весь период
Млрд руб. 15,73 64,41 58,84 92,40 111,03 123,90 466,31

В 2019 году проводится конкурсный отбор пилотных вариантов платформ ЦУМК (цифровой учебно-методический комплекс), обеспечивающих реализацию образо-вательных программ для двух лет обучения по 2 предметам общеобразовательной школы. Всего 6 млрд руб. в 2019–2020 годах. Затраты на экспериментальную отработку (включая гранты 300 школам-участникам) составят 3 млрд руб. Это позволит в 2020 году отобрать от 1 до 3 платформ, на которых в последующие годы будут разработаны ЦУМК по 14 школьным предметам общего (базового) цикла и 40 про-фильным предметам, изучаемым в школе.

В   2020–2022 годах проводится конкурс на поставку 28 ЦУМК по 14 предметам общего школьного цикла (в среднем 6 лет обучения каждый) и 80 ЦУМК по предметам профильного обучения. Расчетная цена поставки ЦУМК — от 150 млн руб. для профильного обучения до 1 млрд руб. для предмета общего школьного цикла

с  6-летним сроком обучения. Данная цена включает переход к государству прав на неограниченное использование ЦУМК (в любом числе школ и для любого числа учащихся). Проведение пилотной экспериментальной программы по апробации платформ в школах. В 2021–2022 годах — всего 1000 школ, гранты по 7,5 млн руб. на школу, итого в 2021–2022 годах будет затрачено 15 млрд руб.

Необходимы ресурсы на разработку 2 вариантов 14 ЦУМК по базовым предметам школьной программы, а также 2 вариантов 40 ЦУМК — по профильным предметам. Стоимость 1 ЦУМК по базовым предметам школьной программы в 2022 году составит 1 млрд руб. с учетом длительности линейки 1 предмета — 6 лет, итого суммарно 29 млрд руб. с 2022 по 2024 годы на все ЦУМК по базовым предметам. Стоимость1ЦУМК по профильным предметам составит 450 млн руб. в 2022 году с учетом дли-тельности линейки 1 предмета — 3 года, итого суммарно 37 млрд руб. с 2022–2024 годов.Стоимость ЦУМК включает переход к государству прав на использование ЦУМКвлюбом числе школ и для любого числа учащихся.

В  2022–2024 годах, по итогам конкурса, который проводится на основе результатов апробации ЦУМК в специально отобранной для этого 1000 школ, принимается ре-шение по рекомендации лучших ЦУМК для массового использования в школах.

На следующем этапе субъекты Российской Федерации проводят конкурсный отбор провайдеров, рекомендованных ЦУМК, предметом которого является сопровождение использования ЦУМК в школах. Контракт включает техническую поддержку продукта (call-центры, форумы пользователей, обучение и сертификация учителей, обновление содержания образовательных ресурсов, в том числе через привлечение к соответствующей деятельности учителей). Расчетная стоимость сопровождения для одной школы составляет в зависимости от типа ЦУМК от 50 до 100 тыс. руб. в год для основных предметных линеек, от 10 до 25 тыс. руб. в год на профильные (короткие) курсы. При этом конечная сумма бюджетных расходов может быть в пол-тора-два раза снижена за счет комплексного обслуживания основной части ЦУМК школы одним провайдером и составит в 2024 году (полное развертывание системы) 49 млрд руб.Количество сотрудников службы поддержки работы одного ЦУМК—285 человек с зарплатой 12 тыс. руб. в 2022 году и 129 тыс. руб. в 2024 году.

Для внедрения 1000 игровых симуляторов для 1,2 млн школьников начальной, ос-новной и старшей школы с целью более глубокого изучения предметов в доступной форме необходимо 20 млрд руб. в 2024 году (разработка, пилотирование и приобретение исключительных прав).

Объем рассчитан исходя из средней стоимости 1 игрового симулятора в размере 27 млн руб. в 2019 году. Данная сумма также включает средства на заработную плату сотрудников обслуживающего call-центра в объеме 0,9 млн руб. за период с 2020 по 2024 год (10 сотрудников, заработная плата по 100 тыс. руб. ежемесячно с учетом последующей индексации).

Обеспечение информационных систем и цифровых ресурсов в школах потребует включения в штат школы позиции ИТ-специалиста из расчета 1 чел. на 500 школьни-ков со средней заработной платой 1,5 средней по региону (72,5 тыс. руб. в 2020 году с  учетом последующей индексации). Всего 33 млрд руб. в 2020 году, 36 млрд рублей в 2021 году, 40 млрд руб. в 2022 году, 45 млрд руб. в 2023 году и 49 млрд руб. в год в 2024 году.

Приобретение и поддержка 200 массовых онлайн-курсов по профильным предме-там с 8-го по 11-й класс потребуют 0,5 млрд руб. в 2019 году и 1 млрд руб. в 2020 году,в дальнейшем по 0,3 млрд руб. в год в последующие годы. (5млн руб. — стоимостьразработки одного курса с интерактивными и игровыми элементами, 1 млн руб. — стоимость его ежегодного обновления в 2020 году), поддержка 500 тыс. школьников из расчета 200 руб. на ученика на один курс — 0,1 млрд руб. в год.

Учитывая, что пользователями цифровых ресурсов станут все школьники, расходы на их создание и эксплуатацию в расчете на 1 школьника составят от 873 руб. в 2019 году до 4370 руб. в 2024 году. В последующие годы ежегодные расходы на обслу-живание и обновление содержания в расчете на 1 школьника составят в среднем 1500 руб.с учетом последующей индексации.Таким образом,создание,приобре-тение, обслуживание и обновление цифровых ресурсов может быть осуществлено за счет увеличения норматива подушевого финансирования обучения 1 школьника менее чем на 7% от его текущего размера (в среднем за 2019–2024 годы) до 2024 года и всего на 2% начиная с 2025 года.

Риски отказа от проекта

Отказ от проекта не позволит провести необходимое обновление российской шко-лы, что, в свою очередь, потребует в разы больших расходов для решения тех же задач традиционными инструментами(например,потребуется резкое уменьшениесоотношения «учитель — ученики»). Отказ от цифровизации также радикально снизит эффект от проектов по развитию талантов и по обеспечению равенства образовательных возможностей (см. описание проектов ниже). Потери от низкой эффективности работы учителей (продолжающих тратить не менее 20% времени на рутинные и бюрократические операции) составят 10% бюджета образования. Отказ от проекта также приведет к снижению шансов конкурентоспособного развития российского рынка цифровых образовательных ресурсов и создания новых секто-ров российского экспорта.

 

Krasheninnikova

Life-Long_Learner: биофак МГУ, аспирантура АН СССР, Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, Virtual Teache Specialization (UCI via Coursera), Летние университеты тьюторства, эксперт конкурса онлайн курсов EdCrunch Award, лауреат IV конкурса онлайн курсов EdCrunch Award 2018

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости