Проект профессионального стандарта тьютора 2012-2015 г.
 /  Без рубрики / Проект профессионального стандарта тьютора 2012-2015 г.

Проект профессионального стандарта тьютора 2012-2015 г.

ПРОЕКТ

Утверждение стандарта ожидается в сентябре 2016 года 

 Прочитать весь документ можно ниже

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

тьюторское сопровождение в образовании

квалификационный уровень –7

Коды по ОКВЭД[1]

80.10.2

80.10.3

80.21

80.42

Межрегиональная тьюторская ассоциация

Федеральный институт развития образования

2012


СОДЕРЖАНИЕ


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………….. 3

II. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА………………………………………………………. 6

III. КАРТОЧКА ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………….. 6

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА……………………………………. 7

V. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………………………………….. 8

VI. ВИДЫ СЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………………………………………………………………………….. 16

VII. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА……………………………………….. 16

VIII. ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………… 20

Приложение 1. Лист регистрации изменений профессионального

 стандарта ……………………………………..…………………………………….21

Приложение 2. Пояснительная записка к профессиональному стандарту (рекомендуемый раздел) ……………………………………………………………


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Область применения профессионального стандарта

Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, описывающий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

Основными сферами применения профессионального стандарта являются:

 решение широкого круга задач в области управления персоналом (разработка стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);

осуществление различных процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);

 оценка и сертификация квалификаций граждан;

 формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

1.2. Термины, определения и используемые сокращения

Для целей настоящего профессионального стандарта используются следующие термины, их определения, а также сокращения:

Базовые термины и сокращения:

вид экономической деятельности – производственный процесс, организованный на основе объединения того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и пр.) с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Виды экономической деятельности являются объектами классификации «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД)

область трудовой деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;

вид трудовой деятельности – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе. Вид трудовой деятельности имеет специфические объекты, условия, характер и результаты труда;

единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;

квалификационный уровень – положение в иерархии (градации) квалификаций, построенной на основе совокупности признаков сложности деятельности (характера умений), наукоемкости деятельности (характера знаний), широты полномочий и ответственности работника при выполнении деятельности (общей компетенции);

квалификация – 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;

        2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта)

компетенция – готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой (ых) функции (ий);

квалификационный сертификат – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения), продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки – квалификации, необходимой для осуществления определенного вида трудовой деятельности;

трудовая функция – совокупность действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного (бизнес-) процесса в рамках конкретного вида трудовой деятельности;

условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Национальная рамка квалификаций – документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования;

отраслевая рамка квалификаций – документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Национальной рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели;

В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:

ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации»;

ЕКСД – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»;

КСД – «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;

ОКВЭД – «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. Ок 029-2001»;

ОКЗ– «Общероссийскийклассификаторзанятий. ОК 010-93 (ОКЗ)»;

НАРК – Национальное агентство развития квалификаций.

В настоящем стандарте введены следующие специальные термины:

индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется  накоплением опыта, развитием  инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности; 

индивидуальная образовательная программа (ИОП) – комплексное описание образовательной деятельности, отражает индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы  анализа и оценки результатов, результаты; ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами;

образовательная среда – социокультурная, в т.ч. педагогическая,  среда, включающая материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности, в т.ч. деятельности по формированию и реализации ИОП;

тьюторское сопровождение в образовании – педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации ИОП;

тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании;

тьюторант – А) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сопровождаемый тьютором на основе обоюдного соглашения (договоренности);

Б) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором;

тьюториал – открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ.

тьюториал – занятие (учебный тьюторский семинар) деятельностно-интерактивного типа в минигруппе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере

образовательные ресурсы – элементы образовательной среды, которые тьюторант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП;

картирование (работа с картой) – метод графического отображения  образовательной деятельности, в т.ч.  элементов ИОП (направлений индивидуального образовательного движения тьюторанта, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов  и субъектов образовательной среды и т.д.);

образовательное событие – форма организации образовательной деятельности, ситуация с высокой степенью неопределенности, предполагающая интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности, в т.ч. ИОП.

Сокращения:

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ООП – основная образовательная программа

ДОП  дополнительная образовательная программа

ДОрП  – дополнительная общеразвивающая программа

ИОП – индивидуальная образовательная программа

РФ – Российская Федерация

ТСО – технические средства обучения

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии

PR – связи с общественностью (public relations)


II. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Виды экономической деятельности

Образование: общее и профессиональное образование, дополнительное образование детей,образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки

Область профессиональной деятельности[2]:

Тьюторское сопровождение в образовании

Коды по ОКВЭД

80.10.2

80.10.3

80.21

80.42

Основная цель области профессиональной деятельности: педагогическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) –  педагогическое (тьюторское)  обеспечение организации деятельности обучающихся по  формированию и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ, создание  избыточной развивающей образовательной среды и других  условий для успешной реализации ИОП.

Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням и их связь с действующими нормативными документами

Квалификационный уровень

Вид трудовой деятельности

Рекомендуемые наименования должностей Дополнительная информация[3]
В соответствии с Национальной рамкой квалификаций В соответствии с отраслевой рамкой квалификаций

Должности по

КСД, ЕКСД

Виды занятий по ОКЗ, код-наимено-вание
Седьмой

Тьюторское сопровождение в образовании

Тьютор

Тьютор
 

III. КАРТОЧКИ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Квалификационный уровень 7

1.1 Вид трудовой деятельности

Тьюторское сопровождение в образовании

Возможные наименования должностей:

Тьютор

Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности

Трудовая деятельность может включать в себя выполнение, как всех обобщенных трудовых функций,  так и одной или нескольких из них.

Тьюторское сопровождение в образовании – это  педагогическая деятельность, которая направлена на педагогическое сопровождение формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ при  реализации принципов индивидуализации, открытости, вариативности, событийности образования и др. Тьюторское сопровождение включает организацию образовательной среды, собственно сопровождение формирования и реализации тьюторантом индивидуальной образовательной программы и методическое обеспечение сопровождения формирования и реализации тьюторантом индивидуальной образовательной программы.

Тьюторское сопровождение осуществляется в соответствии с особенностями возраста тьюторантов,  предполагает педагогическое обеспечение самостоятельной постановки и реализации обучающимися образовательных целей, стимулирования и мотивации самостоятельной образовательной деятельности. Тьюторское сопровождение предполагает осуществление обучающимися (тьюторантами) самоконтроля  формирования и реализации ИОП с принятием на себя ответственности за качество реализации ИОП.

 Тьюторское сопровождение предполагает педагогическое обеспечение привлечения обучающимся различных образовательных ресурсов для формирования и реализации ИОП, данная деятельность имеет высокую коммуникативную насыщенность, предполагает как индивидуальную работу с тьюторантом, так и его кооперацию с другими субъектами образования.

 Тьюторская деятельность требует использования инновационных образовательных и коммуникативных технологий, включая использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих субъектную позицию обучающихся (тьюторантов) в образовании, в процессе формирования и реализации ИОП.

Тьюторское сопровождение  требует от тьютора  постоянного профессионального и личностного роста, повышения квалификации.

Работа предполагает ведение документации, обеспечивающей процесс тьюторского сопровождения формирования и реализации обучающимися (тьюторантами) ИОП.

Тьютор опирается на инициативу тьюторанта, его образовательные запросы и интересы. Инициатива – показатель эффективности его взаимодействия с тьюторантом.  Сотрудничество с тьютором носит  добровольный характер, выстраивается на основе обоюдного соглашения (договоренности).

Уровень самостоятельности тьюторанта при разработке и реализации ИОП во взаимодействии с тьютором, степень взаимодействия тьютора с законными представителями несовершеннолетнего тьюторанта определяются с учетом объективных обстоятельств (возраст, состояние здоровья, образовательный опыт тьюторанта и иные). Тьютор обеспечивает развитие у тьюторанта компетентностей по формированию и реализации ИОП, постепенную передачу тьюторанту  ответственности  за этот процесс.

Тьютор обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Возможные места работы

Образовательные организации различных форм собственности, различных типов и видов, в т. ч. реализующие образовательные программы дошкольного образования, всех уровней общего и  профессионального образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования.

Индивидуальная трудовая деятельность

Условия труда

Деятельность в нестандартных ситуациях, высокая степень сложности, высокий уровень личной ответственности и самостоятельности, тесное  взаимодействие с руководителями и специалистами организации-работодателя и других организаций, ненормированный рабочий день (гибкий график), необходимость высокой степени эмпатии, важность соблюдения этических норм профессионального общения, высокий риск профессионального выгорания.

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

Требования к профессиональному образованию и обучению работника, практическому опыту работы

1) Высшее (преимущественно педагогическое, психолого-педагогическое) профессиональное образование с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Тьюторское сопровождение в образовании» (краткосрочные курсы повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки).

2) Высшее педагогическое, психолого-педагогическое профессиональное образование  и не менее двух лет педагогического стажа или не менее двух лет работы по профилю деятельности тьюторанта

Для осуществления тьюторского сопровождения на разных ступенях образования, а также в особых сферах (семейное, инклюзивное, дистанционное образование и иных) рекомендуется наличие  опыта работы с соответствующим  контингентом обучающихся и их семей, при необходимости – дополнительное профессиональное образование.

Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию

Сертификат соответствия настоящему стандарту

Особые условия допуска к работе

Осуществление тьюторского сопровождения, профессиональной тьюторской деятельности отнесено к работам, при выполнении которых в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования).

Источник: приказ  Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н (приложение 2) «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников»

Работники, уклоняющиеся от предварительных и периодических медицинских осмотров, к работе не допускаются.

Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (пп. 11.8. и 11.9).

Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока.

Источник: ст. 56 Закона «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

Лишение права занимать определенные должности в образовательных учреждениях или заниматься педагогической деятельностью на определенный срок может быть установлено решением суда в качестве меры основного или дополнительного наказания по отношению к лицам, осужденным за совершение уголовных преступлений

IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Шифр Наименование единицы профессионального стандарта Квалификационный уровень в соответствии с НРК
А Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы 7
А.1 Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей  
А.2 Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса 7
А.3 Оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании)  и реализации индивидуальной образовательной программы 7
А.4 Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы 7
А.5 Осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора 7
Б Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы 7
Б.1 Обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы 7
Б.2 Сотрудничать с субъектами образования  и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта 7
В Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы 7
В.1 Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности 7
В.2 Вести рабочую тьюторскую документацию 7

V. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Шифр – А.1. Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта

Основные трудовые действия

Выявлять область образовательных интересов и образовательных потребностей, интересов и  затруднений тьюторанта. Помогать выявлять, фиксировать и развивать образовательные цели тьюторанта. Консультировать тьюторанта по вопросам развития значимых для его образовательного запроса отраслей образования, науки, производства, культуры, жизнеустройства и т.д.

Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации и психологии развития личности. Антропологический, системно-деятельностный, синергетический и компетентностный подход в образовании. Акмеология. Основы коррекционной педагогики.  Понятия мотива, интереса, цели, образовательного запроса. Классификации мотивов человеческой деятельности. Особенности познавательной (образовательной) активности и мотивации тьюторантов различных категорий (по возрасту, гендеру и др.). Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития  профессий,  отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты
Необходимые умения Умение выстроить совместную с тьюторантом деятельность с учетом его позиции. Выстраивать и поддерживать доверительные отношения с тьюторантом и его окружением. Создавать условия для совместной познавательной деятельности, коммуникации и рефлексии. Использовать различные методики и приемы проявления и оформления образовательного запроса. Соотносить действия тьюторанта с трендами и контекстами развития культуры, науки, образования, профессиональной среды и т.д. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, рефлексию. Осуществлять поиск и анализ социально-педагогической, социально-экономической, научно-технической, культурологической и другой информации. Анализировать образовательные и профессиональные стандарты, фиксировать их требования к образовательным компетенциям тьюторанта. Составлять карты потребностей, целей, запросов, интересов, устремлений. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы
Другие характеристики квалификационного уровня Коммуникативная компетентность. Соблюдение этических норм, тактичнсть. тактичность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту. Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.


Шифр – А.2. Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса

Основные трудовые действия

Выявлять и обсуждать с тьюторантом условия реализации образовательного запроса. Помогать тьюторанту оценивать наличные ресурсы (культурно-предметные, социальные, антропологические), целесообразность их применения по отношению к своему образовательному запросу. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов среды

Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Основы коррекционной педагогики.  Понятие образовательного ресурса. Типология и источники образовательных ресурсов. Аксиологический, антропологический, системно-деятельностный, синергетический и компетентностный подходы в образовании. Кластерный подход в системе непрерывного образования.
Необходимые умения Методически грамотно проводить индивидуальные и групповые консультации. Анализировать, систематизировать и оценивать образовательные ресурсы. Использовать вопросные техники, соответствующие визуальные средства представления информации. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов тьюторантом и совместный анализ составленной карты. Организовывать рефлексию и совместный анализ составления тьюторантом ресурсных карт. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы, поисковые системы, Интернет-источники
Другие характеристики квалификационного уровня Коммуникативная компетентность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. (Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту). Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.

 


Шифр – А.3. Оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе в  планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы

Основные трудовые действия

Организовывать целеполагание, проектирование (моделирование, конструирование), планирование действий и подготовку условий для реализации ИОП, рефлексию способа построения ИОП.

Содействовать в оформлении и фиксации тьюторантом процесса разработки и реализации ИОП. Оказывать поддержку тьюторанту при взаимодействии с семьей, должностными лицами организаций или представителями различных групп и сообществ, значимых для формирования и реализации ИОП, оценки ее результатов и продуктов

Необходимые знания Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Антропологический и компетентностный подход в образовании. Основы коррекционной педагогики.   Методология моделирования, конструирования,  проектирования и  программирования организации деятельности. Формы организации образовательной деятельности. Образовательные и профессиональные стандарты. Программные продукты для коллективного планирования
Необходимые умения

Вести беседу с тьюторантом. Обоснованно применять средства оформления элементов ИОП: индивидуальный образовательный маршрут; портфолио; дневники; карты выбора, карты образовательной среды, ресурсов и субъектов; индивидуальный план (ы) учебной или образовательной деятельности; описания результатов, схемы взаимодействия и т.д. Применять метод картирования, (составлять маршрутные карты). Организовывать образовательные события. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы. Использовать информационно-коммуникационные технологии (планирования???)

Разрабатывать контрольно-диагностические методики, вопросные техники, информационные карты и др.

Другие характеристики квалификационного уровня

Способность к анализу и синтезу, конструктивному мышлению и взаимодействию. Эмпатия (Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту).

Широкий кругозор и обширные социальные связи в сфере образовательного запроса тьюторанта.

Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.

Примечание: нам кажется уместным в группу «Основные  трудовые действия» и «Необходимые знания» включить   такие действия, как  моделирование и конструирование; в данной ситуации под моделированием понимается деятельность человека по созданию модели (формирование модели Образа будущего), а под конструированием – процесс   составления композиции чего-либо. Способы  моделирования и конструирования активно используются  при формировании ИОП, в процессе организации образовательных событий, при групповой и индивидуальной работе,  хотя,  возможно оба процесса  в данной ситуации рассматриваются как составляющие процесса проектирования

Шифр – А.4. Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы

Основные трудовые действия

Обеспечивать рефлексию тьюторантом процесса и результатов ИОП. Обсуждать необходимость и возможность внесения тьюторантом корректив в ИОП. Обеспечивать коррекцию тьюторантом своих способов взаимодействия с представителями групп и сообществ, должностными лицами организаций, влияющих на успешную реализацию ИОП. Проводить консультации и занятия по развитию самоорганизации для успешной реализации ИОП. Обеспечивать ведение тьюторантом документации (маршрутные карты, дневники, портфолио и т.п.). Оказывать поддержку тьюторанту во взаимодействии с внешними организация и сообществами при оценке продуктивности реализации ИОП и проектировании использования достигнутых результатов ИОП

Необходимые знания

Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации Компетентностный подход в образовании. Коррекционная педагогика. Понятие самоорганизации, методы и способы ее формирования и развития. Понятие рефлексии. Методики организации рефлексии,   экспертизы, мониторинга, исследования образовательных результатов. Методы и методики социологического исследования в образовании. Методы проектирования и организации совместной деятельности. Основы конфликтологии. Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты.

Интерактивные технологии, технологии открытого образования, тьюторские технологии (образовательная картография, образовательное путешествие и др.). Ресурсная схема общего тьюторского действия. Этапы тьюторского сопровождения. Формы портфолио тьюторанта (презентационный, тематический и портфолио достижений).

Необходимые умения Организовывать рефлексию образовательной деятельности. Составлять и работать с образовательными маршрутными картами. Обеспечивать фиксирование образовательных достижений и результатов тьюторантом в форме дневников, планов, портфолио, карт, схем, рефлексивных эссе и т.д. Использовать методы социологического исследования для анализа и оценки образовательных результатов и эффектов. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, тренинги, деловые и развивающие игры и т.п. Методически грамотно использовать различные методики и приемы развития самоорганизации, самообразования. Организовывать самооценку и рефлексию коммуникации тьюторантом. Обучать тьюторанта приемам продуктивного разрешения конфликтов. Использовать информационно-коммуникационные и дистанционные технологии общения и коллективной работы. Включать в тьюториалы коммуникативные, мотивационные, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения.
Другие характеристики квалификационного уровня

Объективность, корректность, аналитические способности, нестандартность мышления, коммуникабельность. Соблюдение этических норм педагогической деятельности. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. (Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту).

Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.


 Выявлять и систематизировать элементы образовательной среды внутри и вне образовательной организации.

Оценивать доступность и вариативность элементов образовательной среды.

Проектировать дополнительные элементы образовательной среды

Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами образовательной среды.

Проектировать механизмы и формы, обеспечивающие взаимодействие тьюторанта с различными субъектами образовательной среды, включение тьюторанта в новый коллектив или социальную среду. Оценивать доступность ресурсов образовательной среды для тьюторанта с учетом его опыта. Влиять на предоставление доступа тьюторанту к необходимому для реализации ИОП ресурсу

Основные трудовые действия Выявлять, оценивать и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне основной образовательной организации тьюторанта для формирования и реализации ИОП. Составлять карту образовательных ресурсов. Проектировать образовательную среду, определять ее элементы, необходимые  для формирования и реализации ИОП. Проектировать механизмы и формы, обеспечивающие взаимодействие тьюторанта с различными субъектами образовательной среды, включение тьюторанта в новый коллектив или социальную среду. Оценивать доступность ресурсов образовательной среды для тьюторанта с учетом его опыта. Влиять на предоставление доступа тьюторанту к необходимому для реализации ИОП ресурсу
Необходимые знания

Понятие образовательной среды. Понятие избыточной образовательной среды.  Подходы к организации образовательной среды. Методология проектирования образовательной среды. Методы поиска, обработки и систематизации информации. Понятие образовательного ресурса. Принципы и правила создания избыточной предметно-развивающей среды. Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций

Необходимые умения

Вести поиск, обработку и систематизацию информации из разных источников. Составлять и использовать карты образовательных ресурсов, образовательной среды. Анализировать возможности и перспективы развития предметно-развивающей среды для формирования и реализации ИОП тьюторанта. Вовлекать в проектирование индивидуального образования субъектов внешней среды. Выстраивать сетевые и межведомственные коммуникации. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Организовывать различные формы доступа тьюторанта к ресурсам среды, в соответствии с их возрастом и опытом.

Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы

Другие характеристики квалификационного уровня

Информационная и коммуникативная компетентность, мобильность, организаторские способности. Креативность. Системное мышление. Аналитические способности. Информационная и правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия.

Интеллектуальная, эмоциональная; поведенческая гибкость. Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.

 

 


Шифр Б.2. Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы

 

Основные трудовые действия

Выявлять совместно с тьюторантом субъектов, способных оказать помощь в реализации ИОП (другие образовательные учреждения, сетевые программы и сообщества, организации культуры, спорта, науки и производства, специалисты, родители, педагоги, тренеры, представители власти и общественных организаций и т.д.). Анализировать совместно с тьюторантом интересы, возможные ресурсы и действия субъектов с точки зрения их влияния на реализацию ИОП. Обеспечивать продуктивную коммуникацию с субъектами образовательной деятельности для оформления предложений, способствующих реализации ИОП, а также – оценке и проектированию вариантов использования результатов ИОП. Проектировать и согласовывать совместные действия с различными субъектами

Необходимые знания

Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций. Основы конфликтологии.

Необходимые умения

Вести переговоры с субъектами различных категорий, выявлять интересы различных субъектов, определять условия доступа к ресурсам каждого субъекта. Продуктивно разрешать конфликты. Вовлекать субъектов образовательного процесса и внешней среды в проектирование и реализацию ИОП. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Выявлять ситуации конфликтности действий тьюторанта в новой среде, содействовать в разрешении конфликтов.

Определять степень необходимости включения тьюторанта в новые группы, в том числе разновозрастные. Создавать и поддерживать атмосферу принятия в группе. Организовывать совместное проектирование.

Другие характеристики квалификационного уровня

Коммуникативная, информационная и проектная компетентность.

Правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев

 


Шифр – В.1. Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства

Основные трудовые действия

Разрабатывать и/или подбирать  методические, дидактические и диагностические  средства для обеспечения процесса формирования и реализации ИОП. Адаптировать методические, дидактические и диагностические средства в соответствии с возрастными и психологическими особенностями    тьюторанта, содержанием и условиями реализацииИОП. Анализировать и оценивать качество, эффективность и результативность  используемых методических, дидактических и диагностических средств.

Необходимые знания

Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Коррекционная педагогика. Психолого-педагогические технологии и техники, социальные технологии, технологии открытого образования, компетентностного обучения и индивидуализации. Современные информационно-коммуникационные технологии. Специальные приемы и методики тьюторского сопровождения ИОП. Современные подходы к методическому обеспечению образовательного процесса.

Необходимые умения

Анализировать, разрабатывать и оформлять методические, дидактические и диагностические средства, Подбирать и адаптировать  методические, дидактические и диагностические средства в соответствии с возрастными и психологическими особенностями тьюторанта, содержанием и условиями реализации ИОП. Использовать в практике сопровождения ИОП психолого-педагогические технологии и техники, социальные технологии, технологии открытого образования, компетентностного обучения и индивидуализации, приемы и методики  тьюторского сопровождения ИОП. Анализировать и экспертировать собственную тьюторскую практику и/или тьюторскую деятельность. Описывать результаты тьюторской деятельности, разрабатывать методические рекомендации, готовить методические материалы для  издания. Использовать при разработке и/или подборе методических, дидактических и диагностических  средств интернет-ресурсы.

Другие характеристики квалификационного уровня

Способность к анализу и синтезу. Опыт разработки образовательных средств, опыт оценки эффективности образовательных средств, технологическая компетентность,  Способность к   систематизации, анализу, обобщению и описанию (распространению) полученного методического опыта.

 


Шифр – В.2. Вести рабочую тьюторскую документацию

 

Основные трудовые действия Вести дневник, ведомости, протоколы тьютора. Систематизировать, обобщать и оформлять отчеты или презентации о ходе и результатах тьюторского сопровождения

 Необходимые знания

Типы и виды отчетной педагогической документации. Особенности ведения педагогического дневника. Технология составления различных карт в процессе формирования и реализации ИОП.   Требования к портфолио и презентациям.

 Необходимые умения

Выбирать и правильно применять различные виды и формы рабочей документации  в целях эффективного обеспечения тьюторского сопровождения. Корректировать формы и виды документации в зависимости от конкретных целей и условий тьюторского сопровождения. Разрабатывать авторские варианты рабочей тьюторской документации.  Выполнять требования администрации к ведению педагогической документации

Другие  характеристики квалификационного уровня

Способность к анализу и синтезу. Объективность. Самостоятельность

 


VI. ВИДЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ  НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА [4]

Наименование квалификационного сертификата Перечень трудовых функций, успешное выполнение которых необходимо для получения квалификационного сертификата
Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации тьюторов   А.1. – В.2.

VII. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Профессиональный стандарт разработан и внесен:

Наименование организации ФИО руководителя Подпись
МОО Межрегиональная тьюторская ассоциация Т.М. Ковалева  
ФГАУ Федеральный институт развития образования А.Г. Асмолов  

Лица, принявшие участие в организации работ и во внутренней экспертизе настоящего профессионального стандарта:

ФИО Ученая степень, звание, должность (по основному месту работы)
Батрова Ольга Фридриховна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета
Ветров Сергей Владимирович Кандидат технических наук, доцент кафедры управления учебным заведением Киевского университета имени Бориса Гринченко, президент Украинской тьюторской ассоциации, исполнительный директор Украинского педагогического клуба
Волошина Евгения Анатольевна Старший преподаватель кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования
Грибов Евгений Николаевич Сотрудник Центра корпоративного развития Института инноватики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
Долгова Людмила Михайловна Директор МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Зоткин Андрей Олегович Кандидат философских наук, доцент кафедры управления образованием Факультета психологии НИ Томского государственного университета
Изотова Юлия Александровна Магистр педагогики по направлению “Тьюторство в сфере образования”, генеральный директор ООО “Московский институт тьюторства”, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Карпенкова Инна Вячеславовна Кандидат социологических наук, психолог Центра реабилитации инвалидов детства “Наш Солнечный Мир”, Москва
Кобзева Лиана Валерьевна Директор центра корпоративного развития Института инноватики Томского университета систем управления и радиоэлектроники, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Кобыща Елена Игоревна Методист Центра тьюторства ФГАОУ  Академия  повышения  квалификации  и профессиональной переподготовки работников образования, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Костенко Татьяна Александровна  Заместитель директора МБДОУ № 4 (Монтессори), г. Томск
Краснова Любовь Александровна Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории дидактики ИТИиП РАО
Миркес Мария Моисеевна Кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета
Митрошина Татьяна Михайловна Заместитель директора АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Морозова Анна Владимировна Научный сотрудник Института современного детства, Москва
Муха Надежда Владимировна Заместитель директора по инновационной деятельности МБОУ СОШ “Эврика-развитие” (г.Томск), победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНП “Образование” (2006, 2008), член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Никулина Татьяна Григорьевна Заместитель директора МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Пилипчевская Наталья Викторовна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, директор учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов КГПУ им. В.П. Астафьева
Степанов Сергей Анатольевич Доцент кафедры управления образованием факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Новосибирского государственного педагогического университета, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Суханова Елена Анатольевна Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием Факультета психологии НИ Томского государственного университета, председатель Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Теров Андрей Александрович Кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Толоконникова Татьяна Валерьевна Руководитель Центра альтернативного образования, Москва
Цой Любовь Николаевна Кандидат социологических наук, доцент факультета менеджмента НИУ ВШЭ
Чередилина Мария Юрьевна Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования
Черемных Михаил Петрович Кандидат педагогических наук, директор АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”
Шмаков Андрей Юрьевич Магистр педагогики по направлению “Тьюторство в сфере образования”, заместитель директора ООО “Московский институт тьюторства”
Ястребов Виктор Вадимович Кандидат педагогических наук, доцент, директор НИО «Центр развития тьюторских практик» ГБОУ ДПО «ВГАПКиП РО», член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация”

Организации, принявшие участие в разработке настоящего профессионального стандарта:

Организация

Наименование субъекта

Российской Федерации

Алтайская государственная педагогическая академия Алтайский край
Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования Архангельская обл-ть
Сибайский политехнический колледж Башкортостан республика
Гусиноозерский энергетический техникум Бурятия республика
Суздальский сельскохозяйственный колледж Владимирская обл-ть
Владимирский государственный университет Владимирская обл-ть
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Волгоградская обл-ть
Волгоградский государственный педагогический университет Волгоградская обл-ть
МОУ СОШ №89 Волгоградская обл-ть
Волгоградский энергетический колледж Волгоградская обл-ть
МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 37 Волгоградская обл-ть
СОШ № 18 Волгоградская обл-ть
Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете Коми республика
Гимназия № 33 Костромская обл-ть
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования Краснодарский край
д/с №34 «Рябинушка» Краснодарский край
Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования» Краснодарский край
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Красноярский край
Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Красноярский край
Курский государственный политехнический колледж Курская обл-ть
Липецкий машиностроительный колледж Липецкая обл-ть
Марийский государственный технический университет Марий Эл республика
ГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет Москва
ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования Москва
ФГАОУ  Академия  повышения  квалификации  и профессиональной переподготовки работников образования Москва
Гимназия № 1584 Москва
ЦО № 1811 “Измайлово” Москва
Новая гуманитарная школа Москва
Прогимназия № 1779 Москва
Фонд “Сколково” Москва
ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №804 Западного окружного управления Департамента образования Москва
ГОУ Детский сад комбинированного вида № 154 Северного окружного управления Департамента образования Москва
Высшая школа экономики Москва
Федеральный институт развития образования Москва
Детский сад № 1271 Москва
Российский государственный аграрный заочный университет Москва
Институт развития дополнительного профессионального образования Москва
ЦО № 1498 Москва
Московский гуманитарный педагогический институт Москва
школа №1429 Москва
Московский финансово-промышленный университет “Синергия” Москва
Северо-Западное окружное управление образования Москва
СОШ №7 Москва
ЦО №1858 “Школа здоровья” Москва
СОШ №1060 Москва
Колледж сферы услуг №32 Москва
Московский городской психолого-педагогический университет Москва
Строительный колледж №26 Москва
Научно-исследовательский институт развития профессионального образования Москва
Московский технологический колледж Москва
СОШ № 1161 Москва
Педагогический колледж № 8 Москва
СОШ Исток Москва
Школа № 2001 Москва
Гимназия № 45 Москва
СОШ № 215 Москва
Орехово-Зуевский профессионально-педагогический колледж Московская обл-ть
Китежская средняя общеобразовательная школа Московская обл-ть
Центр альтернативного образования Московская обл-ть
Образовательный центр Клуб семейного  образования Московская обл-ть
Образовательный центр дошкольного образования Московская обл-ть
Лицей №87 им. Л.И.Новиковой Нижегородская обл-ть
Омский государственный педагогический университет Омская обл-ть
Омский технологический институт бытового обслуживания населения Омская обл-ть
Орский гуманитарно-технологический институт Оренбургская обл-ть
Оренбургский государственный колледж Оренбургская обл-ть
Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района Пермский край
Пермский государственный педагогический университет Пермский край
Госкиноцентр “Пермкино” Пермский край
МАОУ лицей «Синтон» Пермский край
Чайковский государственный институт физической культуры Пермский край
МБОУ ДПО (ПК)С   Центр информационно-коммуникационных технологий Пермский край
Дальневосточный федеральный университет Приморский край
Псковский колледж строительства и экономики Псковская обл-ть
Филиал ЮФУ в г. Зернограде Ростовская обл-ть
МОУ лицей №1 Ростовская обл-ть
Школа “Эврика-развитие” Ростовская обл-ть
Детский сад №122 «Красное солнышко» Самарская обл-ть
МОУ СОШ №5 Самарская обл-ть
Петровский колледж Санкт-Петербург
МОУК ДОД «Детская музыкальная школа имени М.П.Фролова» Свердловская обл-ть
Мичуринский аграрный колледж Тамбовская обл-ть
Калашниковский экономический техникум Тверская обл-ть
Савеловский промышленно-экономический колледж Тверская обл-ть
МБОУ СОШ  “Эврика-развитие” г.Томска Томская обл-ть
НОЦ «Институт инноваций в образовании» НИ Томского государственного университета Томская обл-ть
Центр корпоративного развития Института инноватики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники Томская обл-ть
Томский лесотехнический техникум Томская обл-ть
Интернет-институт Тульского государственного университета Тульская обл-ть
АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск Удмуртская республика
Институт развития образования Удмуртского государственного университета Удмуртская республика
Нижневартовский филиал Томского государственного университета Ханты-Мансийский автономный округ
Челябинский металлургический колледж Челябинская обл-ть
МБОУ Центр ПМСС “Содружество”, г. Чебоксары Чувашская Республика
МБОУ «Гимназия № 6» г. Новочебоксарск Чувашская Республика
МБОУ «Лицей № 44»  г. Чебоксары Чувашская Республика
МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Росток”, г. Чебоксары Чувашская Республика
МБОУ «СОШ № 53» г. Чебоксары Чувашская Республика
МАОУ “Гимназия № 5, г. Чебоксары Чувашская Республика
МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары Чувашская Республика
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» Чувашская Республика
МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары Чувашская Республика
МБОУ «НОШ № 1» г. Чебоксары Чувашская Республика
МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары Чувашская Республика
Великосельский аграрный техникум Ярославская обл-ть 

Международное участие:

Украинская тьюторская ассоциация Украина, Киев
Частная школа “Афины” Украина, Киев

Организации и лица, принявшие участие во внешней общественной экспертизе проекта профессионального стандарта:

СПИСОК

VIII.  ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

(раздел заполняется НАРК)

Настоящий профессиональный стандарт утвержден и зарегистрирован Комиссией по профессиональным стандартам НАРК.

Внесен в Общероссийский реестр профессиональных стандартов

(рег. №_______________)

Протокол № ___________ Дата __________________

_____________________________________________    

ФИО и подпись ответственного лица НАРК

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

№ п/п Номера страниц/ разделов/ пунктов Дата утверждения новой редакции документа
измененных замененных новых аннулированных
           
           
           

Ответственный за внесение изменений

_____________ ____________ /________________/ «_____» ____ 20___ г.

должность подпись ФИО


Приложение 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА[5]

 

 


[1] ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, документ входит в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Принят постановлением Госстандарта N 454-ст от 6 ноября 2001 г., введен 1 января 2003 г.

[2] В рамках Вида экономической деятельности «Образование»

 

[3] Рекомендуемый раздел.

[4] Рекомендуемый раздел

[5]При необходимости разработчики профессионального стандарта описывают процесс разработки документа, приводят дополнительные пояснения, способствующие эффективному использованию профессионального стандарта.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости