Вторник
28 ИюнПроект профессионального стандарта тьютора 2012-2015 г.
ПРОЕКТ
Утверждение стандарта ожидается в сентябре 2016 года
Прочитать весь документ можно ниже
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
тьюторское сопровождение в образовании
квалификационный уровень –7
Коды по ОКВЭД[1]
80.10.2
80.10.3
80.21
80.42
Межрегиональная тьюторская ассоциация
Федеральный институт развития образования
2012
СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………………………….. 3
II. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА………………………………………………………. 6
III. КАРТОЧКА ВИДА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………….. 6
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА……………………………………. 7
V. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………………………………….. 8
VI. ВИДЫ СЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………………………………………………………………………….. 16
VII. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА……………………………………….. 16
VIII. ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ………… 20
Приложение 1. Лист регистрации изменений профессионального
стандарта ……………………………………..…………………………………….21
Приложение 2. Пояснительная записка к профессиональному стандарту (рекомендуемый раздел) ……………………………………………………………
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Область применения профессионального стандарта
Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, описывающий в области конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций специалиста и необходимых для их выполнения компетенций. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
решение широкого круга задач в области управления персоналом (разработка стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала, планирование карьеры);
осуществление различных процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
оценка и сертификация квалификаций граждан;
формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
1.2. Термины, определения и используемые сокращения
Для целей настоящего профессионального стандарта используются следующие термины, их определения, а также сокращения:
Базовые термины и сокращения:
вид экономической деятельности – производственный процесс, организованный на основе объединения того или иного вида ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии и пр.) с целью производства продукции (оказания услуг), предназначенной для реализации. Виды экономической деятельности являются объектами классификации «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» (ОКВЭД)
область трудовой деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности;
вид трудовой деятельности – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе. Вид трудовой деятельности имеет специфические объекты, условия, характер и результаты труда;
единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности;
квалификационный уровень – положение в иерархии (градации) квалификаций, построенной на основе совокупности признаков сложности деятельности (характера умений), наукоемкости деятельности (характера знаний), широты полномочий и ответственности работника при выполнении деятельности (общей компетенции);
квалификация – 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;
2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта)
компетенция – готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовой (ых) функции (ий);
квалификационный сертификат – официальный документ, выдаваемый уполномоченным органом, подтверждающий результаты образования (обучения), продемонстрированные в ходе установленных процедур оценки – квалификации, необходимой для осуществления определенного вида трудовой деятельности;
трудовая функция – совокупность действий, направленных на выполнение относительно автономной и завершенной части производственного (бизнес-) процесса в рамках конкретного вида трудовой деятельности;
условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Национальная рамка квалификаций – документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования;
отраслевая рамка квалификаций – документ, содержащий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели Национальной рамки квалификаций и другие значимые для отрасли показатели;
В настоящем профессиональном стандарте используются следующие сокращения:
ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих отраслей экономики Российской Федерации»;
ЕКСД – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»;
КСД – «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;
ОКВЭД – «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. Ок 029-2001»;
ОКЗ– «Общероссийскийклассификаторзанятий. ОК 010-93 (ОКЗ)»;
НАРК – Национальное агентство развития квалификаций.
В настоящем стандарте введены следующие специальные термины:
индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности;
индивидуальная образовательная программа (ИОП) – комплексное описание образовательной деятельности, отражает индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты; ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами;
образовательная среда – социокультурная, в т.ч. педагогическая, среда, включающая материальные и нематериальные объекты, которые используются или могут быть использованы в образовательной деятельности, в т.ч. деятельности по формированию и реализации ИОП;
тьюторское сопровождение в образовании – педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации ИОП;
тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании;
тьюторант – А) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сопровождаемый тьютором на основе обоюдного соглашения (договоренности);
Б) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором;
тьюториал – открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ.
тьюториал – занятие (учебный тьюторский семинар) деятельностно-интерактивного типа в минигруппе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере
образовательные ресурсы – элементы образовательной среды, которые тьюторант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП;
картирование (работа с картой) – метод графического отображения образовательной деятельности, в т.ч. элементов ИОП (направлений индивидуального образовательного движения тьюторанта, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов и субъектов образовательной среды и т.д.);
образовательное событие – форма организации образовательной деятельности, ситуация с высокой степенью неопределенности, предполагающая интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности, в т.ч. ИОП.
Сокращения:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ООП – основная образовательная программа
ДОП дополнительная образовательная программа
ДОрП – дополнительная общеразвивающая программа
ИОП – индивидуальная образовательная программа
РФ – Российская Федерация
ТСО – технические средства обучения
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
PR – связи с общественностью (public relations)
II. ПАСПОРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Виды экономической деятельности
Образование: общее и профессиональное образование, дополнительное образование детей,образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки
Область профессиональной деятельности[2]:
Тьюторское сопровождение в образовании
Коды по ОКВЭД
80.10.2
80.10.3
80.21
80.42
Основная цель области профессиональной деятельности: педагогическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) – педагогическое (тьюторское) обеспечение организации деятельности обучающихся по формированию и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ, создание избыточной развивающей образовательной среды и других условий для успешной реализации ИОП.
Виды трудовой деятельности по квалификационным уровням и их связь с действующими нормативными документами
| Квалификационный уровень |
Вид трудовой деятельности |
Рекомендуемые наименования должностей | Дополнительная информация[3] | ||
| В соответствии с Национальной рамкой квалификаций | В соответствии с отраслевой рамкой квалификаций |
Должности по КСД, ЕКСД |
Виды занятий по ОКЗ, код-наимено-вание | ||
| Седьмой | – |
Тьюторское сопровождение в образовании |
Тьютор |
Тьютор | – |
III. КАРТОЧКИ ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Квалификационный уровень 7
1.1 Вид трудовой деятельности
Тьюторское сопровождение в образовании
Возможные наименования должностей:
Тьютор
|
Обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности Трудовая деятельность может включать в себя выполнение, как всех обобщенных трудовых функций, так и одной или нескольких из них. Тьюторское сопровождение в образовании – это педагогическая деятельность, которая направлена на педагогическое сопровождение формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ при реализации принципов индивидуализации, открытости, вариативности, событийности образования и др. Тьюторское сопровождение включает организацию образовательной среды, собственно сопровождение формирования и реализации тьюторантом индивидуальной образовательной программы и методическое обеспечение сопровождения формирования и реализации тьюторантом индивидуальной образовательной программы. Тьюторское сопровождение осуществляется в соответствии с особенностями возраста тьюторантов, предполагает педагогическое обеспечение самостоятельной постановки и реализации обучающимися образовательных целей, стимулирования и мотивации самостоятельной образовательной деятельности. Тьюторское сопровождение предполагает осуществление обучающимися (тьюторантами) самоконтроля формирования и реализации ИОП с принятием на себя ответственности за качество реализации ИОП. Тьюторское сопровождение предполагает педагогическое обеспечение привлечения обучающимся различных образовательных ресурсов для формирования и реализации ИОП, данная деятельность имеет высокую коммуникативную насыщенность, предполагает как индивидуальную работу с тьюторантом, так и его кооперацию с другими субъектами образования. Тьюторская деятельность требует использования инновационных образовательных и коммуникативных технологий, включая использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, обеспечивающих субъектную позицию обучающихся (тьюторантов) в образовании, в процессе формирования и реализации ИОП. Тьюторское сопровождение требует от тьютора постоянного профессионального и личностного роста, повышения квалификации. Работа предполагает ведение документации, обеспечивающей процесс тьюторского сопровождения формирования и реализации обучающимися (тьюторантами) ИОП. Тьютор опирается на инициативу тьюторанта, его образовательные запросы и интересы. Инициатива – показатель эффективности его взаимодействия с тьюторантом. Сотрудничество с тьютором носит добровольный характер, выстраивается на основе обоюдного соглашения (договоренности). Уровень самостоятельности тьюторанта при разработке и реализации ИОП во взаимодействии с тьютором, степень взаимодействия тьютора с законными представителями несовершеннолетнего тьюторанта определяются с учетом объективных обстоятельств (возраст, состояние здоровья, образовательный опыт тьюторанта и иные). Тьютор обеспечивает развитие у тьюторанта компетентностей по формированию и реализации ИОП, постепенную передачу тьюторанту ответственности за этот процесс. Тьютор обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. |
|
Возможные места работы Образовательные организации различных форм собственности, различных типов и видов, в т. ч. реализующие образовательные программы дошкольного образования, всех уровней общего и профессионального образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования. Индивидуальная трудовая деятельность |
|
Условия труда Деятельность в нестандартных ситуациях, высокая степень сложности, высокий уровень личной ответственности и самостоятельности, тесное взаимодействие с руководителями и специалистами организации-работодателя и других организаций, ненормированный рабочий день (гибкий график), необходимость высокой степени эмпатии, важность соблюдения этических норм профессионального общения, высокий риск профессионального выгорания. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. |
|
Требования к профессиональному образованию и обучению работника, практическому опыту работы 1) Высшее (преимущественно педагогическое, психолого-педагогическое) профессиональное образование с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Тьюторское сопровождение в образовании» (краткосрочные курсы повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки). 2) Высшее педагогическое, психолого-педагогическое профессиональное образование и не менее двух лет педагогического стажа или не менее двух лет работы по профилю деятельности тьюторанта Для осуществления тьюторского сопровождения на разных ступенях образования, а также в особых сферах (семейное, инклюзивное, дистанционное образование и иных) рекомендуется наличие опыта работы с соответствующим контингентом обучающихся и их семей, при необходимости – дополнительное профессиональное образование. |
|
Необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию Сертификат соответствия настоящему стандарту |
|
Особые условия допуска к работе Осуществление тьюторского сопровождения, профессиональной тьюторской деятельности отнесено к работам, при выполнении которых в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования). Источник: приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н (приложение 2) «Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников» Работники, уклоняющиеся от предварительных и периодических медицинских осмотров, к работе не допускаются. Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (пп. 11.8. и 11.9). Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока. Источник: ст. 56 Закона «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 112-ФЗ) Лишение права занимать определенные должности в образовательных учреждениях или заниматься педагогической деятельностью на определенный срок может быть установлено решением суда в качестве меры основного или дополнительного наказания по отношению к лицам, осужденным за совершение уголовных преступлений |
IV. ПЕРЕЧЕНЬ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
| Шифр | Наименование единицы профессионального стандарта | Квалификационный уровень в соответствии с НРК |
| А | Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы | 7 |
| А.1 | Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей | |
| А.2 | Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса | 7 |
| А.3 | Оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы | 7 |
| А.4 | Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы | 7 |
| А.5 | Осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора | 7 |
| Б | Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы | 7 |
| Б.1 | Обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы | 7 |
| Б.2 | Сотрудничать с субъектами образования и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта | 7 |
| В | Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы | 7 |
| В.1 | Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности | 7 |
| В.2 | Вести рабочую тьюторскую документацию | 7 |
V. ОПИСАНИЕ ЕДИНИЦ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Шифр – А.1. Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта
| Основные трудовые действия |
Выявлять область образовательных интересов и образовательных потребностей, интересов и затруднений тьюторанта. Помогать выявлять, фиксировать и развивать образовательные цели тьюторанта. Консультировать тьюторанта по вопросам развития значимых для его образовательного запроса отраслей образования, науки, производства, культуры, жизнеустройства и т.д. |
| Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации и психологии развития личности. Антропологический, системно-деятельностный, синергетический и компетентностный подход в образовании. Акмеология. Основы коррекционной педагогики. Понятия мотива, интереса, цели, образовательного запроса. Классификации мотивов человеческой деятельности. Особенности познавательной (образовательной) активности и мотивации тьюторантов различных категорий (по возрасту, гендеру и др.). Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития профессий, отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты |
| Необходимые умения | Умение выстроить совместную с тьюторантом деятельность с учетом его позиции. Выстраивать и поддерживать доверительные отношения с тьюторантом и его окружением. Создавать условия для совместной познавательной деятельности, коммуникации и рефлексии. Использовать различные методики и приемы проявления и оформления образовательного запроса. Соотносить действия тьюторанта с трендами и контекстами развития культуры, науки, образования, профессиональной среды и т.д. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, рефлексию. Осуществлять поиск и анализ социально-педагогической, социально-экономической, научно-технической, культурологической и другой информации. Анализировать образовательные и профессиональные стандарты, фиксировать их требования к образовательным компетенциям тьюторанта. Составлять карты потребностей, целей, запросов, интересов, устремлений. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы |
| Другие характеристики квалификационного уровня | Коммуникативная компетентность. Соблюдение этических норм, тактичнсть. тактичность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту. Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев. |
Шифр – А.2. Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса
| Основные трудовые действия |
Выявлять и обсуждать с тьюторантом условия реализации образовательного запроса. Помогать тьюторанту оценивать наличные ресурсы (культурно-предметные, социальные, антропологические), целесообразность их применения по отношению к своему образовательному запросу. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов среды |
| Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Основы коррекционной педагогики. Понятие образовательного ресурса. Типология и источники образовательных ресурсов. Аксиологический, антропологический, системно-деятельностный, синергетический и компетентностный подходы в образовании. Кластерный подход в системе непрерывного образования. |
| Необходимые умения | Методически грамотно проводить индивидуальные и групповые консультации. Анализировать, систематизировать и оценивать образовательные ресурсы. Использовать вопросные техники, соответствующие визуальные средства представления информации. Обеспечивать составление карты образовательных ресурсов тьюторантом и совместный анализ составленной карты. Организовывать рефлексию и совместный анализ составления тьюторантом ресурсных карт. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы, поисковые системы, Интернет-источники |
| Другие характеристики квалификационного уровня | Коммуникативная компетентность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. (Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту). Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев. |
Шифр – А.3. Оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе в планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы
| Основные трудовые действия |
Организовывать целеполагание, проектирование (моделирование, конструирование), планирование действий и подготовку условий для реализации ИОП, рефлексию способа построения ИОП. Содействовать в оформлении и фиксации тьюторантом процесса разработки и реализации ИОП. Оказывать поддержку тьюторанту при взаимодействии с семьей, должностными лицами организаций или представителями различных групп и сообществ, значимых для формирования и реализации ИОП, оценки ее результатов и продуктов |
| Необходимые знания | Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Антропологический и компетентностный подход в образовании. Основы коррекционной педагогики. Методология моделирования, конструирования, проектирования и программирования организации деятельности. Формы организации образовательной деятельности. Образовательные и профессиональные стандарты. Программные продукты для коллективного планирования |
| Необходимые умения |
Вести беседу с тьюторантом. Обоснованно применять средства оформления элементов ИОП: индивидуальный образовательный маршрут; портфолио; дневники; карты выбора, карты образовательной среды, ресурсов и субъектов; индивидуальный план (ы) учебной или образовательной деятельности; описания результатов, схемы взаимодействия и т.д. Применять метод картирования, (составлять маршрутные карты). Организовывать образовательные события. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы. Использовать информационно-коммуникационные технологии (планирования???) Разрабатывать контрольно-диагностические методики, вопросные техники, информационные карты и др. |
| Другие характеристики квалификационного уровня |
Способность к анализу и синтезу, конструктивному мышлению и взаимодействию. Эмпатия (Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту). Широкий кругозор и обширные социальные связи в сфере образовательного запроса тьюторанта. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев. |
Примечание: нам кажется уместным в группу «Основные трудовые действия» и «Необходимые знания» включить такие действия, как моделирование и конструирование; в данной ситуации под моделированием понимается деятельность человека по созданию модели (формирование модели Образа будущего), а под конструированием – процесс составления композиции чего-либо. Способы моделирования и конструирования активно используются при формировании ИОП, в процессе организации образовательных событий, при групповой и индивидуальной работе, хотя, возможно оба процесса в данной ситуации рассматриваются как составляющие процесса проектирования
Шифр – А.4. Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы
| Основные трудовые действия |
Обеспечивать рефлексию тьюторантом процесса и результатов ИОП. Обсуждать необходимость и возможность внесения тьюторантом корректив в ИОП. Обеспечивать коррекцию тьюторантом своих способов взаимодействия с представителями групп и сообществ, должностными лицами организаций, влияющих на успешную реализацию ИОП. Проводить консультации и занятия по развитию самоорганизации для успешной реализации ИОП. Обеспечивать ведение тьюторантом документации (маршрутные карты, дневники, портфолио и т.п.). Оказывать поддержку тьюторанту во взаимодействии с внешними организация и сообществами при оценке продуктивности реализации ИОП и проектировании использования достигнутых результатов ИОП |
| Необходимые знания |
Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации Компетентностный подход в образовании. Коррекционная педагогика. Понятие самоорганизации, методы и способы ее формирования и развития. Понятие рефлексии. Методики организации рефлексии, экспертизы, мониторинга, исследования образовательных результатов. Методы и методики социологического исследования в образовании. Методы проектирования и организации совместной деятельности. Основы конфликтологии. Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты. Интерактивные технологии, технологии открытого образования, тьюторские технологии (образовательная картография, образовательное путешествие и др.). Ресурсная схема общего тьюторского действия. Этапы тьюторского сопровождения. Формы портфолио тьюторанта (презентационный, тематический и портфолио достижений). |
| Необходимые умения | Организовывать рефлексию образовательной деятельности. Составлять и работать с образовательными маршрутными картами. Обеспечивать фиксирование образовательных достижений и результатов тьюторантом в форме дневников, планов, портфолио, карт, схем, рефлексивных эссе и т.д. Использовать методы социологического исследования для анализа и оценки образовательных результатов и эффектов. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, тренинги, деловые и развивающие игры и т.п. Методически грамотно использовать различные методики и приемы развития самоорганизации, самообразования. Организовывать самооценку и рефлексию коммуникации тьюторантом. Обучать тьюторанта приемам продуктивного разрешения конфликтов. Использовать информационно-коммуникационные и дистанционные технологии общения и коллективной работы. Включать в тьюториалы коммуникативные, мотивационные, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение группы тьюторантов, выработку доверия, приобретения уверенности в себе, навыков сотрудничества и самоопределения. |
| Другие характеристики квалификационного уровня |
Объективность, корректность, аналитические способности, нестандартность мышления, коммуникабельность. Соблюдение этических норм педагогической деятельности. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. (Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту). Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев. |
Выявлять и систематизировать элементы образовательной среды внутри и вне образовательной организации.
Оценивать доступность и вариативность элементов образовательной среды.
Проектировать дополнительные элементы образовательной среды
Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами образовательной среды.
Проектировать механизмы и формы, обеспечивающие взаимодействие тьюторанта с различными субъектами образовательной среды, включение тьюторанта в новый коллектив или социальную среду. Оценивать доступность ресурсов образовательной среды для тьюторанта с учетом его опыта. Влиять на предоставление доступа тьюторанту к необходимому для реализации ИОП ресурсу
| Основные трудовые действия | Выявлять, оценивать и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне основной образовательной организации тьюторанта для формирования и реализации ИОП. Составлять карту образовательных ресурсов. Проектировать образовательную среду, определять ее элементы, необходимые для формирования и реализации ИОП. Проектировать механизмы и формы, обеспечивающие взаимодействие тьюторанта с различными субъектами образовательной среды, включение тьюторанта в новый коллектив или социальную среду. Оценивать доступность ресурсов образовательной среды для тьюторанта с учетом его опыта. Влиять на предоставление доступа тьюторанту к необходимому для реализации ИОП ресурсу |
| Необходимые знания |
Понятие образовательной среды. Понятие избыточной образовательной среды. Подходы к организации образовательной среды. Методология проектирования образовательной среды. Методы поиска, обработки и систематизации информации. Понятие образовательного ресурса. Принципы и правила создания избыточной предметно-развивающей среды. Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций |
| Необходимые умения |
Вести поиск, обработку и систематизацию информации из разных источников. Составлять и использовать карты образовательных ресурсов, образовательной среды. Анализировать возможности и перспективы развития предметно-развивающей среды для формирования и реализации ИОП тьюторанта. Вовлекать в проектирование индивидуального образования субъектов внешней среды. Выстраивать сетевые и межведомственные коммуникации. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Организовывать различные формы доступа тьюторанта к ресурсам среды, в соответствии с их возрастом и опытом. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы |
| Другие характеристики квалификационного уровня |
Информационная и коммуникативная компетентность, мобильность, организаторские способности. Креативность. Системное мышление. Аналитические способности. Информационная и правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Интеллектуальная, эмоциональная; поведенческая гибкость. Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев. |
Шифр Б.2. Сотрудничать с субъектами образовательной деятельности и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы
| Основные трудовые действия |
Выявлять совместно с тьюторантом субъектов, способных оказать помощь в реализации ИОП (другие образовательные учреждения, сетевые программы и сообщества, организации культуры, спорта, науки и производства, специалисты, родители, педагоги, тренеры, представители власти и общественных организаций и т.д.). Анализировать совместно с тьюторантом интересы, возможные ресурсы и действия субъектов с точки зрения их влияния на реализацию ИОП. Обеспечивать продуктивную коммуникацию с субъектами образовательной деятельности для оформления предложений, способствующих реализации ИОП, а также – оценке и проектированию вариантов использования результатов ИОП. Проектировать и согласовывать совместные действия с различными субъектами |
| Необходимые знания |
Виды, формы и способы коммуникации, в том числе особенности межорганизационной и сетевой коммуникации. Нормативно-правовые и финансовые основы организации образования, межорганизационных и межведомственных коммуникаций. Основы конфликтологии. |
| Необходимые умения |
Вести переговоры с субъектами различных категорий, выявлять интересы различных субъектов, определять условия доступа к ресурсам каждого субъекта. Продуктивно разрешать конфликты. Вовлекать субъектов образовательного процесса и внешней среды в проектирование и реализацию ИОП. Оформлять и поддерживать нормативно-правовые отношения с субъектами среды для реализации ИОП. Выявлять ситуации конфликтности действий тьюторанта в новой среде, содействовать в разрешении конфликтов. Определять степень необходимости включения тьюторанта в новые группы, в том числе разновозрастные. Создавать и поддерживать атмосферу принятия в группе. Организовывать совместное проектирование. |
| Другие характеристики квалификационного уровня |
Коммуникативная, информационная и проектная компетентность. Правовая грамотность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Эмпатия. Способность к анализу и синтезу критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев |
Шифр – В.1. Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства
| Основные трудовые действия |
Разрабатывать и/или подбирать методические, дидактические и диагностические средства для обеспечения процесса формирования и реализации ИОП. Адаптировать методические, дидактические и диагностические средства в соответствии с возрастными и психологическими особенностями тьюторанта, содержанием и условиями реализацииИОП. Анализировать и оценивать качество, эффективность и результативность используемых методических, дидактических и диагностических средств. |
| Необходимые знания |
Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации. Коррекционная педагогика. Психолого-педагогические технологии и техники, социальные технологии, технологии открытого образования, компетентностного обучения и индивидуализации. Современные информационно-коммуникационные технологии. Специальные приемы и методики тьюторского сопровождения ИОП. Современные подходы к методическому обеспечению образовательного процесса. |
| Необходимые умения |
Анализировать, разрабатывать и оформлять методические, дидактические и диагностические средства, Подбирать и адаптировать методические, дидактические и диагностические средства в соответствии с возрастными и психологическими особенностями тьюторанта, содержанием и условиями реализации ИОП. Использовать в практике сопровождения ИОП психолого-педагогические технологии и техники, социальные технологии, технологии открытого образования, компетентностного обучения и индивидуализации, приемы и методики тьюторского сопровождения ИОП. Анализировать и экспертировать собственную тьюторскую практику и/или тьюторскую деятельность. Описывать результаты тьюторской деятельности, разрабатывать методические рекомендации, готовить методические материалы для издания. Использовать при разработке и/или подборе методических, дидактических и диагностических средств интернет-ресурсы. |
|
Другие характеристики квалификационного уровня |
Способность к анализу и синтезу. Опыт разработки образовательных средств, опыт оценки эффективности образовательных средств, технологическая компетентность, Способность к систематизации, анализу, обобщению и описанию (распространению) полученного методического опыта. |
Шифр – В.2. Вести рабочую тьюторскую документацию
| Основные трудовые действия | Вести дневник, ведомости, протоколы тьютора. Систематизировать, обобщать и оформлять отчеты или презентации о ходе и результатах тьюторского сопровождения |
|
Необходимые знания |
Типы и виды отчетной педагогической документации. Особенности ведения педагогического дневника. Технология составления различных карт в процессе формирования и реализации ИОП. Требования к портфолио и презентациям. |
|
Необходимые умения |
Выбирать и правильно применять различные виды и формы рабочей документации в целях эффективного обеспечения тьюторского сопровождения. Корректировать формы и виды документации в зависимости от конкретных целей и условий тьюторского сопровождения. Разрабатывать авторские варианты рабочей тьюторской документации. Выполнять требования администрации к ведению педагогической документации |
|
Другие характеристики квалификационного уровня |
Способность к анализу и синтезу. Объективность. Самостоятельность |
VI. ВИДЫ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ СЕРТИФИКАТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ НА ОСНОВЕ НАСТОЯЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА [4]
| Наименование квалификационного сертификата | Перечень трудовых функций, успешное выполнение которых необходимо для получения квалификационного сертификата |
| Сертификат соответствия Системы добровольной сертификации тьюторов | А.1. – В.2. |
VII. РАЗРАБОТЧИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
Профессиональный стандарт разработан и внесен:
| Наименование организации | ФИО руководителя | Подпись |
| МОО Межрегиональная тьюторская ассоциация | Т.М. Ковалева | |
| ФГАУ Федеральный институт развития образования | А.Г. Асмолов |
Лица, принявшие участие в организации работ и во внутренней экспертизе настоящего профессионального стандарта:
| ФИО | Ученая степень, звание, должность (по основному месту работы) |
| Батрова Ольга Фридриховна | Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета |
| Ветров Сергей Владимирович | Кандидат технических наук, доцент кафедры управления учебным заведением Киевского университета имени Бориса Гринченко, президент Украинской тьюторской ассоциации, исполнительный директор Украинского педагогического клуба |
| Волошина Евгения Анатольевна | Старший преподаватель кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования |
| Грибов Евгений Николаевич | Сотрудник Центра корпоративного развития Института инноватики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники |
| Долгова Людмила Михайловна | Директор МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Зоткин Андрей Олегович | Кандидат философских наук, доцент кафедры управления образованием Факультета психологии НИ Томского государственного университета |
| Изотова Юлия Александровна | Магистр педагогики по направлению “Тьюторство в сфере образования”, генеральный директор ООО “Московский институт тьюторства”, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Карпенкова Инна Вячеславовна | Кандидат социологических наук, психолог Центра реабилитации инвалидов детства “Наш Солнечный Мир”, Москва |
| Кобзева Лиана Валерьевна | Директор центра корпоративного развития Института инноватики Томского университета систем управления и радиоэлектроники, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Кобыща Елена Игоревна | Методист Центра тьюторства ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Костенко Татьяна Александровна | Заместитель директора МБДОУ № 4 (Монтессори), г. Томск |
| Краснова Любовь Александровна | Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории дидактики ИТИиП РАО |
| Миркес Мария Моисеевна | Кандидат философских наук, доцент Сибирского федерального университета |
| Митрошина Татьяна Михайловна | Заместитель директора АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Морозова Анна Владимировна | Научный сотрудник Института современного детства, Москва |
| Муха Надежда Владимировна | Заместитель директора по инновационной деятельности МБОУ СОШ “Эврика-развитие” (г.Томск), победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНП “Образование” (2006, 2008), член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Никулина Татьяна Григорьевна | Заместитель директора МОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» г. Чебоксары, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Пилипчевская Наталья Викторовна | Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, директор учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов КГПУ им. В.П. Астафьева |
| Степанов Сергей Анатольевич | Доцент кафедры управления образованием факультета повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Новосибирского государственного педагогического университета, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Суханова Елена Анатольевна | Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием Факультета психологии НИ Томского государственного университета, председатель Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Теров Андрей Александрович | Кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Толоконникова Татьяна Валерьевна | Руководитель Центра альтернативного образования, Москва |
| Цой Любовь Николаевна | Кандидат социологических наук, доцент факультета менеджмента НИУ ВШЭ |
| Чередилина Мария Юрьевна | Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования |
| Черемных Михаил Петрович | Кандидат педагогических наук, директор АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск, член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
| Шмаков Андрей Юрьевич | Магистр педагогики по направлению “Тьюторство в сфере образования”, заместитель директора ООО “Московский институт тьюторства” |
| Ястребов Виктор Вадимович | Кандидат педагогических наук, доцент, директор НИО «Центр развития тьюторских практик» ГБОУ ДПО «ВГАПКиП РО», член Правления МОО “Межрегиональная тьюторская ассоциация” |
Организации, принявшие участие в разработке настоящего профессионального стандарта:
| Организация |
Наименование субъекта Российской Федерации |
| Алтайская государственная педагогическая академия | Алтайский край |
| Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования | Архангельская обл-ть |
| Сибайский политехнический колледж | Башкортостан республика |
| Гусиноозерский энергетический техникум | Бурятия республика |
| Суздальский сельскохозяйственный колледж | Владимирская обл-ть |
| Владимирский государственный университет | Владимирская обл-ть |
| Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования | Волгоградская обл-ть |
| Волгоградский государственный педагогический университет | Волгоградская обл-ть |
| МОУ СОШ №89 | Волгоградская обл-ть |
| Волгоградский энергетический колледж | Волгоградская обл-ть |
| МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 37 | Волгоградская обл-ть |
| СОШ № 18 | Волгоградская обл-ть |
| Коми республиканский лицей при Сыктывкарском государственном университете | Коми республика |
| Гимназия № 33 | Костромская обл-ть |
| Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования | Краснодарский край |
| д/с №34 «Рябинушка» | Краснодарский край |
| Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования» | Краснодарский край |
| Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева | Красноярский край |
| Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения | Красноярский край |
| Курский государственный политехнический колледж | Курская обл-ть |
| Липецкий машиностроительный колледж | Липецкая обл-ть |
| Марийский государственный технический университет | Марий Эл республика |
| ГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет | Москва |
| ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования | Москва |
| ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования | Москва |
| Гимназия № 1584 | Москва |
| ЦО № 1811 “Измайлово” | Москва |
| Новая гуманитарная школа | Москва |
| Прогимназия № 1779 | Москва |
| Фонд “Сколково” | Москва |
| ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №804 Западного окружного управления Департамента образования | Москва |
| ГОУ Детский сад комбинированного вида № 154 Северного окружного управления Департамента образования | Москва |
| Высшая школа экономики | Москва |
| Федеральный институт развития образования | Москва |
| Детский сад № 1271 | Москва |
| Российский государственный аграрный заочный университет | Москва |
| Институт развития дополнительного профессионального образования | Москва |
| ЦО № 1498 | Москва |
| Московский гуманитарный педагогический институт | Москва |
| школа №1429 | Москва |
| Московский финансово-промышленный университет “Синергия” | Москва |
| Северо-Западное окружное управление образования | Москва |
| СОШ №7 | Москва |
| ЦО №1858 “Школа здоровья” | Москва |
| СОШ №1060 | Москва |
| Колледж сферы услуг №32 | Москва |
| Московский городской психолого-педагогический университет | Москва |
| Строительный колледж №26 | Москва |
| Научно-исследовательский институт развития профессионального образования | Москва |
| Московский технологический колледж | Москва |
| СОШ № 1161 | Москва |
| Педагогический колледж № 8 | Москва |
| СОШ Исток | Москва |
| Школа № 2001 | Москва |
| Гимназия № 45 | Москва |
| СОШ № 215 | Москва |
| Орехово-Зуевский профессионально-педагогический колледж | Московская обл-ть |
| Китежская средняя общеобразовательная школа | Московская обл-ть |
| Центр альтернативного образования | Московская обл-ть |
| Образовательный центр Клуб семейного образования | Московская обл-ть |
| Образовательный центр дошкольного образования | Московская обл-ть |
| Лицей №87 им. Л.И.Новиковой | Нижегородская обл-ть |
| Омский государственный педагогический университет | Омская обл-ть |
| Омский технологический институт бытового обслуживания населения | Омская обл-ть |
| Орский гуманитарно-технологический институт | Оренбургская обл-ть |
| Оренбургский государственный колледж | Оренбургская обл-ть |
| Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района | Пермский край |
| Пермский государственный педагогический университет | Пермский край |
| Госкиноцентр “Пермкино” | Пермский край |
| МАОУ лицей «Синтон» | Пермский край |
| Чайковский государственный институт физической культуры | Пермский край |
| МБОУ ДПО (ПК)С Центр информационно-коммуникационных технологий | Пермский край |
| Дальневосточный федеральный университет | Приморский край |
| Псковский колледж строительства и экономики | Псковская обл-ть |
| Филиал ЮФУ в г. Зернограде | Ростовская обл-ть |
| МОУ лицей №1 | Ростовская обл-ть |
| Школа “Эврика-развитие” | Ростовская обл-ть |
| Детский сад №122 «Красное солнышко» | Самарская обл-ть |
| МОУ СОШ №5 | Самарская обл-ть |
| Петровский колледж | Санкт-Петербург |
| МОУК ДОД «Детская музыкальная школа имени М.П.Фролова» | Свердловская обл-ть |
| Мичуринский аграрный колледж | Тамбовская обл-ть |
| Калашниковский экономический техникум | Тверская обл-ть |
| Савеловский промышленно-экономический колледж | Тверская обл-ть |
| МБОУ СОШ “Эврика-развитие” г.Томска | Томская обл-ть |
| НОЦ «Институт инноваций в образовании» НИ Томского государственного университета | Томская обл-ть |
| Центр корпоративного развития Института инноватики Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники | Томская обл-ть |
| Томский лесотехнический техникум | Томская обл-ть |
| Интернет-институт Тульского государственного университета | Тульская обл-ть |
| АМОУ “Гуманитарный лицей”, г. Ижевск | Удмуртская республика |
| Институт развития образования Удмуртского государственного университета | Удмуртская республика |
| Нижневартовский филиал Томского государственного университета | Ханты-Мансийский автономный округ |
| Челябинский металлургический колледж | Челябинская обл-ть |
| МБОУ Центр ПМСС “Содружество”, г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| МБОУ «Гимназия № 6» г. Новочебоксарск | Чувашская Республика |
| МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества “Росток”, г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| МБОУ «СОШ № 53» г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| МАОУ “Гимназия № 5, г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» | Чувашская Республика |
| МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| МБОУ «НОШ № 1» г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары | Чувашская Республика |
| Великосельский аграрный техникум | Ярославская обл-ть |
Международное участие:
| Украинская тьюторская ассоциация | Украина, Киев |
| Частная школа “Афины” | Украина, Киев |
Организации и лица, принявшие участие во внешней общественной экспертизе проекта профессионального стандарта:
СПИСОК
VIII. ЭКСПЕРТИЗА И РЕГИСТРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
(раздел заполняется НАРК)
Настоящий профессиональный стандарт утвержден и зарегистрирован Комиссией по профессиональным стандартам НАРК.
Внесен в Общероссийский реестр профессиональных стандартов
(рег. №_______________)
Протокол № ___________ Дата __________________
_____________________________________________
ФИО и подпись ответственного лица НАРК
Приложение 1
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
| № п/п | Номера страниц/ разделов/ пунктов | Дата утверждения новой редакции документа | |||
| измененных | замененных | новых | аннулированных | ||
Ответственный за внесение изменений
_____________ ____________ /________________/ «_____» ____ 20___ г.
должность подпись ФИО
Приложение 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА[5]
[1] ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, документ входит в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Принят постановлением Госстандарта N 454-ст от 6 ноября 2001 г., введен 1 января 2003 г.
[2] В рамках Вида экономической деятельности «Образование»
[4] Рекомендуемый раздел
[5]При необходимости разработчики профессионального стандарта описывают процесс разработки документа, приводят дополнительные пояснения, способствующие эффективному использованию профессионального стандарта.