Воскресенье
20 ОктПрактика – критерий…
Уникальная школа города Перми «Мастерград» приняла на своей территории участников научно-методического проекта «Система тьюторского сопровождения элективных образовательных практик как инструмент подготовки учащихся основной школы к выбору профиля обучения». Представители пяти территории (Чайковский, Оханск, Березовка и Березовский район, Пермь, Соликамск) в течение двух дней работали над освоением тьюторских компетенций. Семинар назывался «Проектирование и реализация тьюторского сопровождения в ходе образовательного события для учащихся 8-х классов «ПроектFEST». В первый день семинара участники погрузились в модель школы по освоению восьмиклассниками проектирования в предметах. Заместитель директора школы Яковлева Ирина Викторовна представила исчерпывающую информацию о том, как организуется в школе пространство выбора с 5 по 9-й класс. Какое место занимает «Проектная неделя» в 8-х классах. После обсуждения представлений участников о тьюторском сопровождении и тьюторском действии началось моделирование предстоящих тьюториалов. Важно отметить, что каждая из четырех групп появилась в результате взаимных выборов участников, самоопределившихся в разных позициях: «Практикующий тьютор», «Тьютор-управленец», «Сочувствующий» и «Неофит». Все позиции в большей или меньшей степени были проявлены в каждой группе. Затем каждая группа самоопределилась с категорией учащихся, на которую будет ориентирован тьюториал: дети определившиеся, мечушиеся, не определившиеся. И началось моделирование. По ходу работы участники создавали технологическую карту тьюториала. Затем состоялась взаимоэкспертиза созданных моделей. Звучали предложения, замечания, рекомендации, проблемные вопросы. По итогам дня каждый участник решил, каким образом он будет проводить тьюториал на следующий день: один, или вместе с партнером, каким техниками будет пользоваться, как будет действовать. Следующий день семинара начался с доработки индивидуальных моделей. Кроме того, каждому тьютору надо было решить, как он будет презентовать себя на общем сборе восьмиклассников так, чтобы ребята его выбрали. И вот час «Х»… В зале около двухсот восьмиклассников. Наши тьюторы презентовали себя и разошлись по тьюторским группам. Через 40 минут общая встреча. Эмоций масса. Не всем удалось удержать тьюторскую позицию, кто-то огорчен, кто-то счастлив от полученного результата. А через час второй тьюториал – рефлексивный. Слышны опасения: а вдруг дети не придут. Вдруг им это не надо? Второй тьюториал завершился и мы собрались на подведение итогов.
И вот он – главный вывод, который вдохновляет и побуждает к действию. Детям нужен взрослый в тьюторской позиции. Они хотят обсуждать свой выбор. Им полезно рассмотрение основных и запасных вариантов. Им важен обмен основаниями для выбора. Им хочется делиться своим опытом и рефлексивно к нему относиться. Даже участники, скептически настроенные по отношению к индивидуализации и тьюторству, отмечают, что тьюторская позиция нужна в школе и ее важно проявлять. Но оказывается, делать это очень трудно. «Учительское» часто берет верх. И еще, важный вывод. Семинар – интенсив, который был организован в Мастерграде, уникален, так как дает каждому участнику возможность практиковаться. А практика, как известно – критерий истинности…Благодарю администрацию школы Мастерград за предоставленную возможность для практического профессионального взаимодействия такого масштаба!