Подводим итоги проекта. Летний университет тьюторства – 2019: «Тьюторский хакатон: площадка совместной разработки и апробации технологий индивидуализации и 
персонализации образования»
 /  Uncategorised / Uncategorized / Без рубрики / Конференции, форумы и т.д. / Летний университет наставничества и тьюторства / Подводим итоги проекта. Летний университет тьюторства – 2019: «Тьюторский хакатон: площадка совместной разработки и апробации технологий индивидуализации и 
персонализации образования»

Подводим итоги проекта. Летний университет тьюторства – 2019: «Тьюторский хакатон: площадка совместной разработки и апробации технологий индивидуализации и 
персонализации образования»

 

Проект «Тьюторский хакатон: площадка для разработки и апробации технологий индивидуализации и персонализации образования», реализованный при поддержке гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов, имел целью апробацию формата межпоколенческой и полидисциплинарной коллективной разработки образовательных проектов и образовательных технологий и разработку проектов и технологических решений, обеспечивающих возможность индивидуализации и персонализации образования. Основное мероприятие проекта состоялось на Летнем университете тьюторства 25-31 июля 2019 года.   

История Летнего университета тьюторства 2019 началась годом ранее, когда Межрегиональная тьюторская ассоциация при поддержке Фонда президентских грантов реализовывала проект  «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства». На ЛУТ-2018 тьюторское сообщество встретилось с представителями других сообществ, действующих в поле образования.  Мы выяснили, что идеи индивидуализации и персонализации, с одной стороны, близки большей части этих сообществ, однако, с другой стороны, отсутствуют формы, позволяющие эффективно разрабатывать технологии и готовить кадры под тематику индивидуализации и персонализации образования. Тогда же стало очевидно, что работа тьюторского сообщества со стейкхолдерами, имеющими различия в образовательном опыте, степени включенности в процессы развития образования, в проектной и информационной культуре, может стать действительно продуктивной для всех. А во время XI Международной тьюторской конференции в Москве было принято решение о том, что необходимо создать межпоколенческую и полидисциплинарную площадку, на которой можно моделировать процесс разработки и апробации технологии индивидуализации и персонализации, используя современные игротехники и подходы к коллективным разработкам. Такой площадкой и стал Летний университет тьюторства – 2019 в Томске. Это был один из самых многочисленных ЛУТов: 138 участников из 18 регионов России – представители университетов, молодые и опытные педагоги, предприниматели и конечно же тьюторы. 

В ходе подготовки орггруппа привлекла к процессу разработки ЛУТ-2019 университетскую молодежь, преподавателей и администраторов вузов, представителей управления образованием, педагогов и предпринимателей (в том числе в цифровой среде). Проектный семинар позволил собрать программу ЛУТа так, чтобы для каждого участника было место актуализации запроса, проблематизации и проектирования, планирования развития и рефлексии. В основу программы ЛУТа была положена идея образовательной истории. 

Структура Летнего университета тьюторства как образовательной истории для каждого участника строилась в следующих пространствах:   

  1. Тьюториал-знакомство. Пространство, где проявляется образовательный запрос участников и происходит оценка ресурсов: как внешних, так и внутренних.
  2. «Калейдоскоп технологий и практик работы с личностным потенциалом». Пространство проб и смены позиций («тьютор», «тьюторант», «обучающий», «обучаемый»), выбора инструментов (технологии, техники, методы). Заявки на Калейдоскоп принимались заранее – все сообщество  и гости тщательно готовились к деятельностному обзору имеющихся технологий и практик. Одновременно шло пять потоков мероприятий – среда была действительно вариативной, избыточной и провокативной. 
  3. «Тьюторский хакатон». Центральное мероприятие ЛУТа: «производственное» пространство: проблематизация и проектирование, проявление и артикуляция смыслов сообщества. Именно здесь были явлены основные вызовы как отдельным участникам и командам, так и тьюторскому сообществу в целом. В ходе очень концентрированного времени был организован процесс командного проектирования и затем – представление проектов на итоговой питч-сессии в «Точке кипения- Томск». 
  4. «Проектная сессия». Пространство «сборки» проектов для того, чтобы участники смогли продолжать их и после ЛУТа в своих регионах, масштабировать и вовлекать новых участников. 
  5. Деятельностный формат – картирование. Пространство рефлексии и планирования. Участники ЛУТа составляли личные и командные карты всего пространства ЛУТа для анализа и рефлексии своего продвижения, полученных ресурсов или осознанных дефицитов, вызовов и ответов на них. Карты визуально показали то, как увидели участники Летний университет и дали ценную обратную связь для организаторов.
  6. Каждый вечер – Клубное пространство антропопрактик – пространство вхождения в сообщество через неформальное, но продуктивное общение. В интенсивном и напряженном формате образовательного события, которым является ЛУТ, необходимо место, где каждый участник мог услышать себя через движение, музыку, искусство, психологические техники – и этим местом стали вечерние антропопрактики. 
  7. Тьюторское сопровождение и супервизия – пространство проявления индивидуальности, работа с «ядром» тьюторства – компетентностным и ценностным. Линия супервизии была пробной и поэтому ограниченной для входа, однако она показала свою ресурсность как для продвижения участников, так и для экспертного тьюторского сообщества. 

Для организаторов ЛУТа было важным, чтобы совместное проектирование и «пересборка» тьюторских технологий проходили в едином ценностном поле, в котором можно вести диалог с другими сообществами. Пребывание во всех пространствах для участников ЛУТа позволяло не просто познакомиться с тьюторской профессией, но самоопределиться по отношению к тьюторству как явлению в образовательной среде страны. Именно поэтому на ЛУТе было проведено изначально не запланированное мини-исследование того, как понимает себя тьюторское сообщество, и того, как и в каких точках происходит самоопределение «новичков». А. Ким провела с опытными тьюторами, признанными сообществом экспертами интервью, в котором спрашивала о тьюторских ценностях и тьюторских компетентностях. В результате появилась схема сообщества, сначала включающая 3 группы позиций со следующими рабочими названиями: 

  • «смысловики», которые сфокусированы на уникальности тьюторанта и на ядре ценностей, 
  • «инструментальщики» сфокусированы на инструментах тьюторской деятельности, именно они готовы технологизировать ее, 
  • «событийщики» – те, кто организуют образовательное пространство, для них важными элементами работы с человеком является вызов и проблематизация. 

В ходе аналитических семинаров была выявлена еще одна позиция внутри сообщества – так называемые «пограничники», коммуникаторы – те, кто переходят из позиции в позицию способны связывать и коммуницировать с группами как внутри сообщества, так и вовне. 

Кроме того, было проведено феноменологическое исследование опыта трех студентов, которые были включены во все пространства ЛУТа и прошли его полностью. В ходе этого небольшого исследования была подтверждена гипотеза, что создание специальных пространств (производственного, клубного и индивидуального), внешняя проблематизация и рефлексия являются важнейшими условиями для самоопределения участников, входящих в профессию. У студентов были разные запросы и первоначальная разная направленность. Каждый студент нашёл именно ту группу из вышеуказанной структуры сообщества, которая отвечала его запросам. Они раскрылись, и каждый нашел искомые инструменты, смыслы. Если мы будем учитывать, что есть разные направленности по этим линиям: смысловые, инструментальные (деятельностные) и т.д., значит мы сможем выстраивать более осмысленные программы по подготовке тьюторов. Сам замысел ЛУТа, как он и планировался, содержал и место для рефлексии и место для проблематизации. Однако, мы не знали, что случится с категорией «студенты» – те, кто не в профессии, не самоопределился. Из этого исследования, для нашей практики, для профессиональной подготовки тьюторов, важны две вещи:

  • есть определённая склонность к типам работ: онтологическая, проектная, деятельностная, внутренняя рефлексия. И это надо учитывать изначально, потому что, когда мы готовим тьюторов, мы должны задавать эти треки 
  • необходимо смотреть предыдущий опыт студентов, не профессиональный, а предыдущий образовательный опыт. Образовательная культура накладывает свой отпечаток на их траекторию и его также необходимо учитывать. 

Таким образом, даже небольшое исследование в ходе такого образовательного события дает достаточно материала для общего продвижения сообщества, поэтому исследовательскую линию на ЛУТах необходимо продолжать.

В пространстве проблематизации и проектирования также случилось несколько открытий. Если говорить о формальных показателях, то в Тьюторском хакатоне участвовали 19 команд, которые представили свои проектных идеи и решения на заключительном open space. 15 команд предоставили информацию о своих проектах орггруппе. При анализе проектных решений на экспертных семинарах стало понятно, что карта проектов не может быть «плоской» – проекты групп не только предполагали разные продуктные формы, но и различались по направленности в структуре сообщества. Среди них мы увидели «пользовательские» проекты, которые направлены на использование тьюторского ресурса, разработку услуги или продукта для внешних интересантов. Эти проекты помогли увидеть потребность пользователей в тьюторской услуге и проблемное поле, связанное с этим: неумение тьюторов позиционировать себя и доносить сведения о результатах своей деятельности. 

«Коммуникативные» проекты – это следующий пул проектных идей и решений, направленных на пояснение, популяризацию, позиционирование тьюторской услуги во вне. В отличие от пользовательских проектов, эти проектные решения находятся в поле потребностей сообщества в стратегиях продвижения и разработки коммуникативных протоколов. Таких проектов было больше всего, и это неудивительно – проблематизация, происходящая при совместной разработке представителей различных сообществ, обостряет потребность в диалоге, в общем языке. 

«Ядерные» проекты, как мы предположили, могут быть направлены на прояснение, уточнение, разработку ценностных и концептуальных оснований в области индивидуализации и тьюторства. В чистом виде таких проектов не было (возможно, потому, что само пространство проектирования не задает такой вектор), однако появился проект «Кодекс тьютора», который хоть и направлен во вне – на предъявление тьюторских ценностных и этических оснований, но в основе своей имеет артикуляцию ядра профессиональных ценностей. Поэтому на Карте проектных идей и решений ЛУТа этот проект стоит на границе коммуникативного и ядерного слоев. За развитием проекта можно следить на странице в Facebook.

Если же говорить о продуктных формах проектов, то в этом поле произошло деление на четыре сегмента. «Инструментальные» проекты направлены на создание инструмента для работы тьютора (методику, сценарий и т.д.). «Трансферный» сектор предполагает перенос тьюторской деятельности в другой контекст (в нашем случае – в цифровую среду). «Структурно-орагнизационные» проекты показали необходимость изменения существующей структуры или построения специального пространства для нового качества процесса индивидуализации. Показателен в этом секторе проект «Продвижение технологии тьюторского сопровождения в вузы», в котором предложены конкретные шаги для организационного обустройства тьюторства в вузах. За развитием этого проекта также можно следить на странице в Facebook.

В секторе «позиционирующих» проектов в качестве продуктов разрабатываются стратегии представления тьюторской деятельности, услуги в обществе. Например, название проекта «Продать тьютора», который разрабатывался совместно тьюторами и предпринимателями, говорит само за себя – предложена маркетинговая стратегия продвижения тьюторской услуги.   

Как и в любой классификации, на нашей карте есть проекты, находящиеся на границе слоев и секторов, так как они объединяют в себе несколько продуктных форм и направлены как во вне, так и на развитие сообщества. Такими проектами являются, например, «Масштабирование тьюторства» – проект, направленный на инвентаризацию технологий тьюторства создание орг-деятельностной схемы и рабочей концепции self-образования, а также проект «Место встречи», подразумевающий создание пространства (онлайн и офлайн), где встречаются потребители (дети), заказчики (родители) и практики индивидуализации. 

Работа над картой позволила увидеть «разрывы» и проблемное поле тьюторской деятельности. Большая часть проектных идей и решений лежит в коммуникативном слое и в позиционирующем секторе карты. Поэтому прежде всего, мы фиксируем визуально представленную проблематику позиционирования и артикулирования смысла и результатов тьюторской деятельности вовне. Для тьюторского сообщества это не новость – очевидно, что эта линия работы будет продолжаться. Это задает и возможности дальнейшего использования материалов проекта. Прежде всего, это работа с целевыми группами, с экономическими моделями в поле индивидуализации. Как выстроить отношения с той или иной целевой группой – это для сообщества камень преткновения на сегодняшний день. 

Вторая линия работы: это дальнейшая работа с молодежью, с мировосприятием, миропониманием, с которым приходят в сообщество. Должна быть доразработана рамочная типология, по которой можно простраивать и коммуникативное пространство и временную раскладку в программах подготовки тьюторов. На представленной в карте и исследовании типологии возникает специализация, поэтому при возникновении того или иного запроса к сообществу, если есть понимание, какие группы или эксперты в чём специализируются, такая карта позволяет понимать ресурсность сообщества и получать ответ на запрос. Однако здесь важно, чтобы карта не карта реально отражала ресурсность: кто из субъектов какую позицию держит, чтобы решать задачи развития. Это задает не только требования по дооформлению карты, но необходимость обновления протоколов взаимодействия внутри сообщества, представители которых способны удерживать всю карту проектов, позиций и взаимосвязи между ними для продуктивного взаимодействия и внешней коммуникации. 

Третьей линией развития проекта видится линия дооформления «ядра тьюторства». Только при общем понимании и принятии ядерной конструкции сообщества станет возможной продуктивная коммуникация, представленность вовне, технологизация тьюторской деятельности. 

Можно сказать, что новый для тьюторского сообщества формат  межпоколенческой и полидисциплинарной коллективной разработки образовательных проектов и образовательных технологий стал очень продуктивным. Прежде всего, потому что произошедшая на хакатоне проблематизация позволила  осознать действительно острые и срочные задачи, стоящие перед сообществом, увидеть ресурсное поле и сделать первые шаги в проектном режиме. Необходимо отметить, что работа многих проектных команд продолжается, проекты развиваются и вовлекают новых участников. Мы видим слияние нескольких проектов университетских команд в один большой проект. Создана группа в Facebook и развивается проект по разработке этического кодекса тьютора. Также продолжается проект «Цифровой тьютор». На Международной тьюторской конференции 2019 работали секции для продолжения этих проектов. Есть прецеденты и разделения команд и появления новых проектов, продолжающих логику проектов хакатона. Таким проектом стал «Город тьюторов», отделившийся от проекта позиционирования тьюторской услуги. Некоторые участники инициировали индивидуальные проекты в своих регионах. Кроме того, задача вычленения и прояснения «ядра тьюторства», также проявившаяся в ходе обсуждения проектов, взята группой НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ. Мы надеемся увидеть результаты этих проектов на следующем Летнем университете тьюторства в 2020 году. 

Т. Климова

А. Ким

С. Степанов

Руководитель проекта Летний университет наставничества и тьюторства

Теров Андрей Александрович

Теров Андрей Александрович

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости