Пятница
5 ФевО ПРОЕКТЕ «ТЬЮТОР ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ»
Уважаемые читатели! Мы предлагаем вам познакомиться с Проектом как примером для методического осмысления подобного рода практик. Наша площадка – это, прежде всего, место для обмена опыта. мы очень рады, что наши Чувашские коллеги делятся им со всеми заинтересованными специалистами.
О ПРОЕКТЕ «ТЬЮТОР ДЛЯ ОСОБЫХ ДЕТЕЙ»
Республиканский проект «Тьютор для особых детей» реализуется с октября 2016 года на базе БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Основанием для разработки и реализации проекта послужил дефицит подготовленных специалистов в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы подготовки тьюторов и/или педагогов с тьюторскими компетенциями является ключевой идеей проекта.
Цель проекта: профессиональное развитие тьюторов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного и интегрированного образования.
Сроки реализации проекта: октябрь 2016 года – май 2019 года. Проект планируется реализовать в 4 этапа (подготовительный этап – октябрь 2016г. – май 2017 г.; обучающий – май 2017г. – май 2018 г; практический – июнь 2018г. – август 2019 г.; заключительный – декабрь 2019г.)
Организатор проекта: БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования «Минобразования Чувашии.
Руководитель проекта (приказ «О реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей» № 5 БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии от 12.01.18; приказ «О реализации третьего этапа реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей» № 970 Минобразования Чувашии от 06.06.2018): Никулина Татьяна Григорьевна, тьютор института образования.
Координатор проекта приказ «О реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей» № 5 БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии от 12.01.18; приказ «О реализации третьего этапа реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей» № 970 Минобразования Чувашии от 06.06.2018): Гаврилова Елена Аликовна, старший воспитатель БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии;
Ведущие консультанты проекта – Осипова Евгения Юрьевна, директор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3» Минобразования Чувашии; Трофимова Валентина Ивановна, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии; Удина Татьяна Николаевна, директор МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары, Карпенкова Инна Вячеславовна, кандидат социологических наук, психолог Центра “Наш Солнечный мир”, тьютор, член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», член методического объединения ГРЦ ИПИО МГППУ (г.Москва).
Соорганизаторы проекта:
1.Чувашское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (руководитель Т.Г.Никулина);
2.Кафедра профессионального развития педагогических работников института образования (направление специального (коррекционного) и инклюзивного образования; доцент кафедры В.И.Трофимова);
3. МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары Чувашской Республики (директор Т.Н.Удина);
4.БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии (директор Е.Ю.Осипова);
5. МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары Чувашской Республики (директор И.В.Исаева);
6. МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики (заведующий Н.В.Спиридонова).
Участники проекта:
1.Образовательные организации Чувашской Республики, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы и инклюзивные практики;
2.Тьюторы, сопровождающие детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в условиях инклюзивного образования, имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующее об освоении программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, инвалидностью;
3.Специалисты сопровождения (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и т.д.), имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующее об освоении программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, инвалидностью;
4.Педагогические работники (социальные педагоги, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ, инвалидностью, имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующее об освоении программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью;
5.Родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью.
Опорные профессиональные площадки проекта:
· БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии (директор Е.Ю.Осипова);
· МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары (заведующий Н.В.Спиридонова);
· МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары (директор И.В.Исаева);
· МБДОО «Детский сад № 7 общеразвивающего вида «Солнечный город» Цивильского района Чувашской Республики (заведующий Н.В.Волчкова).
Ожидаемые результаты проекта:
1. Республиканский реестр практик тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.
2. Группа тьюторов и педагогов, освоивших программу и получивших удостоверения установленного образца по итогам освоения программы (50 человек).
3. Группа тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (70-85% от общего количества участников проекта).
4. Группа тьюторов и педагогов сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и представивших свои авторские практики
на межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей» (50-70%) и/или прошедших федеральную экспертизу (5-10%);
5. Группа тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, способных и готовых к обучению педагогов из других образовательных организаций (30-45%).
6. Наличие участников проекта в количестве от 70 до 90% (тьюторы, педагоги, родители, руководители и педагоги опорных профессиональных площадок), удовлетворенных качеством результатов проекта;
7. Апробированная программа ДПО (повышения квалификации) «Тьютор в инклюзии в условиях ФГОС».
8. Апробированная модель сопровождения профессионального развития тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, инвалидностью.
9. Наличие стажировочных площадок, созданных на базе опорных профессиональных площадок проекта и образовательных организаций, участников проекта (3-7), готовых к организации повышения квалификации тьюторов в модели «Стажировка как самостоятельная форма повышения квалификации».
10.Пакет нормативно-правовых документов, учебно-методических материалов проекта и публикаций по вопросам индивидуализации и тьюторского сопровождения тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
11.Наличие сборника педагогических практик тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.
Итоги реализации проекта планируется подвести на заключительном событии проекта, в дни проведения межрегионального тьюторского форума «Тьюторство для особых детей», который состоится в январе 2020 года. В программе форума планируется представление педагогических и тьюторских практик сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приложение № 1 к Приказу№ 970
Министерства образования
и молодежной политики Чувашской республики
от 6 июня 2018 года