Понедельник
14 МарО подготовке тьюторов в Архангельском областном институте открытого образования
Современный мир характеризуется появлением новых профессий. Одной из таких профессий в нашей стране стала профессия «тьютор». Это связано с непрерывным образованием личности, с потребностью в самореализации и профессиональном становлении.
Сегодня, как никогда, процесс образования направлен на индивидуализацию, когда сам обучающийся становится заказчиком собственного образования, сам проектирует содержание своего образования, выбирает формы его освоения, несет за это ответственность, достигая того или иного уровня образованности.
Тьютор осуществляет педагогическую деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных траекторий) лицами разных возрастов и на разных ступенях образования, включающую:
- выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей;
- организацию проектирования образовательной деятельности, в том числе анализ и поиск образовательных ресурсов;
- содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде;
- организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании.
Потребность в подобного рода деятельности актуализирует подготовку квалифицированных специалистов в области тьюторства. Профессиональная подготовка тьюторов осуществляется в высшем профессиональном образовании при реализации программ по подготовке магистров и в системе дополнительного профессионального образования через реализацию программ профессиональной переподготовки. «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды…Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации».
Для удовлетворения образовательного и профессионального запроса педагогов региона в Архангельском областном институте открытого образования была разработана программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании», направленная на получение педагогами компетенций, позволяющих осуществлять новый вид профессиональной деятельности в области индивидуализации образования и тьюторского сопровождения.
Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании» состоит из двух частей: обязательной и вариативной. В учебном плане программы представлены обязательные для изучения дисциплины, раскрывающие философско-теоретические, методологические, нормативно-правовые, психолого-педагогические и организационно-управленческие основания тьюторской деятельности, и обеспечивающие готовность к профессиональной тьюторской деятельности. Вариативная часть программы направлена на расширение и углубление знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с их интересом и осуществляемой деятельностью.
Общий объем программы профессиональной переподготовки составил 471 час, из них 253 часа аудиторной работы и 218 часов – самостоятельная работа. Итоговая аттестация по программе предусматривала защиту выпускной аттестационной работы (ВАР).
Целевой аудиторией переподготовки стали 46 работников образовательных организаций различных категорий: заместители руководителей (6), учителя-предметники (22), учителя начальных классов (5), учителя-логопеды (2), социальные педагоги (2), методисты (2), воспитатель, педагог-библиотекарь, тренер-преподаватель, педагог-психолог, педагог-дефектолог, а также 2 методиста Архангельского областного института открытого образования.
Профессиональная переподготовка была организована и проведена в 3 сессии по две недели в период с марта 2015 года по январь 2016 года. Обучение в рамках сессий носило практико-ориентированный характер: учебные занятия проводились в форме круглого стола, дискуссий, семинаров, выполнения творческих заданий, практических занятий в микрогруппах. Также обучающимся была предоставлена возможность ознакомиться с опытом работы базовых площадок АО ИОО по организации и реализации тьюторского сопровождения в образовательных организациях и осуществить тьюторские пробы.
Следует отметить, что тьюторское сопровождение обучающихся было организовано на протяжении всего процесса обучения, однако в большей степени оно было реализовано в межсессионный период, который отводился на самостоятельную работу. К окончанию первой сессии все обучающиеся определились с темой ВАР, исходя из собственных интересов и специфики образовательной организации, в которой они работают и реализуют (планируют) тьюторские практики.
В ходе серии тьюториалов и индивидуальных консультаций с научным руководителем и тьютором, функции которого выполняли сотрудники центра развития тьюторской практики АО ИОО, обучающиеся спроектировали карты образовательных ресурсов и выстроили индивидуальные маршруты подготовки ВАР. Основными формами работы с обучающимися были индивидуальные и групповые консультации, тьюториалы, тьюторские беседы, семинары, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Итогом обучения по программе профессиональной переподготовки «Тьюторство в образовании» стала защита выпускных аттестационных работ. Обучающиеся представили на защиту выпускные аттестационные работы по разным направлениям тьюторского сопровождения: тьюторское сопровождение одаренных детей; молодых педагогов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях введения ФГОС ОО, профессионального становления педагогов и др.
Более подробная информация о подготовке тьюторов в Архангельском областном институте открытого образования представлена в сборнике материалов ХХ юбилейной Международной научно-практической тьюторской конференции «Многообразие и индивидуализация как возможность становления образовательной культуры»