Магистранты «Тьютор в ЦОС» исследуют цифровую грамотность педагогов Невского района СПб
 /  Без рубрики / Высшее образование / Санкт-Петербург / Магистранты «Тьютор в ЦОС» исследуют цифровую грамотность педагогов Невского района СПб

Магистранты «Тьютор в ЦОС» исследуют цифровую грамотность педагогов Невского района СПб

25.11.2020 в рамках городской​ конференции «Знак качества 2020» в ИМЦ Невского района были представлены результаты исследовательской работы «Вызовы цифровой эпохи: Цифровая грамотность и ИКТ-компетентность сотрудников образовательных организаций Невского района». Исследование было проведено студентами​ магистерских программ «Тьюторство в цифровой образовательной среде”и «Педагогический дизайн информационной образовательной среды» под руководством Захарова К.П., к.п.н., зав.кафедрой Политехнического университета.

 

Целью данного исследования стало определение уровня цифровой грамотности и ИКТ-компетентности педагогов дошкольных и школьных образовательных организаций. На фотографии директор ИМЦ Невского района, Осипенко Г.И. с сотрудниками обсуждают результаты проведенного исследования с Захаровым К.П. и Маргаритой Ли.

По результатам исследования был определен индекс цифровой грамотности педагогов, который в целом составил 85%. Также был проведен анализ зависимости уровня цифровой компетентности от 5 основных критериев:
– возраст педагогов (специалисты до 35 лет, от 36 до 60 лет и старше 60 лет)
– стаж работы (до 10 лет, от 11 до 30 и более 30 лет)
– стаж применения ИКТ (до 5 лет, от 6 до 15 лет и более 16 лет)
– прохождение курсов повышения квалификации по цифровым технологиям за 2018-2020 гг.
– возраст учащихся (педагоги дошкольных организаций, учителя начальной, средней и старшей школы).
​ Статистически значимых различий по критерию прохождение КПК не обнаружено. 65% педагогов (448 человек) проходили курсы повышения квалификации, однако их показатели не значительно выше тех, кто курсы не проходил. Это позволило нам сделать вывод, что на данные курсы записываются те педагоги, которые нуждаются в повышении цифровой компетентности (начиная с нижнего уровня). ​ Возрастные и опытные педагоги в целом имеют выше показатели, чем их молодые коллеги. Молодые педагоги имеют наиболее высокий показатель по коммуникативной грамотности, в то время как у их более старших коллег – больше развита информационная грамотность, это говорит о том, что опытные педагоги более осознанно относятся к информационному потоку.

Педагоги, которые работают в старшей школе, также имеют наиболее высокие результаты по всем показателям. Значительно ниже показатели педагогов дошкольных организаций (средний возраст этой подгруппы составляет 43 года). Мы считаем, что относительно невысокие показатели больше связаны с родом их профессиональной деятельности.

Стаж применения цифровых технологий влияет на уровень цифровой грамотности и ИКТ- компетентности педагогов. Педагоги, чей стаж применения ИКТ более 16 лет, показали самый высокий результат, их общий индекс ЦГ составил 91%.
​ Интересно, что если анализировать уровень ЦГ в зависимости от предметной области педагогов, то наиболее высокий показатель имеют учителя гуманитарных дисциплин, а не учителя математики и информатики.
В целом можно сказать, что педагоги дошкольных и школьных образовательных организаций Невского района обладают достаточно высоким уровнем цифровой грамотности и ИКТ-компетентности, однако необходимо скорректировать отношение к инновациям и развивать знания и навыки в области применения современных цифровых технологий, чтобы оставаться в тренде цифровой трансформации.

(материал подготовлен магистрантом программы «Тьютор в ЦОС», Маргаритой Ли).

Руководитель РО Санкт-Петербурга

Олефир Людмила Николаевна

Олефир Людмила Николаевна

olephir_l@mail.ru

Образование:

  • педагогическое
  • психологическое.

Место работы:

  • методист информационно-методического центра Московского района Санкт-Петербурга
  • руководитель экспериментальной площадки городского уровня.
  • Эксперт центра аттестации работников образования Санкт-Петербурга.

Профессиональные интересы:

  • индивидуализация образования, создание условий для самоопределения учащихся в предпрофильной подготовке и профильном обучении;
  • повышение квалификации педагогов, осваивающих профессиональную позицию тьютора.
  • Визитка РО Санкт-Петергбурга
  • Координатор страницы Высшее образование

    Тамара Ивановна Боровкова

    Тамара Ивановна Боровкова

    Образование:

    Дальневосточный государственный университет; математик, преподаватель математики, Московский педагогический государственный университет, магистр, программа "Тьюторство в сфере образования".

    Место работы:

    Школа педагогики ДВФУ. Автор проекта "Дальневосточный центр развития тьюторских практик" и образовательной программы в ДВФУ "Тьюторское сопровождение в образовании" (с 2011 года).
    • Федеральный эксперт а области индивидуализации и тьюторства. Сертифицированный МТА тьютор, автор сертифицированной тьюторской технологии, 5 программ ДПО ПК, магистерской программы по тьюторству.

    Должность:

      С 2023 года руководитель проекта "Организация сети профильных психолого-педагогических классов в Приморском крае" в Школе педагогики ДВФУ. Руководитель программы "Тьюторство и сопровождение индивидуальной траектории обучающегося" Школы педагогики ДВФУ.
    • Автор 112 научных работ, в том числе, более 80% по тьюторской тематике. Награждена орденом «Знак почета», знаком «Отличник народного просвещения РФ», присвоено звание «Заслуженный учитель РФ».

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости