Среда
3 МайФестиваль Монтессори-весна 2023 ежегодно проводится в апреле в г. Москва
Катерина Григоренко и Максим Чередниченко провели на Монтессори-весне 2 мастер-класса.
Первый назывался «Встречи с родителями о Монтессори-школе для успешных людей сегодня и завтра». Встречи с родителями — важное условие жизни любой Монтессори-площадки. Качество проведения этих встреч во многом определяет качество работы площадки в целом. Именно там происходит сонастройка родителей и педагогов по ценностям, совместный поиск ответов на текущие и глобальные вопросы о развитии человека, о детстве, о роли взрослого в развитии таких внутренних способностей человека как «свобода выбора» и «дисциплина». Там же обсуждаются мировые тренды развития образования и образовательной политики РФ в частности.
Периодически возникают особо сложные ситуации, когда политические решения в масштабе страны приводят к обострению дискурса о вариативности образовательных программ и даже к «атакам» на Монтессори-педагогику. В такие времена особенно важно грамотно артикулировать позицию педагогической команды родительскому сообществу, государственным органам, да и в целом широкому инновационному сообществу.
В «Творческой мастерской Макса Че» есть целая линейка семинаров и встреч с родителями и педагогами, которые её ведущие уже несколько лет проводят в разных городах страны. В основном на них исследуется тема «Свобода_и_Дисциплина — это одно слово», при этом подходы к теме и формы работы разные: «Психологический контракт» (изобретённый и апробированный более 10 лет назад), семинары, тренинги.
Сейчас родительско-педагогическое сообщество в очередной раз заходит в переходный период, когда принято решение о введении «Единой программы» и вопрос о возможности сохранения вариативности волнует педагогов и родителей. Специально для обсуждения этой темы Максим и Катерина подготовили и провели в Томске общегородскую встречу с родителями нескольких Монтессори-площадок.
Ведущие мастер-класса о Монтессори-школе для успешных людей поделились своей наработкой с родителями и педагогами Фестиваля. А также своими представлениями о принципах и инструментах качественного проведения встреч с родителями.
Второй мастер-класс Максима и Катерины «Нескучная рефлексия для подростков и других людей».
Практика рефлексии как осмысление представлений о себе, деятельности, всех её участниках — норма Монтессори-образования. Однако, как и любая норма, требует постоянного переосмысления её целей и задач относительно конкретного возраста и ситуативного образовательного контекста, а также способов её реализации. Иначе тяготеет превратиться в рутину, приводит к снижению мотивации и в конечном счёте редуцируется до минимума по содержанию и глубине.
Кроме того, есть особый возрастной период, когда значение рефлексивной практики для совершения осознанных действий возрастает, а потребность в публичном самовыражении затруднена и порой доходит до избегания. Этот парадокс характерен для так называемого «подросткового перехода». Когда в единицу времени человек может испытывать особо интенсивные переживания, но являть их социуму не готов. Для многих, кто организовывал рефлексивный формат обсуждения происходящего, хорошо знакома реакция подростка, когда на предложение «а сейчас у нас будет рефлексия»: в ответ звучат самые разные высказывания типа «О, нет! Только не рефлексия!!» На встречах «Творческой мастерской Макса Че» мы подробно обсуждаем причины такого поведения подростка и роль взрослого в поддержке его внутренней работы в этот «турбо-период». На фестивале «Монтессори-Весна» ведущие мастер-класса рассказали об экспериментальной практике создания образовательных ситуаций и их рефлексивного сопровождения не только на примере работы с подростками, но и всеми участниками этих событий: родителями, педагогами и другими взрослыми. Познакомили с четырьмя основными принципами, которые вывели из своего опыта организации рефлексивной практики с особо сложной подростковой аудиторией, которые делают её эффективной. Эти же принципы апробированы ими на других возрастах, а значит, применимы в работе со всеми детьми и взрослыми, способными к рефлексии.
Третий мастер-класс «5 сундуков инструментов тьютора» провели Монтессори-педагог начальной школы и тьютор подростковых Монтессори-классов Елена Крапивец со своими коллегами-тьюторами из Москвы Ириной Евстигнеевой и Алёной Трухиной.
Монтессори-педагог владеет многими тьюторскими компетенциями — умением наблюдать, направлять, не вмешиваясь, задавать вопросы на формирование и развитие осознанности и других личностных качеств. Есть и такие тьюторские компетенции, которые Монтессори-педагогами, как правило, не используются, однако могут оказать значительное влияние на работу Монтессори-класса. Монтессори-педагогам и педагогам-предметникам тоже полезна тьюторская поддержка со стороны руководства школы. Приёмы и техники тьюторского сопровождения могут использоваться, начиная с 1 ступени (детский сад), во 2 ступени (1—4 класс) и 3 ступени (5—8 класс) они остро необходимы, а также они являются эффективными инструментами развития педагогов школы. На мастер-классе фестиваля ведущие познакомили участников с особенностями тьюторского сопровождения, вместе с ними обсудили, какие инструменты используются в Монтессори-школах, как можно организовать тьюторское сопровождение во всех ступенях. Попробовали эти инструменты вместе, поработали индивидуально и в группах.
Содержание проведённых мастер-классов наших педагогов базируются на многолетнем (более 20 лет) опыте работы с детьми с 1 по 11 класс в Монтессори-школах Томска и страны и опыте сопровождения Монтессори-площадок и школ, реализующих другие образовательные системы, во всех регионах России.
Катерина Григоренко, методист и тьютор Монтессори-классов подростковой школы, МАОУ Школа “Эврика-развитие”