“ДОМ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ” КАК ИГРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
 /  Без рубрики / Вопрошание / Дошкольное образование / Москва и Московская область / “ДОМ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ” КАК ИГРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

“ДОМ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ” КАК ИГРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

5 декабря 2020 г. состоялся интерактивный  вебинар на тему «Дом вопросов и ответов», на котором была представлена  игровая практика развития познавательной активности и любознательности дошкольников.  Мероприятие было организовано Вадимом Карастелевым, членом московского регионального отделения, старшим научным сотрудником лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, руководителем лаборатории интерактивного вопрошания.

Автор самой методики работы с детским вопрошанием «Дом вопросов и ответов» Юлия Ратникова, воспитатель ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 18 «Дюймовочка» (г. Усть-Илимск), показала участникам вебинара, как личный вопрос дошкольника может побудить его к действию.

Согласно методике, создается рабочее поле в виде многоэтажного дома, ресурсная карта и карточки выбора. Дети сами выбирают «Этаж» и заполняют пролеты в доме выбранными карточками, фиксируя в карточке свой вопрос, с кем и где можно искать ответ, как этот ответ презентовать и как оценить свои достижения и познавательную удовлетворенность.

По словам Ю.Ратниковой, перед запуском проекта его презентовали родителям, чтобы они смогли стать  «соучастниками» будущих детских открытий.

 

Как подчеркнула Ю.Ратникова, особое внимание уделялось тому, чтобы ребенок мог осознать, с чего начинается и чем заканчивается учебная деятельность.

Ирина Панифидникова, методист по дошкольному образованию, рассказала, что дети, принимавшие участие в «Доме вопросов и ответов»,  потом в школе проявляют повышенную любознательность, умение вести поисковую деятельность. При этом важно обеспечить преемственность технологии вопрошания, перенося ее из дошкольного уровня образования в начальный.

Участники вебинара отметили, что для современного быстро меняющегося мира педагогу очень важно не стесняться признавать, что он чего-то не знает, а иногда «сыграть в незнание» ради того, чтобы поощрить детскую любознательность и поисковый интерес.

Ну а какой интерактивный вебинар без вовлечения в практическую деятельность? Поэтому каждого участника попросили вспомнить и написать на доске Jamboard  один запомнившийся вопрос ребенка-дошкольника.

И вот что получилось:

А затем участники попробовали лично пройти все этапы проекта «Дома вопросов и ответов». Чем это закончилось, можно узнать из  записи вебинара.

В заключение встречи Вера Данилова, охарактеризовав «Дом вопросов и ответов» как интересную методику, предложила всем поразмышлять, какие еще осмысленные задачи, кроме познавательной, решает данный проект.

Лада Лазарева обратила внимание на то, что подобные методики помогают вовлекать в образовательный процесс родителей, если налицо эффекты проекта: уменьшение страха задавать вопросы, усиление памяти и т.д. По словам Л.Лазаревой, радостно видеть такой опыт работы с индивидуализацией в дошкольном возрасте. Можно подумать о том, чтобы сделать не один «дом вопросов и ответов», а целую «улицу».

Ссылка на презентацию Ратниковой Ю.Н.:

https://drive.google.com/file/d/1iBd7GBMAvs32Dlan_3PTPIjHpiswsLig/view?usp=sharing

Ссылка на видео вебинара: (6) Дом вопросов и ответов 5 12 2020 – YouTube

Материалы, посвященные интерактивному вопрошанию, можно посмотреть:

Блог https://medium.com/@interactive_questioning

Сайт https://www.questioning.pro/

Канал в Telegram Questioning thinking

Сообщество Questioning на Facebook

 

Руководитель Московского регионального отделения

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Место работы: Тьютор Нешколы "Взлётная полоса", региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К1", эксперт кафедры "Тьюторство" Академии социальных технологий.

Руководитель регионально отделения Московской области

Участников не найдено

Координатор страницы Дошкольное образование

Ратникова Юлия Николаевна

Ратникова Юлия Николаевна

Место работы и должность: педагог дошкольного учреждения "Центр развития - детский сад 18" Дюймовочка " г. Усть - Илимск.
Региональный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, автор практики индивидуализации «Дом вопросов и ответов», руководитель Городской школой молодых педагогов, член Интегрированной муниципальной команды тьюторов г. Усть - Илимска.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости