Воскресенье
6 Дек“ДОМ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ” КАК ИГРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
5 декабря 2020 г. состоялся интерактивный вебинар на тему «Дом вопросов и ответов», на котором была представлена игровая практика развития познавательной активности и любознательности дошкольников. Мероприятие было организовано Вадимом Карастелевым, членом московского регионального отделения, старшим научным сотрудником лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, руководителем лаборатории интерактивного вопрошания.
Автор самой методики работы с детским вопрошанием «Дом вопросов и ответов» Юлия Ратникова, воспитатель ДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 18 «Дюймовочка» (г. Усть-Илимск), показала участникам вебинара, как личный вопрос дошкольника может побудить его к действию.
Согласно методике, создается рабочее поле в виде многоэтажного дома, ресурсная карта и карточки выбора. Дети сами выбирают «Этаж» и заполняют пролеты в доме выбранными карточками, фиксируя в карточке свой вопрос, с кем и где можно искать ответ, как этот ответ презентовать и как оценить свои достижения и познавательную удовлетворенность.
По словам Ю.Ратниковой, перед запуском проекта его презентовали родителям, чтобы они смогли стать «соучастниками» будущих детских открытий.
Как подчеркнула Ю.Ратникова, особое внимание уделялось тому, чтобы ребенок мог осознать, с чего начинается и чем заканчивается учебная деятельность.
Ирина Панифидникова, методист по дошкольному образованию, рассказала, что дети, принимавшие участие в «Доме вопросов и ответов», потом в школе проявляют повышенную любознательность, умение вести поисковую деятельность. При этом важно обеспечить преемственность технологии вопрошания, перенося ее из дошкольного уровня образования в начальный.
Участники вебинара отметили, что для современного быстро меняющегося мира педагогу очень важно не стесняться признавать, что он чего-то не знает, а иногда «сыграть в незнание» ради того, чтобы поощрить детскую любознательность и поисковый интерес.
Ну а какой интерактивный вебинар без вовлечения в практическую деятельность? Поэтому каждого участника попросили вспомнить и написать на доске Jamboard один запомнившийся вопрос ребенка-дошкольника.
И вот что получилось:
А затем участники попробовали лично пройти все этапы проекта «Дома вопросов и ответов». Чем это закончилось, можно узнать из записи вебинара.
В заключение встречи Вера Данилова, охарактеризовав «Дом вопросов и ответов» как интересную методику, предложила всем поразмышлять, какие еще осмысленные задачи, кроме познавательной, решает данный проект.
Лада Лазарева обратила внимание на то, что подобные методики помогают вовлекать в образовательный процесс родителей, если налицо эффекты проекта: уменьшение страха задавать вопросы, усиление памяти и т.д. По словам Л.Лазаревой, радостно видеть такой опыт работы с индивидуализацией в дошкольном возрасте. Можно подумать о том, чтобы сделать не один «дом вопросов и ответов», а целую «улицу».
Ссылка на презентацию Ратниковой Ю.Н.:
https://drive.google.com/file/d/1iBd7GBMAvs32Dlan_3PTPIjHpiswsLig/view?usp=sharing
Ссылка на видео вебинара: (6) Дом вопросов и ответов 5 12 2020 – YouTube
Материалы, посвященные интерактивному вопрошанию, можно посмотреть:
Блог https://medium.com/@interactive_questioning
Сайт https://www.questioning.pro/
Канал в Telegram Questioning thinking
Сообщество Questioning на Facebook