Четверг
29 Дек14 ноября – неофициальный праздник социологов в России.
14 ноября – неофициальный день социолога в России, который мне лично приятно отмечать.
Я уже рассказывала, что начала изучать курс социологии, являясь руководителем крупного межрегионального проекта по наставничеству для детей в конфликте с законом (при поддержке Фонда президентских грантов).
Мне было интересно, как социология квалифицирует явления, связанные с девиантным поведением.
Повезло, что проф. Изабель Кутан (Франция) в одной из своих лекций, предназначенных для нашего курса, рассматривала практику работы с девиантными подростками в своей стране.
Выделяя этапы работы с девиантными подростками в периоде более 50 лет, Изабель ссылается на рамочные правовые акты, обеспечивающие динамику практики. От документа 1945 года, где Франция официально заявляет о том, что у нее не так много детей, чтобы пренебрегать воспитанием подростков с противоправным поведением, она ведет нас к периоду ужесточения норм в 1990-е гг., когда все новые и новые деяния квалифицируются как заслуживающие наказания, будь то уличные граффити или призывы к неповиновению в образовательных организациях. Наконец, практика обновляется еще раз за счет легализации института уполномоченных прокурора, действующих в рамках досудебного рассмотрения дел с участием подростков.
Более подробно смотрите, пожалуйста, мое видео по этой теме: https://www.youtube.com/watch?v=vu-oqKWzDyw
Я убеждена, что каждая профессия должна давать надежду.
Боремся ли мы с бедностью, голодом, непониманием в этом мире, – против несчастья встают знание, опыт, наука.
Одна из наук о человеке и обществе, которая подарила мне радость интеллектуального поиска и практического успеха, – социология.
Это наука о том, что за каждой индивидуальной судьбой стоят человеческие практики, габитусы (приобретенные схемы восприятия мира и организации действия), сложные цепи и паутинки общественных взаимоотношений.
В 2021 году, получая квалификацию социолога во Французском университетском колледже при МГУ, я проводила глубинные интервью с наставниками детей, находящихся в конфликте с законом. И благодаря этим эмоционально и информационно насыщенным беседам я нашла интересные моменты в мотивации успешных взрослых к работе с детьми, так часто отторгаемыми обществом.
Я определила три группы наставников: «корпоративные», «лидеры некоммерческого сектора» и «самостоятельные наставники», каждая из которых имела свои причины добровольческого действия в адрес молодых преступников.
Социологическое исследование безоценочно. Но я до сих пор преклоняюсь перед наставниками, с которыми беседовала, а также отдельно благодарю их за искренность в ответах и готовность мне помочь.
Социология подсказывает, что изменение человеческой судьбы в педагогическом взаимодействии требует работы не только с самим человеком, но и максимально широким контекстом его жизни. Дает ли это знание надежду или отнимает ее, решать нам самим, тем, кто бьется за каждого ребенка, каждого малыша, подростка, студента.
14 ноября – неофициальный праздник социологов в России.
Я от души поздравляю всех, кто причастен этой молодой науке, и желаю вам новых открытий и, все же, надежд.