Эссе тьюторов -стажеров после курсов “Введение в теорию и практику тьюторства” ( 19-29 августа)
 /  Дополнительное профессиональное образование / Дополнительное профессиональное образование / Обучение тьюторству / Обучение тьюторству / Старшая школа / Удмуртия / Эссе тьюторов -стажеров после курсов “Введение в теорию и практику тьюторства” ( 19-29 августа)

Эссе тьюторов -стажеров после курсов “Введение в теорию и практику тьюторства” ( 19-29 августа)

Что я узнала про тьюторство и про себя ( Евгения Д.)

Курсы по тьюторству стали для меня открытием в жизни. Мало того, что когда я шла на них, то про эту тему знала достаточно мало, где-то что-то слышала, понимала из обрывков знаний суть тьюторства, так для меня произошло открытие некоторых моих особенностей, поменялся взгляд на ситуацию, происходящую вокруг меня.

Я узнала, что понятие тьюторства изначально заложено в образовательные стандарты, начиная с дошкольного возраста. Законодательно предполагается, что из школы личность должна выйти не только с багажом знаний по общеобразовательным предметам, но и с точным пониманием своей будущей профессии. К сожалению, это не реализуется на практике и выпускник, чаще всего, находится в замешательстве, не представляет особенности профессий, мало что может сказать о своем будущем пути.

Сироткин С.Ф. рассказал нам историю тьторства. Из его лекции я поняла, что то, чем я занимаюсь со студентами (я – куратор первого курса) по сути является классическим тьюторством. Я, являясь выпускником своей кафедры и в дальнейшем, продолжая работу на ней, также передаю атмосферу и традиции, выработанные у нас на кафедре многими поколениями выпускников, доношу до студентов необходимость получения и передачи знаний, традиций, различных студенческих развлечений.

Сергей Федорович достаточно интересно преподносит материал, не дает расслабиться, заставляет думать и не просто говорить ответы, которые первые пришли в голову, а достаточно дотошно относится к терминологии, не допускает неточностей. Настоящий ученый!!!

Васильева С.Г. и Сарычева Т.С. не только рассказали, что такое событие, но и сами по себе стали событием на курсе. Две прекрасные девушки, которые в огромными горящими глазами рассказывают материал, в котором живут. Очень здорово их слушать, воспринимать. Заставляют подумать и развиваться дальше.

На презентации домашнего задания «Я проект» было очень интересно узнать новое об одногруппницах, посмотреть на них с новой стороны. Я поняла, что мы моем выступать ресурсами друг для друга, участвовать не только в проектах своих коллег, но и предлагать свои услуги в другие проекты. К огромному сожалению, я присутствовала только на половине проектов, но думаю, что на защите выпускной работы навесртаю упущенное.

В последний день для меня стало открытием, что основные инструменты работы тьютора я знала из психологии, менеджмента, маркетинга, стратегического менеджмента. В некоторых случаях я не думала, что их можно применять в новом качестве, хотя идея в чем-то лежала на поверхности. Появилась возможность самой выступить в роли тьютора, тьюторанта и наблюдателя. При этом мне было комфортно в роли наблюдателя и тьютора. В роли тьюторанта я чувствовала себя не комфортно, сложилось ощущение, что я на экзамене, при этом не знаю ответов на все билеты.

Запомнилась конференция, которые была в период наших курсов. Очень запомнился Максимов Александр. Молодой, активный мужчина, который открыто рассказал ценную информацию. Дал замечательные советы. Для себя также посмотрели как организовано было мероприятия, сделали акценты на полезных вещах и на тех ошибках, которые раздражают посетителей.

Стала полезной «Образовательная картография», которая не только заставляет задуматься над поставленной целью, но и выделить в своей практике важные моменты и не очень, а также проработать их, увидеть новые ресурсы, возможности, открыть для себя новую информацию.

В целом, курс был запоминающий, замечательный. Стал событием, заставил задуматься над своей деятельностью. Для меня стало несомненным открытием, что есть люди, готовые не только выслушивать твои идеи, но и помогающие их развить, подсказывающие идеи, дающие толчки. При этом, в своей массе, окружающие люди могут быть полезными ресурсами (даже не всегда зная об этом).

Спасибо, Татьяна Михайловна, за организацию и проведение курса. Было много ценной информации, которая просто переворачивает сознание, делает нас более свободными от работы, помогает найти внутренние силы для дальнейшего развития.

 

О тьюторстве  (Ольга П.)

Трудно писать, потому что в голове так активизировались все внутренние тараканы, что трудно оформить мысли в стройную систему… Но это ненадолго..через неделю у меня будет все разложено по полочкам…поэтому пока я просто напишу отдельные тезисы, обозначив основные векторы размышлений..

  1. Парадокс первый. Информационный. До сих пор не могу понять, каким образом я оказалась на этих курсах.. Да, я слышала об этом в интернете, от отучившейся немного ранее сестры, впервые это слово я встретила в середине 90-х годов, когда в рамках ИжГТУ мы пытались ввести опыт дистанционного образования совместно с Институтом Менеджмента ЛИНК. Четыре моих внутренних таракана задают мне вопросы: «Так случайность это или закономерность? Почему именно я, не взирая на препятствия «любимого» вуза, именно сейчас услышала теорию и практику ведения тьюторства? За что это все мне? А не занималась ли я ерундой все эти годы???»
  2. Парадокс второй. Исторический. Все мои годы педагогической практики я старалась донести до студентов информацию, приближенную к практике и каким-то образом организовать нестандартный учебный процесс. С одной стороны это был поиск студентами их внутренних интересов и поворот учебного материала с пользой для них. В рамках маркетинга мы придумали замороженные для продажи голубцы в 1995 году, когда слово «маркетинг» слышали еще не все…мы придумали светящиеся детские кроссовки в 2000 году, что сегодня реализовано современной модой… можно приводить множество примеров открытия своих бизнесов студентами на основе поиска целевой аудитории их бизнеса.

Это были и индивидуальные консультации родителей, просящих проконсультировать при выборе специальности для поступления…где у меня  выскакивал следующий парадокс..

  1. Парадокс третий. Психологический. Было очень тяжело говорить родителям, что их ребенку не надо идти учиться на престижную специальность менеджера, что ребенок – интроверт и что он хочет, например, рисовать..Меня не понимали, потому что я отказывалась от дополнительного дохода для своей кафедры в ущерб в том числе своему доходу, но ставя в приоритет интересы ребенка. Позднее я приспособилась и мы искали применение творчества в профессии. Так, например, специалист в области техносферной безопасности рисует правила техники безопасности в картинках для западных компаний, и это тоже для меня результат успокоения моей души. Потому что очень многие сидят в вузе для родителей, для того, чтобы спрятаться от армии.. и сидят без блеска в глазах. И вот тут возникает мой девиз:
  2. 4. Парадокс четвертый. Инновационный. «Ломаю стереотипы!». Я не традиционный классический педагог, я скорее наставник, может быть в некоторой степени тьютор, я выполняю эти функции для моих студентов в ходе индивидуальной работы. И это от того, что мне просто лень читать занудным голосом неинтересную информацию. Я вовлекаю студентов в процесс обучения и те методики, которые я применяю, это, оказывается, используется в тьюторстве ( я же никогда не читала теорию тьюторства, я это делаю интуитивно). Один из последних примеров, с девочкой-первокурсницей мы написали статью на тему «О роли творчества в профессии менеджера». потому что она как творческий человек не понимала, зачем оказалась среди наших студентов. Теперь она с блеском в глазах учится и хочет заниматься некоторыми проектами. И вот тут!!!.
  3. Парадокс пятый. INSIGHT. Я просто прикладываю карту моих ресурсов. Я и обезьяна с гранатой, и «просто космос» и я действительно создаю полезный хаос в чужой голове, что выводит на нужный вектор развития..

Спасибо за эту потрясающую неделю  – СОБЫТИЕ в жизни.

Спасибо не только Татьяне Михайловне, которая все это организовала и привела интересных людей рассказать нам теорию тьюторства.

Спасибо моим коллегам, которые пришли со мной учиться (Женя и Лена) и тем, кто постучал по моей голове, взбудоражив последних спящих тараканов (Юля, Лена, Аня и Маша).

Я поняла, что я тьютор в душе, что мне надо выключить менторскую училку и пойти в новом направлении…

СПАСИБО!!

 

Что для меня ТЬЮТОРСТВО? (Елена Н.)

Осознанное потребление стало трендом в последние годы. О нем не пишет только ленивый.

Нас учат осознанно жить, осознанно питаться, осознанно общаться.

Теперь самое важное. Для меня – самое дорогое.

Осознанное образование для наших детей.

Мы научились брать в учет их пищевые особенности. Считаться с ними, брать во внимание, относиться бережно. Дабы избежать аллергических реакций.

С ментальной «пищей» все ровно также.

 

Я долго наблюдала и размышляла над выпукло негативной и напряженной реакцией родителей и детей на надвигающееся, будто угроза, начало учебного года.   За натянутыми нервами и складками между бровей в течение 9 месяцев. За нахохлившимися комочками с рюкзаками за спинами. Дальше – больше. В условиях дефицита «качественного» образования родители вычеркнули выходные и каникулы из детских графиков.

Так быть не должно!

В Советском Союзе всех детей кормили кашей. Меня сильно рвало от нее. Я ее ненавижу. Мне прилетало от воспитателей за отторгнутую пищу. И меня кормили еще больше. Чтобы не голодала. Все той же кашей. Современные дети научились выдавать аллергическую реакцию. А родители научились ее уважать и искать причину. А также чутко бдить, чтобы эта пищевая индивидуальность не подвергалась попыткам быть проигнорированной кем-либо.

Полагаете,  с информационной «манной кашей» дела обстоят по-другому? Просто ее нельзя отторгнуть. И дети глотают, давятся, глотают… Потом это отбивает всякое желание ее поглощать. То есть учиться. Потому что учеба для них – это холодная манная каша с комочками. Никто не спрашивает, что они любят.

Каждый ребенок голоден до знаний. Я в этом уверена. Только знания и повара бывают очень разными. Но мы их пичкаем одними и теми же стандартными «блюдами». Потому что пока не знаем, что альтернатива возможна. И готовы к ней единицы.

Аллергическая реакция на безликое и невкусное образование – это затянувшиеся болезни, неврозы и все те же аллергии.

И я знаю, что родители это чувствуют. И понимают, что надо что-то менять. И мы ставим бесконечные опыты над своими детками: попробуй это, попробуй то, а  вот это  – очень полезно! Как невкусно?? Не нравится?!  Не съешь  – не вырастешь, не станешь человеком и будешь подъезды мыть….

Пока методом «тыка».

Я анализировала происходящее последние два года. Я чувствовала, что мне пора что-то менять. Интуиция, сложившиеся личные обстоятельства, личная боль свели дорожки к одной – к тьюторству.

Да, я хочу в этом разобраться, чтобы не наломать дров и не восстанавливать «желудки», то есть головы детей после «манной каши» в будущем.

Обнаружить «вкусовые пристрастия» ребенка, разработать специальную образовательую «диету» для него, сопровождать и поддерживать, чутко реагировать на изменившиеся запросы, а самое главное – уважение этих запросов – все это и есть тьюторство лично для меня. И вскоре это станет остро необходимым навыком каждого неравнодушного родителя.

Руководитель Удмуртского регионального отделения МТА

Трясцина Татьяна Матвеевна

Трясцина Татьяна Матвеевна

Is-ttm@mail.ru

Образование:

географический факультет Удмуртского государственного университета, 2003 г.

Место работы:

  • МБОУ ДО "Центр детского творчества Устиновского района" г. Ижевска, методист, федеральный эксперт МТА, сертифицированный тьютор

Профессиональные интересы:

  • -Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в исследовательской и проектной деятельности школьников
  • -Практики сопровождения индивидуального проекта старшеклассника
  • Визитка РО Удмуртии

Координатор страницы Дополнительное профессиональное образование

Митрошина Татьяна Михайловна

Митрошина Татьяна Михайловна

mitroshina.tm@tau18.udmr.ru

Образование:

Биолого-химический факультет Удмуртского государственного университета

Место работы:

  • - Руководитель тьюторской службы АОУ "Региональный образовательный центр одаренных детей" г.Ижевска
  • - Преподаватель географии, тьютор АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска
  • - Научный сотрудник «Института развития образования» Удмуртского государственного университета.

Профессиональные интересы:

  • - Выстраивание практик тьюторского сопровождения в институциональных формах;
  • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в Старшей школе;
  • - Научно-методическая разработка позиции тьютора в образовательных центрах, работающих с одаренными детьми;
  • - Повышение квалификации и профессиональная переподготовка тьюторов;
  • - Образовательные технологии.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости