Подарок тьютору к Дню учителя
 /  Приморский край / Подарок тьютору к Дню учителя

Подарок тьютору к Дню учителя

Охотина Софья Владимировна,

член МТА, выпускница магистратуры ДВФУ 2018 года,

программа «Тьюторское сопровождение в образовании»,

г.Владивосток

Еще раз о рефлексии или подарок тьютору в День Учителя

Отзвенел для нас, выпускников магистратуры 2018 года, онтологический звонок. У меня. в руках красный диплом тьюторской магистратуры и Восхищение профессора Невзорова. А что же дальше? А дальше было лето, поступление сына в колледж, великолепный Петербург и Летний Университет тьюторства, где мне удалось защитить на Федеральном уровне свою тьюторскую практику о сопровождении профессионального самоопределения собственного сына.

И вот я в самом начале пути в новую для себя профессию тьютора. Позади медицинский университет, я на пороге Международной лингвистической Школы. Меня терзают страхи, сомнения и опасения, но назад пути нет, как говорит мой руководитель Боровкова Тамара Ивановна: «Взрослого человека отличает  стремление делать пробы, брать ответственность на себя и идти в будущее, а иначе, какой из тебя тьютор». Тьютором я стать хочу, а какой смысл был тогда в магистратуре учиться, поэтому буду пробовать, нарабатывать опыт, делать свои первые шаги. Спасибо Тамаре Ивановне, она всегда рядом. Звоню ей каждый день, делюсь впечатлениями, провожу рефлексию, иногда звоню даже с тьюториала, включаю громкую связь, начала вести дневник тьютора…….

Я знакомлюсь с восьмиклассниками, теперь это мои потенциальные тьюторанты. Ученики восьмого международного класса встречают меня недружелюбно, они меня уже сразу отрицают, не доверяют, они думают, что вот, пришла еще одна «училка», тьютор какой-то, мы итак загружены, перегружены, а она будет время наше отнимать. Кратко рассказываю, кто такой тьютор, предлагаю поговорить об интересах, о фильмах, книгах, компьютерных играх, да о чем хотите. Но, со мной разговаривать никто не хочет. Мальчишка с первой парты заявляет, что ничего мне не расскажет, потому что все тут же будет известно его родителям; его соседка, миловидная девочка с длинными светлыми волосами и яркими голубыми глазами, заявляет, что никому не верит и всех ненавидит.

Высокая, полноватая девочка с плачем бросается вон из класса, крича, что никаких интересов у нее нет и в этом классе точно не будет ни с кем разговаривать, ей вслед несется смех. Пишу на доске свой номер телефона. Я выхожу вслед за Машей (я потом узнала, что ее зовут Маша и что в классе ее обзывают тупой и толстой). Маша бросилась в кабинет куратора и просидела там весь тьюториал. Я пишу на доске номер своего телефона для записи на консультации и сразу же получаю в вотсап картинку с городом  в огне и надписью: «ТьютАриал, 9 Урок». Выйдя из класса, я понимаю, что в общих тьюториалах пока смысла нет. Два человека из класса захотели пообщаться со мной по своим интересам – с Марьяной мы набросали карту по ее развитию на танцевальном поприще, а с Глеб проговорил, что планирует стать архитектором, но на индивидуальный тьюториал так и не пришел, забыл.

Зато через неделю мне в вотсап пришло сообщение от….Маши, которая хотела бы поговорить с тьютором. Маша приносит мне свою карту интересов и умений, выясняется, что девочка прекрасно шьет и рисует. Но наш диалог начался о слов: «Меня никто не любит»

– А ты сама себя любишь, Маша? – спрашиваю я.

– Мне не за что себя любить, я глупая и толстая, так говорит моя мама и ребята в классе, Вы поможете мне похудеть?

Я встаю и предлагаю Маше подойти к зеркалу. Мы выясняем, что у нее шикарные волосы, которым завидуют девочки, что она красиво смотрится в русских нарядах и кокошниках, которые сама же создает, своими руками. Маша приходит к выводу, что она добрая и любит помогать людям и даже если ей сделают плохое, все равно поможет, даже врагу. Я поражена добротой и душевной красотой этого ребенка. На листе мы расписываем шаги рационального питания и здорового образа жизни. Маша охотно рассказывает мне о своей семье, о дедушке и бабушке, о коте и младшей сестре. Под конец встречи Маша робко проговаривает, что хотела бы записаться в кружок конструирования одежды, но очень стесняется и ей мешает лишний вес, а еще она боится, что не будет успевать делать уроки……. Я предлагаю ей подойти вместе к преподавателю, и мы с ней делаем вывод, что лишний вес не помеха творчеству, а с уроками Маша подумает, как разобраться. Идя домой, прохожу по первому этажу, внимательно разглядываю витрины с работами учеников. Яркие кокошники, прелестная Снегурочка, куклы в русских нарядах, читаю фамилии умельцев: С. Маша – автор многих работ, мне есть о чем поговорить на следующем тьюториале!!!!!!! Через неделю Маша приходит с оживленным лицом, рассказывает, что утром варит себе овсянку, что папа купил ей беговую дорожку, а уроки можно, оказывается, делать очень быстро с помощью социальных сетей, Оказывается, если в группу бросить какое-то задание, то тебе охотно помогут его сделать незнакомые люди и накидают еще и сайтов, где можно найти много интересного. Маша додумалась до этого сама!!!!!!  Следующая Машина реплика бросает меня в дрожь, мурашки бегут по коже: «Знаете, я думаю, что очень нужна человечеству, ведь природа мудрая и она решила, что я должна родиться.»

– Маша, это круто, восклицаю я! Ты очень мудрая.

– А еще у меня есть любимые предметы: алгебра, потому что я люблю решать всякие задачи, биология, потому что она о жизни, и обществознание, потому что мне интересны люди.

– Вот здорово, а теперь подумай, в каких сферах ты можешь применить свои интересы и знания.

4 октября, пред днем учителя, Маша приходит ко мне на третий тьюториал, ее лицо сияет: Софья Владимировна, знаете, что я придумала?

-Что, Маша? Внимательно тебя слушаю.

! Я сейчас нарисую лестницу своего развития.  Берет лист, рисует свой путь от портнихи и маленького ателье с интернет-магазином до компании «Маруся», выпускающей всемирно популярную одежду для женщин, мужчин и детей и сети собственных одежных супермаркетов по всему миру. Не забывает Мария и о личном счастье, планирует выйти замуж и вместе с мужем создавать свой бизнес.

– Маша, это же чудо! Ты знаешь, что ты сейчас сделала??????

– Что я сделала не так?

!Маша ты в 14 лет сделала то, что я смогла только в 40!!!!! Маша, ты поставила сверхзадачу и нарисовала лестницу своего будущего. Маша сидит оторопевшая: «А что такое сверхзадача?». Бросаю ей в вотсап ссылки на лекции Натальи Бехтеревой, вкратце рассказываю о ней самой и о сверхзадачах. Маша послушает все дома, а сейчас у меня возник вопрос, понимает ли она, что сейчас нужно делать, для того, чтобы достичь своей цели? Мы заполняем ресурсную карту по направлениям дизайнера одежды и менеджера. Смотрим, где во Владивостоке Мария сможет обучиться выбранным профессиям, какие навыки у нее уже есть для этого. И задание для следующего тьюториала формулируется само собой: какие компетенции обозначены для выбранных направлений профессиональной деятельности, какие требования для поступающих обозначены. Все это Мария посмотрит на сайтах ВГУЭС и ДВФУ, а может быть, даже, заглянет на сайты вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Напоследок Мария смотрит на свою лестницу-чудесницу.

– А знаете, я поняла еще кое-что.

– Что?

– Мне надо русский язык подтянуть и к ОГЭ и ЕГЭ начать готовиться, чтобы идти к своей мечте.

Выхожу из класса счастливая, я готова подпрыгнуть и взлететь до небес, иду по 3-му этажу к учительской, а навстречу мне директор школы. «Ну что, как дела у Вас, Софья Владимировна?». – Проводила тьюториал с Машей С. из 8М-2, знаете, я обещала Маше, что никому не расскажу, но с Вами поделюсь тихонечко, что Маша вышла в образ своего будущего».

– Софья Владимировна, знаете, я сегодня утром встретила Машу в коридоре и удивилась перемене в ней. Она обычно ходит с низко-опущенной головой и здоровается тихо, еле-слышно, сегодня она шла с высоко поднятой головой и, глядя мне прямо в глаза, громко со мной поздоровалась. Я думаю, что тьютор очень нужен в нашей школе, потому что если Вы поможете даже одному ребенку, это уже прекрасный результат, и эта перемена с Машей дорогого стоит». Я иду по улице и звоню Тамаре Ивановне, рассказываю ей о Маше, слышу, как она плачет.

Завтра день учителя, и для меня, начинающего тьютора, Машина лестница, слова Ольги Станиславовны и слезы радости моего Учителя самый лучший подарок.

 

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости