Среда
5 ДекПервые пробы написания научных статей в магистратуре ДВФУ
Самообразование как одна из ключевых компетенций XXI века
Панина Н.В., студентка магистратуры
психолого-педагогического направления, 2 курс,
дисциплина «Педагогическое проектирование
и образовательные проекты»,
преподаватель Боровкова Т.И., к.п.н., доцент,
руководитель Дальневосточного центра
развития тьюторских практик
Аннотация. Рассмотрено самообразование как одна из ключевых компетенций XXI века с точки зрения разных наук, а также как педагогический проект. Рассмотрен этап моделирования, возможные результаты с способ их оценивания.
Ключевые слова: самообразование, ключевые компетенции, рефлексия, проект
С некоторого времени в психологии образования и педагогике речь все чаще идет о таком понятии, ка ключевые компетенции. В статье «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования» И. А. Зимняя говорит о том, что «ключевые компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе» и приводит список из 39 видов компетентностей по Дж. Равену, и на четвертом месте в этом списке стоит такая компетентность, как готовность и способность обучаться самостоятельно [4]. Таким образом, мы можем говорить о том, что способность к самообразованию является одной из ключевых компетенций XXI века.
Сегодня о самообразовании мы можем говорить и как о законодательно разрешенной и закрепленной форме получения образования. Так, федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования), а также о том, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения [7, ст. 17].
Исследования теории вопроса самообразования чрезвычайно многоаспектны и представляют собой сочетание наук, объединенных термином человековедение. Кратко рассмотрим понятие самообразования с позиций различных наук. С философской точки зрения, самообразование – это процесс познания, результатом которого выступают новые знания. Основными характеристиками самообразования выступают: 1) внутреннее осознание необходимости; 2) внутренняя свобода личности; 3) целенаправленность; 4) самореализация [1].
Социология занимается изучением феномена «самообразование» в рамках системы включения личности в общественные отношения в определённой социальной группе (обществе) и в результате самостоятельной работы над собой, овладения ценностными знаниями группы (общества) [3, c. 81].
В психологической литературе самообразование рассматривается как деятельность, связанная с самоорганизацией – способностью личности организовать себя и свою деятельность, т. е. самостоятельно ставить цель и задачи деятельности, выбирать способы их достижения, определять свое поведение во времени, осуществлять самоконтроль, самоанализ, [5, с. 19].
Самообразование – обязательный компонент современного образования. Оно может развиваться как сопутствующее обучению, расширяя, дополняя, углубляя изучаемый в учебном заведении материал; а может быть и автономно, включаясь в изучение новых, не представленных в образовательном процессе учебного заведения курсов [6, с. 464].
Философию, социологию, психологию и педагогику объединяет то, что они рассматривают самообразование как вид деятельности развивающейся личности, с помощью которой происходит формирование личности, её социализация.
Кроме того, ученые считают, что без внутренней потребности в самосовершенствовании, даже при наличии соответствующей способности и внешних условий осуществления, процесс [самообразования] невозможен. Рефлексивный уровень самосознания стимулирует активность и самостоятельность индивида, опосредует формирование соответствующей системы внутренних мотивов, обеспечивает устойчивое включение «Я» в процесс самопознания, активизируя и направляя самообразовательную деятельность. Именно в акте рефлексивной самооценки осуществляется самопознание личности… [2, с. 10].
Относительно самообразования как педагогического проекта нам хотелось бы остановиться на двух моментах – прежде всего это противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, есть самообразование – ключевая компетенция, закрепленная на законодательном уровне, с другой стороны – отсутствуют условия, в которых у подростка будут формулироваться мотивы, побуждающие факторы, складываться рефлексивное самосознание, необходимые для развития потребности и способности к самообразованию. Отсюда вытекает проблема и цель проекта – создание таких условий, которые способствуют развитию способности подростка к самообразованию.
Этап моделирования может выстраиваться как создание, организация событий, дел, встреч, заданий, направленных на развитие у подростка волевой сферы, повышение мотивации, самоорганизации, ответственности, и, что крайне важно, развитие рефлексии, то есть всего того, без чего самообразование не сможет состояться.
Оптимальным ожидаемым результатом педагогического проекта по созданию условий для развития способности к самообразованию можно предполагать составление подростком индивидуального образовательного маршрута (ИОМ), а также таблицы затруднений, ресурсной карты, и работу в соответствии с ним, а в качестве метода оценивания результатов – рефлексивный самоанализ.
Необходимо понимать, что самообразование как особый вид познавательной деятельности предполагает положительную мотивационную активность; проявление значительных волевых усилий; целеустремленность и самоорганизованность; сформированность определенной системы познавательных умений; высокую самостоятельность; способность к видению и постановке вопросов, проблем; наличие адекватного уровня самооценки, а также высокий уровень рефлексивного самосознания.
Литература
- Абакумова Е. Б. Теория вопроса самообразования в философской, психолого-педагогической и социологической литературе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.
- Брагина Н.Д. Самосовершенствование человека как философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. – М., 1991. – 16 с.
- Збровский Г. Е., Шуклина А. Е. Самообразование как социологическая проблема / Г. Е. Збровский, А. Е. Шуклина // Социологические исследования. – 1997. – № 10.–С. 78-87.
- Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. № 5. 2003
- Козиев В. Н. Самообразование и самооценка учителя // Психологические проблемы самообразования учителя: Сб. науч. тр. – М. 1986.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»