Мушкетёрский характер или об особенностях личности тьютора
 /  Приморский край / Мушкетёрский характер или об особенностях личности тьютора

Мушкетёрский характер или об особенностях личности тьютора

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Август. Жарко. Солнечно. Моя фамилия есть в списке поступивших в Магистратуру по психологии и педагогике. Скоро я буду магистранткой по направлению «Тьюторское сопровождение в образовании». Август. Жарко. Солнечно. Светло. Радостно. Празднично. Я жду встречи с однокурсниками, преподавателями, коллегами, Учителями.

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Сентябрь. ОДИ. Организационно-деятельностная игра.  Начало. Вдох-выдох. Вдох… Празднично. Динамично. Тепло. Воодушевляюще.  Ярко. Интересно. Странно. Иногда странно. И страшно. Немного страшно. Впереди большой путь. И в голове звучат слова Тамары Ивановны Боровковой: «Возьмите ответственность на себя». Ответственность. Ответственность оборотная сторона медали «Свобода». И эта медаль на каждой человеческой груди есть. Путь. Начало. Солнце. Солнце радуется вместе со мной. Светло.

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Осень. Осень? Тепло. Жарко. Солнечно. Радостно. Интересно. Психолого-педагогический практикум «Базовые профессиональные компетенции современного педагога» – элегантный дуэт Тамары Ивановны Боровковой и Татьяны Дмитриевны Лавриненко. Научно-исследовательский семинар Татьяна Дмитриевна уже ведет одна. Татьяна Дмитриевна внимательно смотрит. Внимательно слушает. Это искренняя, заинтересованная в тебе внимательность. Татьяна Дмитриевна не учит нас скучными, затертыми словами, а показывает, как можно ценить другого и всякий раз находить, чему у него поучиться. Осень. Осень?  «Теоретические подходы в образовании и педагогике». Галина Николаевна Петрова. Интересно. Ярко. Заразительно. Мы изучаем различные педагогические системы: А. Попов, Г. П. Щедровицкий, А. В. Хуторской, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. В моем уме педагогика становится неким рогом изобилия: талантливые люди, интересные идеи, педагогика как встреча друзей, а не менторское высокомерное отношение. Педагогика! Педагогика? Это не скучно? Это не уныло? Это не тоскливо? Нет! Педагогика – это любопытно, увлекательно, живо, современно! Галина Николаевна улыбается, слегка иронично, и ее улыбка как будто говорит: «Ну и что вы там себе придумали. Педагогика – это захватывающее приключение».

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Вдох… Осень. Осень? Посвящение в студенты. Посвящение в магистранты. День Мага! Мага! Послушайте только! Мы выбрали волшебную специальность! Педагоги – это маги, волшебники, кудесники! Да и как ещё можно назвать людей, которые дают человеку возможность стать Другим, прекрасным Другим. Выдох… Грустно. Я сожалею. Я не могу быть на Посвящении. Я улетаю на конференцию. Улетаю. Улетаю? Но между мною и моими однокурсниками как будто и нет расстояния, нет сотен и тысячей километров. Мы переписываемся. Мы обсуждаем в различных мессенджерах детали предстоящего Праздника. Мы шлем друг другу слова поддержки. Моя однокурсница Ира Бархотова шьёт плащи. Мушкетерские плащи. Плащи небесно-голубого цвета и мастерит шляпы с пером. И мы реально и онлайн обсуждаем эмблему, которую нужно поместить на эти плащи. Эмблему. И это серьезно. Мы будущие тьюторы. Но тьютор кто он? Как можно эту профессию, этот путь ухватить лаконичным и глубоким образом. Вдох… Фотографии. Фотографии прекрасного Праздника! Улыбки. Блеск в глазах. Тепло. Дружеское участие. Музыка. Музыка. Я не могу слышать эту музыку Посвящения. Не могу. Я в другом городе. С другими людьми. Не могу. Но я ее слышу. Переливы гитарных струн. Легко. И я думаю: «Друзья, скоро я буду с вами». Друзья. Друзья? Друзья! Мои мушкетеры. 1 мушкетер и 12 мушкетёрок. Мушкетёрок? Да. Феминативы. Феминативы. Так можно. А можно ли так быстро подружиться? Ведь мы совсем недавно и не знали друг о друге. Можно? Можно! Мои мушкетеры! Моя…, как с юмором, заметила Настя Гончарова, банда. Легко. Легко дышится. Я счастлива.

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Осень? Осень. «Управление гуманитарными системами в образовании». Михаил Николаевич Невзоров. Михаил Николаевич говорит громко. Резко. Хлёстко. Зачем? Почему так? Но можно ли по-другому говорить о лжи, равнодушии, тривиальности и принуждении. Можно? И есть ли это в образовании? Есть? Есть. Михаил Николаевич говорит громко о том, что школа во многих своих современных проявлениях отнюдь не всегда добра к ребенку. Михаил Николаевич говорит об этом резко. Громко. Отчетливо. С досадой. И… А потом наступает тишина. И Учитель просит говорить нас. О чем? О самих себе. О наших жизненных и профессиональных путях.  Он слушает нас. Как он слушает нас! Так слушают других хорошие психотерапевты. Я знаю. Знаю. Это особое вдумчивое слушание – маркер хорошего психотерапевта. Михаил Николаевич слушает нас. И мне вспоминается почему-то: «Не унижайтесь до крика, поднимитесь до шёпота». И мы говорим. Говорим о жизни. Тихо. Откровенно. Тепло. Глубоко. Спокойно.

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Вдох… Бледное небо. Темнота приходит раньше. Чувствуется поступь зимы. Зима? Возможно где-то. Но в нашем мушкетерском полку тепло. Мы стали друг другу ещё большими друзьями. Мы понимаем друг друга. Мы принимаем друг друга. Мы защищаем друг-друга. Тепло. Тепло.

Вдох – выдох. Вдох – выдох. «Интеллектуальное воспитание участников образовательного процесса». Нина Николаевна Савельева. Дерзко. Современно. Технично. Неожиданно. Неожиданно? Нина Николаевна просит нас рисовать. Рисовать? Как? Я давно забыла, как это делается. Я могу бойко ударять по компьютерной клавиатуре. Я могу… Word, Corel, Paint. Нине Николаевне эти программы тоже известны. Известны. И даже более того. Нина Николаевна учит нас делать сайты. Но. Но, Нина Николаевна говорит: «Оторвитесь от мониторов и возьмите в руки карандаши». Нина Николаевна говорит нам: «Рисуйте!» Это для меня тяжело. Я забыла об этой увлекательной практике детства. Забыла. Только это? Скорее нет. Я думаю, что я многое и другое, связанное с детством, забыла. Грустно. Трудно. А другие? Что же другие мушкетеры? Рисуют. И я любуюсь рисунками Насти Шульги. Я думаю, как это красиво, тонко и женственно. Вдох – выдох. Курс «Интеллектуальное воспитание  участников образовательного процесса» очень интересен мне. Я думаю о разных формах интеллекта. Я размышляю о связи интеллекта и сознания. Я понимаю, как тонко и профессионально можно вести урок, учитывая различные интеллектуальные способности своих учеников. Я рассуждаю о собственных интеллектуальных особенностях. Вдох-выдох. Вдох. Ночь. Ночь? Я не заметила движение времени, создавая психодидактические тексты по одной из собственных учебных дисциплин.

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Зима. Зима? «Гуманистическая идеология модернизации образования». Елена Михайловна Станкевич. Интересно. Вдумчиво. Доверительно. И… В один из дней феерично! Мы актеры! Весело. Смешно. А ещё. Удивительное чувство близости, покоя и понимания. Хорошо. Понять значит принять. Принять значит понять.

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Вперед, мушкетеры!  Да, трудно.  Порою очень. Но мы вместе. Наша группа вместе, даже если порознь, то онлайн. Всегда готовы прийти на помощь друг другу. Поддержка! Дружба! Участие! И одна из мушкетерок говорит: «Помогали! Тащили меня, как раненого солдата».

Вдох-выдох. Вдох- выдох. Вдох. Зачеты Экзамены. Волненье. Тревога. Радость. Благодарность! Благодарность! Благодарность Учителям! Благодарность товарищам! Со-участие! Со-причастие! Доверие! Вера!

Вера? Вера! Что не все потеряно. Что кроме тёмного в образовании есть и свет! Есть сильные умные люди. Есть вдумчивые и творческие учителя. Надежда. Тепло. Понимание. Понимание, что каждый из нашей чёртовой мушкетерской дюжины может стать Учителем. Мои друзья отзывчивые, вдумчивые, честные, верные, умные, творческие, надежные, добрые. Я перечислила, я думаю, не все качества тьютора. Настоящего тьютора. Мастера своего дела и доброго человека.  Доброго? Доброго! Еще до начала нашей эры китайский Учитель Конфуций провозгласил доброту, как искусство жизни, жизни, в которой ты не делаешь другому того, чего не желаешь себе. Это древнее правило является и тьюторским девизом. Не единственным. Но необходимым.  «Один за всех и все за одного»! Тепло. Понимание. Поддержка. Участие. Все эти тьюторские качества в этом мушкетёрском призыве есть. Есть!

Вдох-выдох. Вдох-выдох. Вдох-выдох. Вдох… Письмо от Вячеслава Владимировича Кравцова. Электронное письмо. Е-мейл. «Наташа, поздравляю вас с праздником Крещения!» Крещение! Надеюсь, мы свое Крещение прошли. Прошли. Прошли? А дальше? Дальше… Вдох-выдох. Вдох –выдох. Вдох …

Приходько Наталья Юрьевна, канд. филос. наук, доцент, студентка 1 курса тьюторской магистратуры ДВФУ, г.Владивосток

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости