Эссе на тему: «Начинающий тьютор… Что почитать?»
 /  Приморский край / Эссе на тему: «Начинающий тьютор… Что почитать?»

Эссе на тему: «Начинающий тьютор… Что почитать?»

Эссе на тему: «Начинающий тьютор… Что почитать?»

автор: учитель географии школы ВДЦ «Океан», г. Владивосток

Галина Александровна Кравец

 

Нередко, в жизни любого человека, случается, когда он не находит ответа на вопрос, и в этот момент на помощь ему может прийти хорошая книга. Теоретически в каждой рекомендованной монографии, книге, статье, можно найти что-нибудь такое (совет, аргумент, стать примером и вдохнуть силы для того, чтобы не сдаваться, а идти вперед к цели.

На многие вопросы по теме: «Тьюторство в открытом образовательном пространстве”, я получила ответы на наших курсах «Тьюторское сопровождение в образовании», на другие – я получила из книг электронной библиотечки (202 ресурса), рекомендованной нам, слушателям курсов! К этим книгам, пособиям и статьям я буду обращаться ни один раз в процессе педагогической деятельности, их рекомендую и своим коллегам:

 

  1. Статья из ж. «Практика», январь 2011 г.

Т.М. Ковалева «Оформление новой профессии тьютора в российском образовании».

В статье проанализированы современные вызовы российскому образованию и те исторические предпосылки (причем как в России, так и за рубежом), которые делают сегодня возможным оформление профессии тьютора.

Автор включил интересные примеры из истории оформления тьюторской позиции в России (опыт успешной тьюторской практики в дореволюционной России. К ученику Царскосельского лицея Федору Матюшкину, который увлекался романтикой морских путешествий, в качестве персонального наставника был прикреплен  капитан-командор И. Ф. Крузенштерн. Позже, его лицейский товарищ А. С.  Пушкин напишет: «С лицейского порога ты на корабль перешагнул шутя».

Автор статьи сформулировала задачи тьютора в дистанционном обучении; раскрывает опыт тьюторского сопровождения в очной форме образования был впервые подробно проанализирован в рамках Школы культурной политики (руководитель П. Г. Щедровицкий); в системе открытого (дополнительного) образования про- ект тьюторского сопровождения впервые был реализован в рамках гуманитарной школы инновационной сети «Эврика» (руководитель А. И. Адамский). Автором сделан акцент на нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности на примере школы.2. Краснова Л. А. Тьюторские компетентности.

В статье раскрывается актуальность тьюторской компетентности учителя – предметника с позиций нового качества образования. Учителю-предметнику предстоит изменить горизонт своих представлений о смысле и предназначении предметного обучения с точки зрения индивидуализации учебного процесса и содержания учебного предмета. Чтобы сделать свой предмет и сопряженные с ним области знания, свою личность образовательным ресурсом для школьника, учителю-предметнику предстоит выйти в область антропопрактик. Здесь необходимы специфические знания и опыт их применения, то есть нужна тьюторская компетентность.

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”

Необходимо познакомиться с этим документом в первую очередь нам, учителям, кто выбрал  тьюторскую деятельность. В документе представлено описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
функциональная карта вида профессиональной деятельности, характеристика обобщенных трудовых функций, сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

  1. Боровкова Т. И. Раздел «Практикум» «Введение в профессию «Тьютор»

Тьютор и его деятельность.Тьютор. Кто такой Тьютор? Суть деятельности тьютора, как появилась и с чем связана профессия тьютора?

Особенности деятельности тьютора: технологии тьюторской деятельности. Результаты деятельности тьютора.

Карьера тьютора.

  1. Боровкова Т.И. Технологии открытого образования: Учебное пособие /Уссурийск: Издательство Дальневосточного федерального университета (филиал в г. Уссурийске), 2013 г. – 173 с.

В пособии описаны технологии открытого образования, специфика их применения в условиях реализации государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения, сопровождения индивидуальных образовательных программ студентов. Пособие знакомит с технологиями, которые позволят сопровождать выбор индивидуальных образовательных программ, свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач в открытом образовательном пространстве. Пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов, магистрантов высшей школы, принимающих принцип индивидуализации в образовании как базовый. Думаю, для учителей интерес      представляют  приложения  №5 «Описание пробы тьюториала с использованием  фрагмента тренинга» и №7 Эссе «Проблемы инклюзии и эксклюзии в современном мире и образовании».

  1. Авторы: Т. М. Ковалева, Лада Лазарева, Марина Тюмина, Татьяна Климова, Татьяна Митрошина. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… В коллективной монографии рассмотрен процесс личностно-ресурсного картирования как средство и совместная деятельность тьютора и его подопечного — тьюторанта в процессе построения индивидуальной образовательной или учебной программы. Личностно-ресурсное картирование «может быть сквозным продуктом в совместной работе тьютора и тьюторанта. Особую ценность имеет не только сама карта, но и процесс ее построения». Современные подходы в образовании предполагают овладение обучающимися универсальными способами и действиями. По мнению Ковалёвой Т. М., наибольшим образовательным потенциалом обладает личностно-ресурсное картирование, предполагающее совместную работу учителя и ученика с картой не только как с внешним ресурсом, но и как с внутренним, то есть давая возможность ученику увидеть в контексте обобщенной модели и себя, и своё новое действие!!!!!!!

 

  1. Диагностика профессионального самоопределения. Удмуртский Государственный университет, институт педагогики, психологии и социальных технологий, кафедра общей психологии. Ижевск 2009

Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни.

 С. Л. Рубинштейн

Учебно-методическое пособие является практическим приложением к

лабораторным занятиям по курсу «Психология профессионального

самоопределения». Оно содержит специально экспериментально проверенные методики, включая адаптированные зарубежные профориентационные методики диагностики профессиональных наклонностей, интересов и профессионально важных способностей, каждая из которых может оказать неоценимую помощь студентам в диагностике профессионального самоопределения старшеклассников. Пособие предназначено для студентов

психологических педагогических специальностей, а также профконсультантов, психологов, педагогов, социальных работников, учителей, преподавателей учебных заведений, научных работников, специалистов служб профессиональной ориентации населения и для всех тех, кто интересуется профильной ориентацией. Рекомендуется для использования при проведении практических занятий в курсе «Основы профориентологии».

  1. Статья «Самоменеджмент учителя или как лучше организовать свою работу».

В статье кратко раскрывается понятие «самоменеджмент учителя», представлены анкеты для самостоятельного анкетирования и выявления насколько хорошо Я учитель справляюсь со своей работой. Как можно провести анализ видов деятельности и расходов времени, а также представлены техники  самоменеджмента. Особый интерес вызвал у меня некий образец жизненного плана или плана карьеры…Систематические занятия самоменеджментом позволят вам избавиться от текучки, вороха бумаг на столе, лишних страхов и тревоги. Сохраните свое время и здоровье для самосовершенствования.

  1. «Органайзер начинающего тьютора» содержит материалы, насыщенные большим количеством разных подходов, методик, технологий и отдельно взятых диагностических и дидактических техник и приемов, построенных на принципе индивидуализации образования. В Органайзере представлены документация тьютора; квалификационные характеристики тьютора; что нужно знать тьютору о ребенке!

Органайзер поможет и молодым начинающим педагогам, и педагогам, недостаточно хорошо знакомым с технологиями индивидуализации и тьюторского сопровождения.

  1. Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры.

Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г. В. Иванченко (1965–2009) (НИУ ВШЭ, Москва, 9–11 сентября 2015). Под ред. М. А. Козловой и В. Г. Безрогова.

Предназначено для всех, интересующихся проблемами личностного самовоспитания, преобразования и формирования себя как индивида, представителя социума, культуры и профессии. Забота о других и любовь к ним, есть условие подлинной заботы о себе. По мнению автора, способность заботиться о себе развивается, когда мы заботимся о других. Феномен заботы о себе и его осмысление рассматривается различными гуманитарными науками. Нужно выйти за пределы собственного Я, чтобы приблизиться к Я другого и понять его. Начало тьюторства…

Вот таким получился мой ресурсный список. “Неоднозначный”, – может кто-то сказать… Для меня полезный!

 

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости