Вторник
5 ФевЭссе «Мой путь к себе в психолого-педагогической магистратуре»
Третьяк Галина Енгиновна, студентка 2 курса
образовательной программы магистратуры
“Тьюторское сопровождение в образовании”
Дальневосточного федерального университета,
член Межрегиональной тьюторской ассоциации
Во время обучения в психолого-педагогической магистратуре я оказалась в жизненной среде, которую могу назвать «зоной комфорта», где я могу реализоваться, где актуализируется мой основной жизненный проект: «Принеси людям пользу».
Пришло понимание того, что моя жизнь – это мой главный проект, вполне продуманный проект жизненной стратегии на основе тьюторских практик. В этом меня убедили еще раз все образовательные события осеннего семестра 2 курса магистратуры. Это и участие 20 августа 2018 года в конференции «Содержание здоровьесберегающей образовательной среды общего и специального образования: инновационные модели и технологии», проводимой в рамках съезда педагогических работников Приморского края «Национальный проект «Образование» как фактор опережающего развития региона». И выступление на знаковой для нашей магистратуры конференции по человекоразмерному образованию. Выступление с докладом на конференции 19 октября 2018 года для меня обрело личностный смысл, было прорывом вперед.
В рамках подготовки к V Научно-практической конференции «Человекоразмерное образование: актуальные проблемы педагогического процесса», посвященной педагогическому наследию М.А. Данилова – Л.А. Степашко, я выступила на секции с докладом «Влияние педагогических идей М.А. Данилова и Л.А. Степашко на организацию проектной деятельности студентами психолого-педагогической магистратуры», в котором провела анализ дидактических средств и выявила дидактические принципы проектной деятельности студентов психолого-педагогической магистратуры ДВФУ.
Содержанием моего выступления было формирование человекоразмерности в условиях авторской психолого-педагогической магистратуры. По-моему, сверхзадачей моего выступления явилось исследование подходов к профессиональному и личностному развитию студентов, к содержанию образования, формам и методам его организации для более эффективной профессиональной подготовки будущих специалистов в магистратуре Дальневосточного федерального университета.
Основные предполагаемые результаты в ходе реализации данных подходов: 1) образовательная рефлексия (осмысление студентом своей образовательной истории); 2) повышение уровня самостоятельности; 3) проявление инициатив; 4) определение жизненной стратегии [1. С. 82].
Моя рефлексия в ходе подготовки к V Научно-практической конференции окончательно вылилась в тему моего дальнейшего исследования: «Проектирование жизненного уклада студентов психолого-педагогической магистратуры». Можно сказать, что осенний семестр был для меня сложным, но насыщенным образовательными событиями.
Участие в проекте «Преодоление трудностей средствами театральной педагогики»; поддержка «других» под руководством М.Н. Невзорова – научного руководителя Невзоровой М.А., замечательных преподавателей кафедры; участие в работе театра «Экзистенциал»; мои постоянные усилия в проектной деятельности на протяжении практически двух семестров принесли свои плоды. После долгих поисков я лучше поняла смыслы жизни по В. Франклу, три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.. Мое проживание в ролях, мне по природе не свойственных, пробудили во мне чувство собственного бытия.
Учеба в магистратуре развила мою способность экзистенциального поиска через осмысление своего бытия, рефлексивному самосознанию, что дало возможность серьезно относиться к своим собственным переживаниям, воспринимать жизнь как процесс, и в результате я увидела, как передо мной открываются двери новых возможностей, я почувствовала приращение, выражающееся в изменении моего отношения ко многим вещам и, конечно, испытала радость успеха. Так, интерес к жизни и уверенность в себе дали возможность выиграть стипендиальный конкурс Оксфордского университета. Хотя временами меня все еще посещают мысли учительницы «Марии Ивановны» [2], и порой я во многом с ней солидарна, но сегодня я уже не хочу оставаться в прошлом, я откликаюсь на призывы профессора М.Н. Невзорова и делаю попытки прорыва в будущее.
Литература
- Боровкова Т.И. Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4 (14). С. 81-83.
- Невзоров М.Н. Radodar. Монография. Издательство ДВФУ, Владивосток-Уссурийск. 2017. 201 с.