Феноменологический семинар как образовательная практика
 /  Приморский край / Феноменологический семинар как образовательная практика

Феноменологический семинар как образовательная практика

Феноменологический семинар как образовательная практика

 

Приходько Наталья Юрьевна,

Магистерская программа

«Тьюторское сопровождение в образовании»,

Департамент психологии и образования,

ДВФУ

 

26 апреля 2019 года в Дальневосточном Федеральном университете прошла VIII научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук». Эта ежегодная конференция. Общеуниверситетскую конференцию по предложению Тамары Ивановны Боровковой, руководителя образовательной программы «Тьюторское сопровождение в образовании», мы, магистры 1 года обучения, по этому направлению, решили предварить собственной внутригрупповой конференцией и поделиться друг с другом идеями, к которым мы пришли в ходе работы над нашими диссертационными исследованиями.

Внутригрупповая конференция была проведена 13 апреля 2019 года. Доклады были разные, но неожиданно выяснилось, что во всех этих выступлениях, так или иначе, присутствует экзистенциальный подход к рассмотрению научной проблемы. Образовательные проблемы рассматривались не узко, в пределах исключительно педагогических систем, но тематезировались на уровне ситуации существования человека в целом. Так или иначе, выступающие затрагивали тот или иной экзистенциал. В экзистенциальном круге оказались «воля», «самость», «свобода», «забота», «сочувствие», «открытость», «доверие», «экзистенциальная идентичность». Этот экзистенциальный круг одновременно является кругом феноменов. Экзистенциалами феномены становятся тогда, когда начинают рассматриваться не сами по себе, а в системе «человек-мир». Экзистенциальный подход и феноменологический метод переплетаются, друг друга обуславливают и могут рассматриваться как атрибуты единой экзистенциально-феноменологической оптики. Отметив экзистенциально-феноменологическую оптику нашей конференции, мы решили, что проводимое нами мероприятие является не просто конференцией, но может именоваться феноменологическим семинаром. Этот феноменологический семинар было решено назвать «Забота о себе» – «забота о другом» как педагогическая концепция».

Полагаю, что такое своеобразное «экзистенциальное» единодушие выступающих неслучайно и возможно связано со все большим осознанием исследователей необходимости включать проблематику собственного исследования в более широкий экзистенциальный контекст. А возможно, подобное «экзистенциальное» единодушие свидетельствует о том, что все выступающие действительно понимают сущность тьюторских практик, которые невозможны без выхода к данностям уникальных жизненных миров.

По итогам феноменологического семинара доклады были ранжированы как победители в той или иной номинации. Доклады, отмеченные в номинациях как дипломы I степени, были рекомендованы к выступлению на общеуниверситетской конференции ДВФУ.

По итогам феноменологического семинара определились следующие номинации и их победители.

  1. Номинация «Теоретико-методологические основания феноменологической педагогики» – Приходько Наталья Юрьевна «Исчезающее настоящее или о необходимости феноменологической педагогики» (Диплом I степени).
  2. Номинация «Рефлексивно-педагогическое эссе» – Маркитантова Альбина Владимировна «Экзистенциальные основания педагогической деятельности» (Диплом I степени).
  3. Номинация «Практико-ориентированное исследование»:

Суменкова Евгения Владимировна «Развитие волевой регуляции младших школьников» (Диплом I степени);

Боярко Тереза Робертовна «Сопровождение практики пробного действия и исследовательской активности у детей в ДОУ (Диплом II степени);

Горбунова Оксана Александровна «Семейное образование как вариативная форма обучения» (Диплом III степени).

  1. Номинация «Научно-педагогическое исследование»:

Гончарова Анастасия Валентиновна «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ как условие личностно-профессионального становления студентов колледжа» (Диплом I степени);

Шелгунова Ольга Сергеевна «Свободоспособность как катализатор развития личности» (Диплом I степени).

  1. Номинация «Педагогическое проектирование: теоретические основания и особенности практической реализации»:

Бархотова Ирина Владимировна «Современные подходы к проектированию образовательной деятельности в ДОУ» (Диплом I степени);

Осташкин Платон Юрьевич  «Развитие эмпатии у детей в ходе освоения экологически ориентированных курсов» (Диплом II степени).

Феноменологический семинар «Забота о себе» – «забота о другом» как педагогическая концепция» всеми присутствующими был отмечен как интересная образовательная практика. Думаю, стоит сделать подобные семинары в рамках магистерской программы «Тьюторское сопровождение в образовании» периодическими.

 

Руководитель Приморского регионального отделения МТА

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

Лавриненко Татьяна Дмитриевна

dir007@mail.ru

Место работы:

  • к.п.н., доцент Департамента психологии и образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководитель Дальневосточного регионального центра развития тьюторских практик.
  • Визитка РО Приморского края
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости