Открытость и дискуссионность.
 /  Пермский край / Открытость и дискуссионность.

Открытость и дискуссионность.

25 октября на базе МАОУ СОШ № 7 г.Чайковского состоялся семинар «Возможности индивидуализации в образовательном пространстве основной школы». Программа семинара стала частью работы школы в статусе центра инновационного опыта университетского округа Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 36 педагогов из 15 образовательных организаций района приняли участие в семинаре. Среди участников – классные руководители и учителя-предметники, педагоги-психологи и администраторы школ. Первая часть встречи была посвящена работе с понятиями, такими как «личностное самоопределение», «индивидуализация», «образовательное пространство». Формат – бинарная лекция. Ведущие –  Липкина Нина Григорьевна, к.п..н., доцент кафедры педагогики, ПГГПУ и Тюмина Марина Владимировна, руководитель Пермского РО МТА. Диалог ведущих позволил участникам увидеть разные точки зрения на один и тот же вопрос, возможности взаимодополнения. Формат оказался очень удачным, это было отмечено в рефлексивной части семинара. Групповая работа по моделированию индивидуализированного образовательного пространства основной школы показала, что участники имеют собственные взгляды на устройство основной школы, но акценты получились разные. Одна группа сделала акцент на деятельностную составляющую, другая – на необходимость системной рефлексии, третья – на возрастание ответственности от года к году в обучении учащихся. Таким образом, каждая группа дополнила другую. По ощущениям участников, все так и происходит в школе, но … вопрос, кто реализует все названные функции в полном объеме, остался открытым. Все согласились, что идеальная картинка далека от реальной.

Следующая часть встречи – семинары практикумы на выбор: два классных руководителя и педагог-психолог школы делились опытом своей работы. Были представлены техники рефлексивной работы, методические приемы по созданию «Я-концепции» в работе со старшими подростками. Каждый  посетил одну мастерскую. Участники особо отметили тьюторскую позицию в деятельности педагогов. Вообще вопрос о тьюторстве постоянно всплывал в ходе семинара, как только заходила речь о сопровождении. Кто в школе удерживает тьюторскую позицию? Всегда ли это классный руководитель? Кто еще может выступать в этой позиции по отношению к учащемуся? Как это происходит на практике? Ответы у всех разные. Интерес вызывал не только опыт школы, принимающей гостей, но и других организаций, которые делились своими наработками.

Следующей частью программы стала многопозиционная экспертная площадка (МЭП). Модератор МЭП, Тюмина М.В., представила сущность и целесообразность многопозиционной экспертизы, как технологии, разработанной силами МТА и апробированной на Летнем университете тьюторства-2018. Объектом экспертизы стала практика проведения лагеря «ИнженериУМ» (заявитель Поспелова Надежда Игоревна, автор проекта лагеря). Основной вопрос для обсуждения: является ли лагерь «ИнженериУМ» практикой индивидуализации? В ходе тьюториала знакомства определились несколько позиций: родитель, учитель-предметник, классный руководитель, педагог-психолог, тьютор, представитель вуза, администратор школы, педагог-организатор. После выступления заявителя началось обсуждение практики. Прозвучало много интересных и разных вопросов, были высказаны суждения-рекомендации. Заявитель в своем ответном слове зафиксировала те моменты, которые стали для нее особенно значимыми в доработке модели лагеря. Завершилась встреча форматом «Панельная дискуссия». Все соавторы семинара: директор школы (Дядюков Д.С.), классные руководители – авторы мастерских (Чаадаева Л.Г., Калмыкова В.В.), педагог-психолог (Вяткина Е.В.), руководитель проекта ЦИО (Тюмина М.В.), руководитель «Проектного офиса» (Таксир Е.К.) «предстали» перед участниками для открытого дискуссионного общения. Безусловно, в первую очередь прозвучали слова благодарности за предоставленную возможность в комфортной доброжелательной обстановке обсуждать сложные и важные вопросы, связанные с образовательным пространством основной школы. Но и дискуссионность случилась. Основными точками напряжения стали следующие моменты. Вопрос о диагностике. Как, с помощью каких инструментов нужно отслеживать готовность детей к личностному самоопределению? Достаточно ли заложенной в проекте деятельности для подготовки учащихся к профильному обучению в старшей школе? Как должна быть устроена старшая школа, чтобы продолжить образование на принципах индивидуализации? И, пожалуй, главным стал вопрос и ответ на него. Как выглядит реальная модель основной школы, направленной на личностное самоопределение, которую разрабатывает школа № 7?     Ответ прозвучал в заключительном слове Нины Григорьевны Липкиной, научного руководителя проекта. «Школа находится в начале пути. Статус ЦИО дается на три года. Именно это время позволит не только разработать организационно-педагогические условия личностного самоопределения старших подростков в образовательном пространстве школы, но и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность этой модели. Это и есть цель проекта. Возможность систематического анализа полученных результатов через рефлексивные семинары позволит не только вносить коррекцию в проект, но и открывать дополнительные ресурсы благодаря открытому дискуссионному общению. Именно таким был проведенный семинар».

Руководитель Пермского регионального отделения МТА

Тюмина Марина Владимировна

Тюмина Марина Владимировна

m196104@rambler.ru

Образование:

  • Ростовский - на - Дону государственный педагогический институт, факультет истории и обществоведения, 1984 год.

Место работы:

  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Центр информационно-коммуникационных технологий», победитель краевого конкурса «Методическая служба – нашей новой школе», 2010 г, город Чайковский, директор до 2017 г.
  • Частный тьютор

Профессиональные интересы:

  • История становления образовательных систем и практика их реализации в современном мире.
  • Технологии открытого образования
  • Новые модели открытого образования
  • Индивидуализация предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Образовательный туризм.
  • Визитка РО Пермского края

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости