Воскресенье
24 НояНоябрь. Точки роста.
Середина ноября, традиционно, насыщена событиями и встречами, связанными с тьюторством. Видимо, импульс этому явлению придает Московская тьюторская конференция. В этом году она стала точкой роста не только для меня, но и для моих коллег, только начинающих свое профессиональное движение в тьюторстве. 19 ноября, на встрече Чайковского «Т-клуба» они делились своими впечатлениями от конференции. Среди самых значимых фрагментов были отмечены выступления П.Г Щедровицкого, А.Г. Асмолова, А.Б. Воронцова. Кроме того, была озвучена мысль о том, что фигура тьютора очень органично вписывается в частное образование. И труднее – в государственное. Появилось желание разбираться с деталями тьюторского сопровождения, вникать в сущность понятий. Это, безусловно, радует. Появилось предложение – создать и реализовать совместный проект – модель рефлексивной сессии для старшеклассников НОЦа. Стоящее дело, в ходе которого все мы сможем нарастить свои профессиональные компетенции. Через месяц, 17 декабря, коллективное моделирование пройдет в рамках «Т-клуба» в Новом образовательном центре Чайковского.
20 ноября – новая встреча, а точнее встречи. Краевая научно-практическая конференция. Тоже традиционная, подводящая итоги апробационной деятельности по введению ФГОС ООО в регионе. Наш малый пленум, «Тьюторское действие в системе работы школы с выбором подростка», явно удался. Более 80 участников конференции проявили интерес к нашей тематике. Разговор получился живой, заинтересованный. Каждое выступление – это рефлексия своего небольшого опыта. Разным был не только сам опыт, но и фокус, из которого авторы смотрели на него. Достаточно вдумчиво прочитать темы выступлений, чтобы это понять. Елисеева Хатуна Игоревна – «Эффективное тьюторское действие. В чем секрет?» Бутер Наталья Константиновна – «Тьюторское или учительское действие: почувствуем разницу». Балабанова Юлия Сергеевна – «Основной инструмент работы тьютора: техники или свободная коммуникация». Тяпкина Анна Анатольевна – «Тьюторское действиие в условиях неопределенности. Когда ожидания и реальность кардинально расходятся». Безусловным достоинством конференции было наличие пространства для свободного общения. Именно там возникали интересные диалоги. Поступило несколько предложений о сотрудничестве, проявились те, кто хотел бы ближе познакомиться с деятельность тьюторской ассоциации. А главное предложение прозвучало от заместителя директора школы «Мастерград», принимающей конференцию. Ирина Викторовна Яковлева снова предложила базу школы для проведения семинара-интенсива, в котором участники смогут попробовать себя тьюторами в реальном взаимодействии с детьми школы. Это – важная точка нашего профессионального роста.
Два дня в Березовском информационно-методическом центре (21-22 ноября), в коллективе педагогов из разных сельских школ. Их объединяет муниципальный проект «Управляй мечтой». Поэтому проблематика двухдневной встречи – «Технологии работы с будущим подростков». Все пробуем на себе. Создаем образовательные карты, осваиваем коммуникативные техники и телесные практики. Каждый инструмент осмысливается через вопрос: какую задачу во взаимодействии с тьюторантом можно решить с его помощью? Обстановка доброжелательная, раскрепощенная и продуктивная. Второй день оказался очень сложным. Главная тема – «Проба». Какой может быть проба? В чем разница между профессиональной и деятельностной пробой? Кто участвует в моделировании пробы? Как это происходит? А дальше – работа с кейсами. Каждый кейс – реальная история, конкретная ситуация. Ищем, спорим, упираемся в препятствия, пробуем их разрушить. Далеко не на все вопросы найдены ответы. Но есть желание пробовать самим. Поэтому к 11 декабря каждый участник курсов спроектирует и реализует одну пробу с подростком, участником проекта «Управляй мечтой». А на следующей встрече мы сможем проанализировать полученный опыт, обогатить друг друга новыми открытиями. Ключевая фигура Березовского сообщества тьюторов – Лашова Валентина Афанасьевна. Она создает точки роста для нас, находит актуальную проблематику и собирает ресурсы для осмысленного действия.
Разный масштаб и разные задачи отличают все названные встречи. Завершает ноябрьскую программу «Открытая экспертная лаборатория», которая по сложившейся традиции проходит на базе Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета 23 ноября. Принимает гостей доктор педагогических наук, Косолапова Лариса Александровна. По ее инициативе магистранты тьюторской магистратуры, вступившие в ассоциацию, представляют тьюторские практики на экспертизу. Формат позволяет обсудить и те заявки, которые еще не оформились в практику, но авторы нуждаются в обратной связи. В итоге три заявителя становятся центром внимания на лаборатории. Козлова Елена Леонидовна «Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения сельских школьников, ориентированных на педагогические профессии», Шемелина Александра Николаевна «Сопровождение профессионального развития педагогов с тьюторскими компетенциями», Перина Любовь Валентиновна «Клуб общения «Открытые сердца» как средство индивидуализации». На обсуждение собрались участники регионального отделения МТА, партнеры Пермского РО и гости (студенты). Непросто шло обсуждение. Сталкивались не только разные точки зрения, но и разные позиции – ученых и практиков. Именно поэтому было интересно и полезно для всех. Каждый нашел свою «точку роста». Торжественное вручение документов сертифицированным тьюторам внесло эмоциональную разрядку в процесс обсуждения. Встреча завершилась уточнением совместных планов и задач Пермского регионального отделения МТА на 2020 год.
Год подходит к концу. Можно выдохнуть…, чтобы снова глубоко вдохнуть и шагать к новым точкам роста.