ТЬЮТОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ, ТЬЮТОРЕ НА МАЯКЕ И ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА
 /  Москва и Московская область / Эссе / ТЬЮТОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ, ТЬЮТОРЕ НА МАЯКЕ И ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА

ТЬЮТОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ, ТЬЮТОРЕ НА МАЯКЕ И ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА

С момента проведения ежегодной XIII Международной (XXV Всероссийской) научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности; становление субъектности; формирование self skills» прошел почти месяц. Тем интереснее рефлексия этого значимого события, которую до сих пор проводят студенты магистратуры «Тьюторство в сфере образования» Дирекции образовательных программ МГПУ. Своими впечатлениями делится магистрант 1-го курса Евгения Сазонова, которая впервые в жизни была модератором одной из секций конференции.

Как известно, из-за сложной эпидемиологической обстановки организаторы конференции приняли решение провести её в онлайн-формате. И такое решение, как выяснилось позже, оказалось крайне удачным. В этом году на конференцию зарегистрировалось рекордное количество участников – около полутора тысяч человек, в том числе из самых отдаленных уголков России.
Недавно по телевизору показывали сюжет про студента, который собрал в Youtube миллион просмотров, когда рассказывал, как он слушает онлайн-лекцию, сидя на берёзе на высоте 8 метров. Думаю, не меньше бы просмотров собрала одна из спикеров нашей конференции, которая проводила трансляцию, находясь на маяке! По её словам, это была единственная точка со стабильным интернетом в области. Не будь онлайн-формата, возможно, она бы и не выступила вовсе – так далеко от Москвы находится этот маяк!
Вообще, подобное событие – это всегда способ рассказать о себе и своей деятельности, поделиться результатами труда с научным сообществом и установить новые продуктивные рабочие взаимоотношения. Неслучайно на итоговом пленуме 28 октября выступающие, представляя свою секцию и проделанную на ней работу, говоря о трендах в тьюторстве, вариантах тиражирования практик, обязательно озвучивали способы контакта и сотрудничества с ними. Абсолютно все спикеры выступали за дальнейшее взаимодействие и развитие актуальных тьюторских идей и практик у себя в регионе.
На секции «Тьюторство в социальных и социокультурных практиках» ее участники отмечали, что безусловным трендом современного мира является осознание человеком, как учеником, так и взрослым, собственной самости, индивидуальности и субъектности. Именно тогда дальнейшее развитие, обучение и социализация происходит, исходя из этой картины мира. На базе подобных установок докладчики вышеуказанной секции исследовали такие темы как:
• тренд на полипрофессиональность (одновременное использование нескольких профессий одним человеком);
• появление нового типа тьюторского сопровождения (где тьютор выступает уже как посредник и модератор между сопровождаемым и экспертом);
• тренд на событийность и событийный подход к образовательному пространству (например, медиапроект «Страна Читалия»);
• появление и распространение социально-образовательных проектов (проект «Наши Голоса»);
• появление и всё большее привлечение к работе педагогов с тьюторскими компетенциями;
• работа детей с детьми, появление смешанных детской-взрослых сообществ как профилактика девиантного поведения подростков.
Отметим, что многие докладчики обратили внимание и на существующие дефициты, а именно – нехватку теоретической базы в контексте тьюторской событийности. Говорилось, что, наряду с практиками, очень нужны и исследователи в среде тьюторского сообщества.
В заключении хотелось бы выразить свои собственные ощущения и размышления по итогам прошедшей конференции. Когда я писала о конференции, с момента ее окончании прошло значительное время, и у меня была возможность пересмотреть презентации, перечитать записи, осмыслить услышанное (и увиденное).
Отметим, что это первая крупная конференция, в которой мы, первокурсники магистратуры, принимали непосредственное участие как модераторы, и она произвела на нас большое впечатление. Впечатлила своим масштабом, географией участников, о которой уже говорилось выше. Человеку, который только знакомится с миром тьюторства, удивительно видеть так много заинтересованных, увлеченных своим делом исследователей и практиков, которые абсолютно искренне стремятся изменить существующую образовательную картину мира и готовы потратить (и тратят) на это много сил и своей жизненной энергии. На наш взгляд, такие встречи, такие конференции нужны уже для того, чтобы тьюторы знакомились и чувствовали поддержку, знали о существовании друг друга.
Кроме того, неизмеримо ценны полученные знания, личное знакомство с учеными из нашей секции и опосредованное – с выступающими в других секциях. Если раньше большинство имен было незнакомо, то сейчас мы стали ориентироваться в них и понимать роль каждого в психологии, педагогике и тьюторстве.
Ну и, наконец, участие укрепило уверенность в выбранном для учебы направлении и вдохновило на дальнейшую деятельность в сфере тьюторства. Конечно, хочется стать частью этой общности интеллектуальных, энергичных, харизматичных, неравнодушных людей, которые совершенно искренне направляют свое внимание на человека, его потребности, и самое главное – возможности!

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Сулейманова Дания Шарфияновна

Сулейманова Дания Шарфияновна

magafurova@live.ru

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости