Уроки на природе
 /  Монтессори-педагогика / Уроки на природе

Уроки на природе

«Уроки на природе» — традиционный образовательный формат томской начальной монтессори-школы, с которого начинается проектирование каждого нового учебного года. Это формат организации образовательной деятельности учеников в течение полного рабочего дня за пределами помещений начальной школы. Погружение в реальную природную среду позволяет расширить образовательное пространство начальной школы за счет других материалов и участников, наполнить ее уникальными, яркими впечатлениями, так необходимыми для развития воображения младшего школьника. При этом сама природа становится материалом, и участником. Ведь растения, животные, явления, с которыми могут встретиться дети в лесу, не запрограммируешь под цели план урока. Зато спонтанность происходящего, постоянно возникающие ситуации неопределенности, в которых необходимо принимать самостоятельные решения — точно обеспечены. А если представить себе, как проживает уроки на природе обычный ученик….

Один день из жизни школы

— Привет! Меня зовут Дима. Мне — 10 лет. Я учусь в Монтессори-классе школы «Эврика-развитие» в Томске. Классы «Монтессори» отличаются от других классов в нашей школе. Здесь вместе учатся дети разного возраста, много специальных Монтессори-материалов, с которыми можно заниматься самостоятельно, здесь знают, что такое «свободная работа». Надеюсь, вы любите удивляться? Тогда идите за мной! 5 сентября. В коридорах школы тихо — идут уроки, начался учебный год. Загляните вот в эту дверь. Никого. . . Вы удивлены? Это мой класс! Обычно у нас всегда оживленно, какие-то споры, забавные игры, беседы. . . Но сегодня в классе будет тишина, ведь мы отправляемся в лес!! Нет, у нас не поход, не пикник, не туристический слет. У нас уроки. . . в просторных лесных кабинетах Лагерного Сада. Так называется парк, который протянулся вдоль реки Томи по самому краю правобережья города. Побежали в автобус! Сейчас все сами увидите

 

 

. . . На траве лежит огромный кусок разноцветной ткани и много палочек. Это палатка. Ее нужно поставить. Но как? Палочки не слушаются и выскакивают. Полотнище треплет ветер и оно не расправляется, а колышки выскакивают из земли. Лариса (учитель класса «свободной педагогики») наблюдает со стороны. На лице легкая улыбка. Ромка носится вокруг и всем только мешает. Девчонки пищат и не слушают моих советов и команд. В общем, палатка не поддается, и мы сникли. Тут Савелий тихонечко сказал, что он знает как ставить (они с папой ходили в поход). И сначала робко, а потом все уверенней Савелий начал руководить работой. У него отлично получилось управлять нами! Я пожал ему руку, когда мы завершили нашу работу. Он был горд!!! Еще бы! Тому, кому доводилось руководить группой, где все старше и опытнее вас, могут понять, что он испытывал! Теперь Настя уже не вела его за руку. Он шел впереди всех. Оглядывался, не отстает ли команда, и первым взял задание на следующем уроке.

 Урок «Палатка»

Задание: поставить палатку. Материалы: палатка. Результат работы: умение ставить палатку с помощью команды.

Света (учитель математики) дала нам лист дерева. Надо было найти в лесу такое дерево, к которому он относится. Узнать про него как можно больше информации и сделать книгу об этом растении. Мы нашли дерево, на котором рос наш листок у дальнего края поляны. Это — липа. Задание сделать книгу кажется нам большим, и мы решили разделиться. Игорь, я и Кристина искали информацию в книгах. Максим рисовал дерево, получилось,  как настоящее. Настя придумывала идею книги, как она будет устроена и задавала вопросы. Оформляла наши находки. Давала задание Ромке и тот охотно выполнял все, что она просила. И вот у нас получилась книга, с множеством картинок, очень красивая! И как девчонкам удается так все оформить? Там были и корни, и  листья, и веточки. И даже корни в разрезе. Максим нарисовал, как по капиллярам корней вода поднимается. Мне было интересно узнать, что липа считается «живой» древесиной и обладает лечебными свойствами. В отличие от осины со временем липа не темнеет, а сохраняет свой удивительный светлый цвет. Из липы делают музыкальные инструменты. Какой урок у нас дальше?

Урок «Ботаника»

Задание: найти растение, которому принадлежит данный лист. Сделать книгу об этом растении. Материалы: энциклопедические книги, бумага, карандаши, клей, ножницы и т. д. Результат работы: книги и много интересного о растениях Лагерного Сада.

Ну, об уроке рисования надо стихи писать! Это так здорово наблюдать:  как на большие листы переносятся яркие краски осени. Серебристый изгиб реки и рваный туман внизу. Вот я и нарисовал обрыв и мольберты на фоне леса. Катя (тьютор классов Монтессори) внимательно изучала мой пейзаж. Он, наверное, вдохновлял ее на новые идеи-они с ребятами делали стенгазету на соседней поляне. Возле газеты «Лесные приключения» потом долго будут родители изучая лесные уроки и ребята вспоминая интересные моменты. Таня (учитель ИЗО) часто подходила и показывала какие цвета смешивать чтобы получился нужный оттенок.

Урок «ИЗО»

 Задание: найти и прочувствовать место на поляне, где тебе лучше всего. Изобразить на листе бумаги свои чувства. Материалы: мольберты, кисти, краски (гуашь, акварель). Результат работы: выставка рисунков в школе.

А теперь бегом на урок естествознания! Там всегда шумно и интересно. Взрываются вулканы, сталкиваются магнитные пучки света, ломается воздух, который оказывается сильнее воды. Здесь можно увидеть звук и почувствовать, как в суставе что-то крутится.Но сегодня у нас другое задание. Мы придумываем интересные вопросы обо всем, что нас окружает. Когда я стал про все сразу думать, оказалось что мир так велик, и я так много хочу знать про него. Вот ползет муравей. Он несет большую травинку. Если муравья увеличить до моего размера, будет ли он такой же сильный? А облака? Почему они бывают такие разные? Есть ли на земле дерево, которому 1000 лет? Почему птицы не задыхаются на высоте? Все вопросы, которые мы придумали, делим по темам. Получились плакаты на темы — «Космос», «Люди», «Животные», «Растения», «Явления природы», «Невероятное». Вернемся в школу и повесим их в общем коридоре. А рядом пустые плакаты для ответов. Ребята со всех классов будут читать и отвечать на самые интересные для них!

Урок «Естествознание»

 Задание: придумать вопросы для уроков естествознания. Материалы: ватманы, карандаши. Результат работы: «Стена вопросов» по естествознанию, оформленная для всей школы.

Кажется, уроки на сегодня закончились. Что ж, пора бы и подкрепиться! Расстилаем огромную скатерть, достаем съестные запасы и уплетаем их за обе щеки! Что еще? Ах, да, прежде чем, возвращаться в город, надо убрать на поляне все, чем успели наследить. Оставить ее такой же, как была. Или даже еще чище! Уставшие, но очень довольные мы бредем в автобус. До скорой встречи, лесные кабинеты! Скоро мы вернемся на новые уроки на природе, и по секрету скажу, что раз в неделю в нашем сентябрьском расписании будут: ∙ театральные постановки; ∙ музицирование; ∙ опыты на уроках естествознания; ∙ спортивные и коммуникативные игры на командообразование; ∙ школьная стенгазета. . . . и много других удивительных знаний-дел-ощущений-открытий. . .

 

Авторы кейса: Ирина Евстигнеева, Катерина Григоренко. Полная версия опубликована в сборнике «Уроки природы для юных исследователей», –  Издательский дом «Школа Монтессори в Томске».

 

 

 

 

 

 

 

 

Координаторы страницы Монтессори-педагогики

Крапивец Елена Анатольевна

Крапивец Елена Анатольевна

krapivetz.ru@yandex.ru

Образование:

  • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1996 год.

Место работы:

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, тьютор начальных классов монтессори.

Профессиональные интересы:

  • Интеграция современных образовательных технологий в практическую деятельность тьютора
  • Разработка и методическое описание автодидактических материалов для самостоятельной работы
  • Технология тьюторского сопровождения в условиях средовой педагогики
  • Организация рефлексивной деятельности младших школьников в образовательном событии
  • Образовательный туризм.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости