2018г. Пермский край. Сопровождение педагога начальных классов в образовательном пространстве школы
 /  Практики индивидуализации / 2018г. Пермский край. Сопровождение педагога начальных классов в образовательном пространстве школы

2018г. Пермский край. Сопровождение педагога начальных классов в образовательном пространстве школы

Практика индивидуализации «Сопровождение педагога начальных классов в образовательном пространстве школы»

Пигарева Н.Г. СОШ № 135 Пермь

В современных условиях существует необходимость педагогов меняться,

пересмотреть свою позицию в образовании; трансформировать личностное отношение к

деятельности, свои профессиональные установки и более эффективно организовывать

собственное образовательное и профессиональное пространства. Педагог проявляет себя в

тьюторской позиции в различных образовательных пространствах (в урочной, внеурочной

деятельности и в образовательных событиях), сопровождая личностно значимый выбор

учащихся. При этом происходит двусторонний взаимосвязанный процесс изменения –

как учащегося, так и самого педагога.

Формирование тьюторской позиции педагога начальной школы рассматривается как

как фактор развития его профессиональной компетентности. Развитие профессиональной

компетентности педагога становится динамическим процессом модернизации

теоретических знаний и практических навыков, процессом саморазвития и

самосовершенствования. Это требует организованного сопровождения и образовательной

среды, стимулирующей личностное и профессиональное саморазвитие.

Сопровождение педагога в образовательном пространстве школы основывается на

реализации цикличных и последовательных этапов формирования или развития его

тьюторской позиции: выявление образовательного запроса – работа с ресурсами

образовательного пространства – организация пространства рефлексии и

мыследеятельности – работа с новыми образовательными потребностями. Формирование

тьюторской позиции учителя начальных классов в общеобразовательной организации и

сопровождение развития педагога представляется в логике развития личностно-

профессионального пути, у которого нет заданного конца во времени и есть определенные

пространства, в которых педагог может реализовать свои возможности. Такими

образовательными пространствами в общеобразовательной организации становятся

образовательные пространства учебной и внеурочной деятельности, образовательные

события. В каждом из этих пространств проявляются роли педагога в тьюторской позиции

(здесь приведен некий ассоциативный ряд, соответствующий характеру деятельности

педагога в тьюторской позиции в каждом из образовательных пространств) – «режиссёр»

(сопровождение учебной деятельности) – постановщик образовательной ситуации,

учебного занятия (урока) с множественным вариантов разворачивания событий и

совместным проживанием ситуации/урока всеми его участниками, включая учителя;

«навигатор» (сопровождение внеурочной, дополнительной деятельности, проектной и

исследовательской деятельности) – помогает учащемуся сделать выбор (а не отбор) из

множества вариантов дополнительного образования и развития (секции, кружки,

объединения) и разработать маршрут, отслеживать, осознавать направленность шагов, то

есть помочь школьнику сформировать и реализовать индивидуальную образовательную

программу, основанную именно на его устремлениях; «наставник» (сопровождение

образовательных событий) – обеспечение расширения образовательного пространства

учащегося, создание условий и стимулирование совместной деятельности взрослых

(родителей) и учащихся.

Результатами практики становятся: способность педагогов принимать культуру

тьюторства и готовность быть в тьюторской позиции, определение границ применения

тьюторской позиции в деятельности, овладение тьюторскими действиями,

ориентированными на признание образовательных целей самого ученика, на

формирование его самостоятельности, субъектности по отношению к собственной

образовательной деятельности. Важным представляется процесс понимания (внутреннего

оценивания) и признания (внешнего оценивания) деятельности педагогов тьюторской

позиции. Поэтому оценка деятельности педагога осуществляется в различных форматах:

в форме самоанализа педагога, предоставляемого дважды в год; в виде финансового

вознаграждения (стимулирующая часть заработной платы); рекомендаций для

распространения опыта работы (публикации, выступления, участие в курсовой подготовке

педагогов); в форме представления практического опыта на методическом совещании

педагогов, «Тьюторских чтениях», педагогических советах (устное выступление,

стендовый доклад, педагогический проект, разработки сценариев уроков, проектных

задач, образовательных событий); в форме представления педагогического опыта и

перспективных образовательных проектов педагогов на сайте школы или интернет-

площадке Центра Инновационного Опыта Пермского Государственного Гуманитарно-

Педагогического Университета и др.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости