2018г. Удмуртская Республика. Сопровождение проектной деятельности  обучающихся в условиях пилотного введения ФГОС ООО и СОО.
 /  Практики индивидуализации и тьюторства / 2018г. Удмуртская Республика. Сопровождение проектной деятельности  обучающихся в условиях пилотного введения ФГОС ООО и СОО.

2018г. Удмуртская Республика. Сопровождение проектной деятельности  обучающихся в условиях пилотного введения ФГОС ООО и СОО.

Сопровождение проектной деятельности  обучающихся в условиях пилотного введения ФГОС ООО и СОО.

Организация: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ягульская средняя общеобразовательная школа» Завьяловского района Удмуртской республики

Авторы: 1.Киршина Лариса Николаевна, региональный эксперт МТА в области практик индивидуализации, методист Центра сопровождения реализации ФГОС АОУ ДПО УР ИРО; 2.Ларионова Ирина Сергеевна, директор МБОУ «Ягульская СОШ»; 3.Ившина Зинаида Семеновна, заместитель директора по научно-методической работе.

Контактный телефон: 89124533886  E-mail: zinaida1-2@yandex.ru

Первым шагом формирования практики индивидуализации было изменение  образовательного потенциала педагогов. Были организованы курсы повышения квалификации, проводимые  Открытым институтом «Развивающее образование», где А.Б. Воронцов, генеральный директор данного института ознакомил со спецификой использования проектных задач в процессе обучения младших школьников и познакомил с книгой «Проектные задачи в начальной школе».  Было организовано корпоративное обучение по освоению методологии ФГОС.

С 2012 года осуществляется тьюторское сопровождение деятельности нашей школы по раннему внедрению ФГОС ООО.  Киршина Лариса Николаевна  является тьютором и систематически проводит тьюториалы с педагогическим коллективом.

Сегодня мы оцениваем нашу практику как практику индивидуализации и тьюторства, так как она  направлена  на  создание условий для достижения обучающимися следующих результатов: обучающимся школы предоставлена возможность использовать для реализации образовательных запросов все ресурсы школы, села Ягул  и ресурсы открытого образования, что способствует становлению самостоятельности обучающихся. Обучающиеся самостоятельно выбирают тьютора, педагога с тьюторской позицией, специалиста не из образования, который будет сопровождать его проектную деятельность, обучающиеся способны и готовы  проектировать и применять средства и ресурсы для своего образования, связанные  с личными предметными или междисциплинарными предпочтениями, а в 9-10 классах с профессиональным самоопределением.

Описывая данную практику мы можем выделить следующие этапы ее реализации и определить особенности сопровождения проектной деятельности обучающихся, в соответствии со ступенями освоения проектной деятельности: проектная задача – групповые проекты – индивидуальные  проекты – индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Тьюторское сопровождение осуществляется на каждом этапе проектной деятельности.

Тьютор – это посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.).

Основные инструменты тьютора: 1. Технология консультации;2. Технология постановки вопроса;3. Технология активного слушания;4. Портфолио;5. Технология сопровождения познавательных интересов;6.Технология сопровождения проектно-исследовательской деятельности;7. Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций); 8. Технология групповой работы;9. Игра «Вертушка»;10. Карта интересов.

Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему помогают учащемуся сориентироваться в выборе темы проекта. Тьютор с помощью вопросов побуждает учащегося задать тему обсуждения в соответствии с личными запросами. Вопросы могут быть такого типа: «Что бы ты хотел узнать?» «Чего ты хочешь достичь?», «Зачем тебе это нужно?», «Что ты хочешь узнать?», «Как ты это будешь делать?», «Давай подумаем, как …». Реализация этого этапа, безусловно, зависит от уровня зрелости  учащегося: одни готовы рассуждать и размышлять о путях  достижения цели, и их реализовывать, а другие будут ждать от тьютора готовые пути решения поставленных задач. Поэтому, этот этап является наиболее сложным для тьютора, но наиболее важным для развития учащегося.  Именно здесь происходит осознание учащимся собственных запросов, возможностей их реализации,  необходимости брать на себя ответственность за достижение поставленных целей. Поэтому особенно важно как можно быстрее вывести учащегося на уровень самостоятельных рассуждений по данному вопросу.  Тьютор помогает учащемуся выбрать наиболее подходящий путь из предлагаемых.

При работе тьютора  с учащимися соблюдаются следующие условия: создание комфортной, естественной для ребенка среды; партнерский характер взаимодействия педагога и учащихся; подготовленность педагога к индивидуализации; демократичный стиль управления в образовательной организации; создание избыточной образовательной среды. Таким образом, мы выстроили в цепочку ключевые, взаимосвязанные этапы организации проектной деятельности с учетом возрастной психологии и педагогики.

Первая ступень – проектная задача.   Организатором при проведении проектной задачи является учитель, изучивший технологию проведения проектной задачи, построенной   в соответствии с принципом индивидуальности обучающихся. Задача строится в соответствии с  интересами учеников, темпом работы, уровнем обученности.

Сопровождение данной деятельности заключается в создании проблемного поля для процесса познания, организации совместной работы обучающихся (по их добровольному желанию).

Для эффективной и действительно совместной работы при проведении проектной задачи мы создаем условия, которые помогли бы реально создать  взаимозависимость учащихся друг от друга для того, чтобы каждый ученик мог действовать на занятии, исходя из своей актуальной мотивации, создаем  для учеников ситуации выбора и успеха. Как правило, в описательной части  проектных задач отсутствует вся необходимая информация и учащиеся вынуждены самостоятельно обращаться к дополнительным источникам, то есть создается «избыточная среда», которой может самостоятельно воспользоваться каждый ученик (компьютерный класс, музей, библиотека, преподаватели школы, учащиеся школы и т.д.) Также предоставляется выбор использования учащимися  особых форм представления результатов решения проектной задачи (мультимедийная презентация, театрализованное представление, фильм и т.д.) и роли в представлении результатов (режиссер, актер, ведущий, комментатор и т.д.)

Чтобы сформировать мотивацию, надо поставить его в такие условия, создать для него такую ситуацию развёртывания активности, чтобы желательные мотивы складывались и развивались бы с учётом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений его самого. Элемент соревнования между ними также повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу, чтобы учащиеся чувствовали   личную ответственность за собственные действия и действия каждого.

Учащиеся, которые не проявляют своих способностей на обычных уроках, здесь выступают даже в качестве лидеров,  проявляют умение действовать в незнакомой ситуации, проявляют инициативу при поиске способа решения задачи, выбирают те задания, которые им нравятся, которые им под силу выполнить, выбирают себе роли при решении и при защите задачи,  при этом мы выявляем  такие качества ребенка как быстрота, гибкость, оригинальность, точность, креативность,  а главное самостоятельность в принятии решений, что очень важно для развития личности.

Обязательным условием является разнообразие тематики проектных задач, составляемых с учётом предложений и интересов детей, с учетом принципа вариативности, где ребенок  выбирает  из готовых, предложенных вариантов, выбирает желаемое из многообразия всего, что для него на данный момент существует. Решая проектные задачи в начальных классах, в 5-6-х классах учащиеся предлагают темы проектных задач и сами разрабатывают задания к проектной задаче для начальных классов. Проектные задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. У учащихся формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания. Учитель выступает в этом случае как консультант учащегося, который помогает ему понять и определить интересы, подобрать соответствующие способы, обеспечивающие их достижение, определиться с местами получения дополнительной информации. Он помогает школьнику определиться по отношению к тому, как дальше использовать полученные результаты.

Учитель при этом осуществляет:

– выявление, фиксацию и формирование познавательного интереса школьника;

– выявление индивидуальных проблем, связанных с познавательным интересом;

– обучение школьников способам работы с познавательным интересом;

– совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы;

– содействие в определении необходимых «проб выбора»;

– организацию рефлексии учащимся своей деятельности;

– предоставление рекомендаций о способах получения необходимой информации.

Задача тьюторской работы – найти именно такие личные вопросы, в работе с которыми и может быть разбужено отношение к знанию, как необходимому лично тебе в твоей жизни. На этапе  анализа и рефлексии  ученику дается возможность   отметить сильные и слабые стороны своего выступления; успехи и трудности, которые ему удалось преодолеть; способы деятельности, используемые во время подготовки и проведения представления познавательного интереса.

Вторая ступень – групповые проекты. Поскольку ФГОС ООО предполагает освоение всеми обучающимися проектной деятельности, и проект выносится на итоговую защиту, в 7 классах ведется работа  в групповых проектах. Это соответствовало как интересам обучающихся, стремящихся в этом возрасте к общению со сверстниками, так и способствовало формированию личностных и метапредметных результатов в соответствии с  ФГОС ООО. Групповой проект стал средством формирования коллективной деятельности.

Ситуация выбора для обучающихся 7-х классов создается начиная с этапа определения темы группового проекта, затем на этапе формирования проектных групп и далее на этапе распределения ролей. На всех этапах подготовки, проектирования и реализации проекта педагог с тьюторской позицией соблюдает принцип самостоятельности, сохраняя ситуацию выбора у тьюторантов. Множественный выбор дает ученику опыт самоопределения и ориентирования в мире открытого образовательного пространства. Взяв на себя определённую роль, учащийся самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы выполнения работы, подбирает необходимые ресурсы, которые затем обсуждает с тьютором или с педагогом с тьюторской позицией. В итоге каждый ученик приходит к осознанию равных возможностей в достижении успеха и своей персональной ответственности за успех или неуспех всей группы при групповом проекте.

Сопровождение проекта осуществляется педагогом с тьюторской позицией или тьютором. Субъектами сопровождения становится группа обучающихся, определившаяся с темой проекта. Деятельность по сопровождению проекта осуществляется в соответствии с этапами его реализации и выхода на его защиту. Групповое консультирование осуществляется в соответствии с расписанием один раз в неделю. Помимо этого графика, по необходимости, тьюторы и педагоги с тьюторской позицией осуществляют сопровождение групп тьюторантов посредством социальных сетей, а также индивидуально.

Практически на всех этапах разработки группового проекта тьюторами активно используется такой универсальный инструмент, как игра «Вертушка». В ходе события, организованного в технологии «Вертушка», обеспечивается интенсивный и разносторонний анализ проблем, решению которых может быть посвящён проект, расширяется сфера коммуникации, позволяя обсудить проблематику проекта в разном составе участников и самоопределиться с группой для совместной проектной деятельности.

Третья ступень – индивидуальный учебный проект. Таким образом,  постепенно  мы пришли к выполнению индивидуального  проекта  8-х классах. Индивидуальный проект становится основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных и личностных результатов.

Индивидуальный проект –  это проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

Сопровождение индивидуального проекта – особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с тьютором. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учеником  своего познавательного интереса. Основными  формами работы тьютора являются традиционные тьюторские технологии: индивидуальная тьюторская консультация (беседа), групповая тьюторская консультация, тьюториал (учебный тьюторский семинар) и технологии открытого образования, карта интересов, проблемная ситуация, дневник сопровождения, бортовой журнал, ментальная карта, «облако мечты», «вертушка» и т.д.

Тьютор (педагог с тьюторской позицией) встречается с тьюторантом по утверждённому графику. По необходимости могут быть организованы дополнительные консультации лично или посредствам социальных сетей или телефонной связи. Фиксация ведется в дневнике проектной деятельности.  Данная деятельность  способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии,  выработке критериев оценки результатов эффективности  индивидуальной и групповой работы.

Работа с тьюторантами начинается в мае, когда они являются ещё семиклассниками. После того, как работа с групповыми проектами завершилась, ребята получили оценки и провели рефлексию, к работе подключается тьютор-куратор индивидуальных проектов. На данном этапе проходит несколько встреч будущих восьмиклассников и куратора, на которых дети высказывают пожелания относительно будущей темы проекта, заявляет о своем интересе и происходит предварительный выбор будущего руководителя проекта. Ребенок может выбрать любого учителя из числа школьных педагогов. Также на данных встречах происходит ознакомление детей с базовыми понятиями индивидуального проекта, его структурой и особенностями. Далее детям предоставляется время – летние каникулы, за которое он еще раз обдумывает руководителя и тему будущего проекта.

В сентябре следующего учебного года, когда дети приходят в восьмой класс, происходит Презентация учителей – мероприятие, на котором педагоги с тьюторской позицией, желающие, и выбранные детьми в мае, презентуют себя перед детьми. Учителя рассказывают о себе, своих интересах и высказывают пожелания относительно будущих тьюторантов. В ходе данного мероприятия любой ребенок может выбрать себе любого учителя в качестве руководителя. В зале, где происходит презентация, размещены особые бюллетени и каждый ребенок может вписать свое имя напротив имени желаемого педагога.

Согласно Положению об индивидуальном проекте, руководителем индивидуального проекта может стать любой тьютор школы, либо педагог с тьюторской позицией, также любой другой педагог из числа школьных работников, который впоследствии проходит обучение, направленное на ознакомление с работой тьютора, ее принципами и методами. По желанию могут быть выбраны консультанты проекта: это может быть сотрудник другой организации или образовательного учреждения либо представитель семьи обучающегося. После того, как выбран руководитель проекта и его консультанты, начинается реализация этапов разработки индивидуального проекта. Всего их четыре: диагностико-мотивационный (подготовительный); этап планирования; этап реализации; этап рефлексии

  1. Диагностико-мотивационный этап (подготовительный). На подготовительном этапе проходит первый этап (такт) игры «Вертушка», в ходе которой ребенок определяется с темой и предметом будущего проекта, определить масштаб продукта, поставить цель, определить сопутствующие задачи и определить ресурсы.

На этом этапе происходит первая встречи тьютора со своими подопечными. Тьюторанты фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, выявленный при помощи диагностик, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимости от той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности. С этого этапа начинается работа ребенка по заполнению Дневника проектной деятельности, в которой он фиксирует все этапы своей деятельности, направленной на реализацию проекта. Подготовительный этап считается завершенным, если ребенок выполнил все условия, а именно – определился с темой и предметом, поставил цель и задачи, определил масштаб и ресурсы. А также зафиксировал все вышеперечисленное в Дневнике.

  1. Этап планирования. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса, предмета и темы проекта. Реализация данного этапа достигается с помощью проведения второго этапа игры «Вертушка». На этом этапе тьюторант совместно с тьютором планирует структуру проектной работы, определяет источники необходимой информации, способы сбора и анализа информации. Тьюторант собирает тематический портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником.Этап считается завершенным, если ребенок реализовал все вышеперечисленные условия и зафиксировал все в Дневнике.
  2. Реализационный этап. На этом этапе тьюторанты осуществляют реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).Тьюторанты реализуют на практике запланированные пункты для достижения своей цели в реализации проекта.Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.Также на данном этапе ребенок собирает необходимую информацию, проводит эксперименты, опыты, соцопросы, анкетирование, если это требуется; формулирует выводы и работает с полученной информацией.

Кроме того, этот этап предполагает подготовку проекта к публичной итоговой защите, которая проходит 28 февраля. Подготовка предполагает: создание мультимедийной презентации – отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов; оформление других материалов, необходимых для защиты индивидуального проекта – печатная работа установленного образца, раздаточные материалы и тд; окончательное редактирование готового продукта проектной деятельности.

На публичной итоговой защите – Фестивале проектов – ребенок презентует всю проделанную работу: продукт, печатную работу, мультимедийную презентацию. По итогу выступления ребенку выставляются баллы по нескольким критериям. В роли жюри приглашаются незаинтересованные педагоги школы, дети делятся по секциям в зависимости от тематики своего проекта. Для учеников, которые не успели защитить проект по объективным причинам в назначенный день, назначается другая дата, но не позже чем две недели после Фестиваля проектов. Этап считается завершенным, если ребенок защитил проект, представил всю необходимую информацию к его защите и зафиксировал все в Дневнике.

  1. Этап рефлексии проводится после защиты проекта. Рефлексия организуется в форме круглого стола, где, в неформальной обстановке, дети могут поделиться своим мнением о проделанной работе, высказать пожелания, определить сильные и слабые стороны данной деятельности, внести свои коррективы и тд.

На протяжении всех этапов, дети проходят такты игры «Вертушка», встречаются со своими руководителями, которые проводят как групповые, так и индивидуальные консультации. Этап считается завершенным, если ребенок проанализировал результаты своей работы индивидуально, с тьютором, и на круглом столе и зафиксировал все в Дневнике. После того, как тьюторант совместно с тьютором реализовал все вышеперечисленные этапы, он получает итоговый балл, основанный на оценке деятельности ребенка на всех этапах выполнения проекта.

Четвертая ступень  — индивидуальный образовательный маршрут. Цель – создание условий для творческого развития, личностного и профессионального самоопределения обучающихся.  Именно в этот период учащемуся предоставляется возможность реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Индивидуальный образовательный маршрут  позволяет учащимся  путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта «развивать ключевые компетенции личности, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию».

Работа по построению индивидуального образовательного маршрута начинается в конце 8 класса. Ведется следующая работа: Предварительный выбор тьютора (педагога с тьюторской позицией); Предварительное выявление интереса (цели) учащегося; Проведение психологической диагностики (профессиональная диагностика, личностная, интеллектуальная); Проведение тьюториалов.

Хотя основная цель – это профильная направленность, выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях:

  1. Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть?, каким быть?);
  2. Повышение функциональной грамотности по предмету;
  3. Совершенствование в выбранной сфере деятельности.

Тьютор (педагог с тьюторской позицией) встречается с тьюторантом по утверждённому графику. По необходимости могут быть организованы дополнительные консультации лично или посредствам социальных сетей или телефонной связи. Фиксация ведется в дневнике сопровождения.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости