2012г. Чувашская республика. Тьюторское сопровождение в рамках творческих мастерских  «Интеллектуальное картирование»
 /  Практики индивидуализации и тьюторства / 2012г. Чувашская республика. Тьюторское сопровождение в рамках творческих мастерских  «Интеллектуальное картирование»

2012г. Чувашская республика. Тьюторское сопровождение в рамках творческих мастерских  «Интеллектуальное картирование»

Тьюторское сопровождение в рамках творческих мастерских  «Интеллектуальное картирование»

Регион: Чувашская Республика, г.Чебоксары

Организация: МБОУ «Лицей № 44».

Заявитель: Иванова Елена Николаевна, заместитель директора.

Статус «тьюторская практика» присвоен в 2012 году.

Ресертификация практики состоялась в 2015 году и в 2018 году.

Срок действия сертификата: до 2021 года.

Контакты:  eni_44.59@mail.ru

Практика реализуется в форме рефлексивно-конструктивных тьюториалов с использованием технологии построения интеллект-карт.  Количество участников – 15–20 человек. Тема должна быть интересной и актуальной, создавать достаточно высокую степень неопределенности, чтобы «проба себя» каждым из участников происходила как в поле действия, так и в поле смыслов.

Мастерская проходит в двух пространствах.

Первое – это помещение школьного кабинета, где в кругу проходят все этапы мастерской, связанные с коллективным обсуждением.  Кабинет оборудован медиатехникой и досками для стендовой презентации.  Второе помещение – для групповой работы со столами и необходимыми принадлежностями.

Этапы мастерской:

1.Преамбула. Начальное действие мастерской – это общий круг, в котором руководитель – педагог в позиции тьютора – предлагает участникам вспомнить (или впервые узнать) принципы открытого пространства и принципиальные установки мастерских для старшеклассников. Последние таковы: «Мастерская – это место, где конструируется  новое знание», «Знание – это основа образования», «Образование – это самостроительство своего образа будущего», «В мастерской все – мастера».

2.Формулирование образовательного запроса. Каждый участник мастерской, в том числе руководитель, говорит о своем образовательном интересе (по кругу): «Я хочу участвовать в мастерской “Интеллектуальное картирование”, потому что…».

3.Объединение в группы. Объединение в группы происходит по правилу случайного выбора, для этого руководитель использует различные приемы.

4.Работа в группах. В ходе мастерских в группах могут использоваться различные виды деятельности: это и обсуждение темы, и знакомство с технологией составления интеллект-карт; главное – это создание группой собственной интеллект-карты по теме мастерской.

5.«Афиширование» результатов коллективной работы.  Каждая группа выступает перед другими, защищая собственную карту. В процессе выступления групп каждый из участников может обратиться с вопросом на уточнение.   Обсуждение не предполагает опровержения или доказательства своей точки зрения. Вопросы задает и сам руководитель, от его мастерства задавать вопросы во многом зависит рефлексивный эффект от мастерской для каждого ее участника. Руководитель резюмирует: одна из возможностей майнд-мэппинга – использование его для фиксации мыслей и идей в ходе проектирования, творческого поиска, построения умозаключений.

6.Рефлексия. Каждый участник высказывается по двум позициям: «Какое открытие я сегодня сделал?» и «Какой вопрос я задал самому себе?». Завершает круг руководитель мастерской. При этом его высказывания не должны содержать оценок в адрес участников или «продуктов».

Главным условием воспроизведения данной практики является тьюторская позиция и компетентность руководителя: его умение так организовать работу, чтобы каждый из участников был включен во взаимодействие, имел возможность осмыслить собственную позицию, мог быть услышан другими.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости