Практика “Тьюторское сопровождение студентов в цифровой образовательной среде”
 /  Альманах тьюторских практик и технологий / Практика “Тьюторское сопровождение студентов в цифровой образовательной среде”

Практика “Тьюторское сопровождение студентов в цифровой образовательной среде”

Краткое описание практики индивидуализации и тьюторства в курсе «Тьюторство в дистанционном образовании»

 

Наименование тьюторской практики: Тьюторское сопровождение студентов в цифровой образовательной среде

Организация: Московский городской педагогический университет (МГПУ)

Заявитель:  Крашенинникова Любовь Вениаминовна, эксперт кафедры педагогических технологий непрерывного образования ИНО МГПУ

Контактное лицо:   Крашенинникова Л.В.

Контактный телефон: +7 926 635 73 54

Email: l.krasheninnikova@gmail.com

Справка о заявителе

Крашенинникова Л.В.- опытный тьютор Школы бизнеса Открытого университета Великобритании, сертифицированный онлайн преподаватель, ведет тьюторскую деятельность в онлайн и смешанном форматах с 2004 г.

Московский городской университет (МГПУ) – крупное образовательное учреждение города Москвы, включает 13 институтов, университетскую школу и колледжи, единовременно в МГПУ обучаются около 15 тыс. студентов.

Базовые теоретические положения в основе практики

Базовые принципы при организации практики

  • Отсутствие фундаментальных барьеров для при переходе в в ЦОС;
  • Достаточность практических средств и методов;
  • Принцип освоения темы через релевантные ей инструменты;
  • Принцип равных возможностей;
  • Необходимость практики ведения учебного процесса в этой среде с позиций обучаемого и обучающего;

Базовые теоретические положения при организации практики

При проектировании и реализации практики заявитель исходил (исходила) из теоретических положений, приведенных в книге Т.М. Ковалевой и других «Профессия-тьютор» (МПГУ, Москва, 2012) включая принцип индивидуализации, видение тьюторской деятельности как структуры и как процесса и др.

Базовые ценности организации практики

  • Ценность подхода Peer to Peer.
  • Ценность подхода «Peer to Peer» (тьютор как равный);
  • Ценность современных моделей проектирования и реализации учебного процесса (Community of Inquiry, Backward Design и др.);
  • Ценность очных тьюториалов как средств развития критического мышления и мета-навыков (командной работы, лидерства и пр.);
  • ценность развивающей обратной связи для тьюторской деятельности (C.Dweck “MindSet: The New Psychology of Success”, Random House, New York, 2016, pages 205– 206);
    • ценность современных моделей смешанного обучения для индивидуализации образования;
    • ценность сообществ практики как инструмента познания.

 

Описание практики индивидуализации/индивидуализации и тьюторства

Практика состояла в тьюторском сопровождении студентов, осваивающих курс «Тьюторство в дистанционном образовании» (МП направлению «Тьюторское сопровождение в образовании», II курс). Курс разработан с позиции тьютора, основанная цель – самоопределение тьюторантов. Обучение велось в формате смешанного обучения (blended learning), для него характерны интерактивность, геймификация, гибкость.  Большое внимание уделялось созданию открытой среды.

В соответствии с принципом освоения темы через релевантные ей инструменты  в учебном процессе использовались разнообразные онлайн сервисы.

Дедлайны на курсе были «мягкими», и темп освоения курса тьюторанты устанавливали сами. Относительно траектории освоения курса было ограничение- его можно было осваивать только в определенной последовательности: от Блока 1 к Блоку 4.

Творческое задание (ТЗ) по итогам изучения курса состояло в разработке (обязательно) сценария учебного занятия для ЦОС и его проведении (желательно). Тему занятия слушатели выбирали сами. При выполнении ТЗ слушатели могли кооперироваться с другими членами тьюторской группы.

Тьютор группы, был доступен слушателям в режиме 24/7.

 

Характеристика целевых групп описываемой практики

  • Организаторы практики: Крашенинникова Л.В., к.б.н., MBA (Open),Virtual Teacher Specialization (California University, Irwine via Coursera); члены тьюторской группы Бурмакина И., Лебедева Н.
  • В реализацию практики были вовлечены 8 студенток 2-го курса магистратуры МГПУ по направлению «Тьюторское сопровождение в образовании». Возраст участниц- от 24-х до 43-х лет. Все участницы имеют высшее образование на уровне бакалавриата, имеют стаж работы в сфере образования (государственные и частные учебные центры).

 

Цели и предполагаемые результаты практики

Предполагаемый результат практики – самостоятельное проектирование и реализация участницами тьюторской деятельности в цифровой образовательной среде.

 

Организация  социально-образовательной среды

В порядке создания условий для самоопределения участниц (тьюторантов) использовались несколько подходов:

  • Создание возможности для выбора темы творческого задания (разработка сценария проведения занятия в ЦОС с применением тьюторских технологий). Жестко задавался только формат составления сценария[1], а выбор темы занятия, его цели, формы проведения и пр. оставался за тьюторантом;
  • Геймификация: разнообразные возможности для набора нужного для успешного прохождения курса количества баллов. Критерии оценивания учебной деятельности на курсе и их «вес» были разработаны заявителем[2].
  • На тьюториалах самоопределение тьюторантов имело место в составе малой группы. Такое построение работы на тьюториале позволяет тьюторанту выбирать Малую группу в зависимости от ее состава, темы задания, численности и пр., роль в МГ, место во внутригрупповой иерархии, способ представления наработок МГ, степень активности вобсуждении и пр.

Избыточность и вариативность образовательной среды достигались за счет размещения на образовательной платформе в Интернете (www.dreamstudy.ru) достаточно широкого набора образовательных ресурсов. Видео хостинг осуществлялся каналом YouTube, имелись площадки для синхронного и асинхронного общения. В качестве вебинарной площадки и библиотеки ресурсов был привлечен портал Dreamstudy.

Осваивая контент, тьюторанты могли двигаться по индивидуальной траектории, выбирать самые интересные для них (по содержанию, целям и пр.) учебные материалы. Помимо образовательной платформы ресурсы курса включали форум группы на Facebook), саму группу, тьютора и администратора группы. Видео хостинг осуществлялся каналом YouTube.

Провокативность образовательной среды также обеспечивалась несколькими способами:

  • Представление контента курса в нетрадиционной форме;
  • Включение в учебный процесс элементов игр и техник их дизайна (игра «Перевертыши»[3]);
  • Использование юмористических высказываний, рисунков.
  • Обращение к эрудиции слушателей.

 

Для гуманизации образовательной среды на протяжении всего курса тьютор группы, в соответствии с моделью  Community of Inquiry [1], обеспечивал три вида своего в ней присутствия: учебное, познавательное и личное.

Тьюторанты имели возможность влиять как на контент, так и на формы его доставки через предоставляемую тьютору группы обратную связь (ОС) как по процессу, так и по результатам учебы. Каждый вебинар и тьюториал включали этап рефлексии имевшего места процесса и его результатов. График и форматы учебных событий также учитывали мнения тьюторантов, собираемые через опросы и ОС.

 

Описание процессов, происходящих в ходе практики

 

Продолжительность практики –16 недель (продолжительность курса «Тьюторство в дистанционном образовании»). Контент курса разбит на 4 Блока. Каждый Блок имеет продолжительность 4 недели и включает 2 вебинара, 2 тьюториала и формирующее оценивание в виде заключительного теста[4] (кроме Блока 4). В целях итогового оценивания предлагается выполнить Творческое задание[5], на выполнение которого отведена одна неделя.

При проектировании каждого учебного события и курса в целом использовался подход Backward Design (обратного дизайна), т.е. проектирование шло от желаемых результатов (целей) к конкретным учебным активностям.

Для создания комфортной среды в начале курса и при появлении новых участников проводилась процедура знакомства, например, через игру «Три факта»[6]. При начале каждого учебного события проводилась «разморозка» с использованием различных технологий.

Каждое учебное событие анонсировалось в форуме группы. Анонс размещался в форуме группы самое позднее за неделю до события и включал описание целей учебного события, его поминутный план, содержание каждого этапа события, объем необходимой подготовки. Тьюторантам предлагалось отнестись к плану и содержанию учебного события, тьютор учитывал мнения тьюторантов при проведении собственно события.

Вебинары и размещение записей проводились на портале Dreamstudy (www.dreamstudy.ru). Важной чертой обучения была возможность для тьюторантов самостоятельно отслеживать прогресс, это  работало на повышение мотивации к дальнейшему продвижению по курсу.

Основные, дополнительные образовательные ресурсы, домашние задания (тесты), результаты их прохождения, общий прогресс слушателей курса также можно было увидеть непосредственно на странице курса на этом портале.

Очные групповые тьюториалы проводились в МГПУ (2-й Тульский пер., д.4). Тьюториалы и вебинары записывались, тьюторанты имели доступ ко всем записям,

 

Определение результативности практики

 

В ходе реализации практики были достигнуты результаты нескольких типов:

  • Учебные. Все 8 тьюторанток успешно сдали промежуточные тесты, выполнили Творческое задание и были допущены к экзаменам;
  • Образовательные. Тьюторантки легко перемещались между разными ресурсами курса в ЦОС (находили и скачивали учебные материалы, выполняли домашние задания, отслеживали свой прогресс);
  • Профессиональные. Одна из тьюторанток победила в конкурсе на звание «Учитель года», объявленном администрацией района Сергиев Посад Московской области;
  • Личные/социальные. В процессе изучения курса тьюторантки образовали сообщество практики, где делились своей практикой и идеями относительно способов ее улучшения.

Примером самоопределения тьюторантов в курсе могло бы служить изменение понимания позиции тьютора в иерархии когнитивных навыков и способов использования таксономии Блума в целях такого самоопределения. Суть изменения: тьюторантка считала ранее, что подход Блума касательно разных уровней когнитивных навыков применим исключительно к освоению конкретных предметов и в тьюторской деятельности неуместен. На тьюториале по проектированию тьюторской деятельности в ответ на предложение тьютора разработать проект тьюториала с использованием таксономии Блума она озвучила эту точку зрения и привела примеры из собственной педагогической деятельности. В ответ тьютор предложил (предложила) тьюторантке целый ряд примеров использования таксономии Блума на разных этапах тьюторской деятельности и попросил определиться, с каким из вариантов она согласна. В процессе обсуждения вариантов тьюторантка испытала – по ее словам- настоящий инсайт и пришла к выводу, что таксономия Блума- уместный и полезный инструмент тьюторской деятельности. Немедленно, на том же тьюториале она успешно применила таксономию Блума для проектирования тьюториалов.

 

При описании практики заявитель обращался в основном к тому, что было сделано в стенах МГПУ после перехода туда тьюторской группы, ранее базировавшейся в МПГУ (Московский педагогический государственный университет). В этом случае практика прошла только один цикл (сентябрь 2017 – январь 2018 гг.). Однако, если учесть предыдущую реализацию практики в МПГУ, то можно наблюдать некоторую динамику. Так, на втором цикле тьюторанты за счет более удобной и понятной логистики курса проявляли больше свидетельств освоения ими ЦОС. Например, если на первом цикле (в МПГУ) тьюторантам не удалось скооперироваться и выполнить вместе хотя бы одно творческое задание, во втором цикле состоялась кооперация за счет активного общения  в форуме на Facebook  и взаимопомощи в освоении ресурсов ЦОС, и было проведено онлайн занятие как результат совместной разработки сценария.

Для тьюторантов вхождение и нахождение в такой открытой образовательной среде было затруднительным из-за, видимо, новизны смешанного формата обучения. Потребовалось определенное (порядка месяца) время для освоения тьюторантами образовательных ресурсов и, в особенности, способов навигации между ними. От тьютора это потребовало более глубокого освоения технологий и ресурсов в целях консультирования и поддержки тьюторантов при работе в ЦОС.

 

Организационно-управленческие условия воспроизводства практики.

Данная практика организована с позиции преподавателя с развитыми тьюторскими компетенциями в качестве тьютора группы. В задачи такого тьютора входят как доставка контента, релевантного изучаемой на курсе теме (ведение педагогической деятельности в цифровой образовательной среде) через вебинары и мини-лекции, так и организация открытой образовательной среды и навигация в ней. Поэтому для стабильного воспроизведения практики на той же площадке не требуется вводить дополнительные позиции. В то же время, практика организована не с позиции ППС, а с тьюторской позиции, поэтому для ее реализации на других площадках необходима профессиональная подготовка тьюторов групп. Идеальным вариантом здесь является подготовка тьюторов групп через магистратуру по направлению «Тьюторское сопровождение в цифровой образовательной среде». Разработка такой магистерской программы ведется сейчас силами тьюторской группы МГПУ (руководитель МП- Л.В. Крашенинникова).

 

Литература

  1. Модель Community of Inquiry https://en.wikipedia.org/wiki/Community_of_inquiry (21/03/2018)
  2. Таксономия Блума https://newtonew.com/lifehack/taksonomija-bluma (23.03.2108)

[1] Сценарий можно получить по адресу l.krasheninnikova@gmail.com

[2] Таблицу критериев с указанием их весов можно получить по адресу l.krasheninnikova@gmail.com

[3] Описание игры «Перевертыши» можно получить по адресу l.krasheninnikova@gmail.com

[4] Образец теста можно получить по адресу l.krasheninnikova@gmail.com

[5] Творческое задание можно получить по адресу  l.krasheninnikova@gmail.com

[6] Описание игры «Три факта» можно получить по адресу l.krasheninnikova@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости