Выступление на конференции
 /  Сельская школа / Выступление на конференции

Выступление на конференции

Региональная  научно-практическая конференция “Достижение метапредметных и новых предметных умений ФГОС в основной школе: из опыта работы краевых апробационных площадок” состоялась в Перми. На секции “Тьюторское сопровождение учащихся основной школы”, руководила которой М.В. Тюмина, несколько выступлений были посвящены проблематике тьюторского сопровождения в условиях сельской школы. С одним из них предлагаю познакомиться. Автор  – Ирина Изгаровна Бочкарёва, заместитель директора по УВР, учитель английского языка МБОУ “Черновская СОШ им. А.С. Пушкина” Большесосновского района.

В условиях небольшой школы, которая является порой единственным образовательным центром в селе, совмещение учительской и тьюторской функций несет в себе определенные сложности. Являясь учителем-предметником, педагог представляет для учащихся всей школы (подчеркиваю, всей, так как он всегда на виду, и его образ неразрывно связан с его предметом) единое целое: его внешний вид, поведение, общение с коллегами, деятельность по организации и проведению предметных мероприятий. Еще одна функция, как классного руководителя, также накладывает на учителя-предметника отпечаток воспитателя, связанного с образовательным процессом. В чем же различие содержания позиции тьютора и позиции учителя?

Задача традиционного учителя – внести в учебно-воспитательный процесс знания, необходимые для передачи ученику. Учитель выполняет функции путеводителя по образовательным путям и является гарантом выполнения условий для индивидуального развития каждого обучающегося.

Задача тьютора – обеспечение условий для перехода от коллективных форм учебной деятельности к ее индивидуальным, опирающимся на самостоятельную работу обучающегося с различными источниками информации.

Каждый проходит свой путь к определенному знанию. Помощь в определении собственного образовательного пути, его сопровождение и является тьюторским сопровождением.

Принцип индивидуального подхода также учитывается, но принцип индивидуализации становится приоритетным.

Очевидно, что учитель  учит, классный руководитель организует разрешение личностных проблем, сопровождение здоровьесбережения, а тьютор –  обеспечивает развитие метапредметных умений: выбор маршрута личностного роста, преодоление затруднений в процессе социализации личности в образовательной среде и социуме, обеспечивает индивидуализацию личности в определении оптимальных условий жизненного выбора, профессиональное развитие.

Сельская школа (с ограниченным количеством педагогов в связи с совместительством) может предоставить ребенку небольшой выбор курсов во внеурочной деятельности, и не каждый ребенок понимает свою ответственность в этой ситуации. Переход из начальной ступени на основную характеризуется сменой не только учителей, но и классного руководителя. Необходимую помощь на данном этапе может оказать тьютор.

На этапе формирования учебного плана образовательного учреждения проводится  опрос детей и родителей о выборе курсов в части формируемой участниками образовательного процесса. Учащиеся 5 классов определяют свой выбор внеурочной деятельности. Родители и дети могут выбрать из того, что предлагается школой, или  подать запрос на интересующие их направления (что из практики показывает нереальность его предоставления, например, робототехника).

В начале учебного года все пятиклассники должны сделать свой выбор, но в действительности они испытывают затруднения в обозначении своих интересов и выборе курсов. Даже небольшое количество предложений участия в разных видах деятельности с внешней стороны для ученика имеет хаотичный вид, к которому трудно подступиться самому, да и по времени все попробовать слишком затратно. Кроме того, некоторые учащиеся при переходе из начальной школы в основную уже имеют осознанное отношение к своему образованию, что служит хорошей мотивацией и выводит его на реальное самообразование, которое предполагает выход за границы школьного образования и поиск дополнительных ресурсов.

В 5 классе на первой встрече классный руководитель предложил выбор занятий внеурочной деятельности. Дома ребенок обсудил с родителями, что выбрать, но получил вместо совета свободу выбора. Классный руководитель обратилась к учителям, прошедшим курсовую подготовку по тьюторскому сопровождению, помочь сориентироваться пятиклассникам в образовательном пространстве и использовать окружающий потенциал с пользой для саморазвития ученика.

Ученики выбрали учителей-тьюторов (незнакомых им ранее) на основании личной симпатии и имеющихся представлений о их деятельности как педагогов-предметников. Стартовый групповой тьюториал прошел после классного часа. На начальном этапе происходило выявление запросов и интересов и  выстраивание индивидуального образовательного маршрута во внеурочной деятельности.

Роль учителя-тьютора заключалась в оказании помощи  выбора (имеющихся и запрашиваемых учеником) ресурсов.

 Быть готовым и способным удержать тьюторскую позицию стало сложнее. Появилась необходимость в дополнительных инструментах для работы с учениками в качестве тьютора: изучение и применение тьюторских технологий.

Для чего нужны такие технологии учителю-тьютору? Материал, приобретенный в результате их использования (возьмем, к примеру, «Образовательную картографию» автора-составителя Т.М.Митрошиной), стал предметом анализа и диалога между тьютором и ребенком,  помог ему диагностировать личностный потенциал ребенка, показал анализ его достижений, помог в уточнении его жизненных целей, способствовал выбору образовательных приоритетов не в предметной области, а шире – для его самообразования и самоопределения. В то же время, образ учителя-предметника во время сотрудничества с учеником  стирался и уходил на второй план.

Через картирование (нарисовали рисунок, схему своих интересов) произошла актуализация и систематизация ресурсов: информация о внеурочной деятельности в школе, спортивной школе, клубе, библиотеке и т.д.

Одним из основных методов тьютора стала беседа как способ получения информации, для выработки стратегии тьюторского сопровождения. Беседа применялась в совокупности с другими методами активизации мыслительных процессов учеников (например, «мозговой штурм» или «майнд-мэп»). В беседе не каждый младший школьник может дать ответ в словесной форме, поэтому в практике применялись вопросы только по непосредственной проблеме; вопросы подбирались и ставились в понятной форме, побуждающей ученика давать на них развернутые ответы; учитывалось психоэмоциональное состояние собеседника; беседа носила товарищеский характер с проявлением подлинного интереса к потребностям собеседника и исключалось взаимодействие в виде педагог-ученик; беседа проводилась в комфортной обстановке.

Вопросы тьютора были о том, с кем хочется общаться, кто из ближнего или дальнего круга общения вызывает эмоции, какие, что привлекает в людях, что отталкивает, на кого хотелось бы походить; вопросы-ситуации, вопросы-провокации, вопросы-визуализации, а также уточняющие, развивающие, закрытые вопросы с обозначенным выбором. (Эти методы могли использовать и учителя-предметники и новый классный руководитель, но только в ситуации помощи, если бы ребенок к ним обратился).

Работа с тьюторантом проводится 1 раз в неделю в свободное от занятий по предмету время.

Работа была зафиксирована визуально, но ребенок все еще имел нечеткое представление о своей деятельности. Тьютор предложил сначала посмотреть время работы всех курсов, чтобы не было совпадений и узнать, о чем будет курс или кружок.

Аналитический тьюториал проходил с целью внесения дополнений: что я еще научился делать, как эта деятельность может мне помочь достичь цели. Было составлено расписание своей деятельности, чтобы одно не мешало другому.

Очередной рабочий тьюториал помог расставить приоритеты в случае наложения расписания занятий при заменах.

Организация рефлексии, обратная связь от тьюторанта, родителей, учителей проводится в форме вопросов «Что получилось; смог/не смог сделать; возникшие трудности и др.»

Для продуктивного сопровождения прописывалась формулировка целей, задач и ожидаемого результата в «Дневнике-копилке моей деятельности» (записной книжке), в котором отражались основные решения и их исполнение.

В рефлексии все дети выразили позитивное отношение к сотрудничеству с учителем, который выполнял роль тьютора.

В современной реальности, где быстро появляются и меняются направления, профессии, науки, программы, технологии, методы, приёмы, стратегии и стандарты, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности. Таким образом, необходимость в тьюторстве возникает как необходимость педагогического сопровождения освоения и становления новой деятельности.

 Тьюторство – это, в первую очередь, сопровождение  индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения.  Но дело в том, что на самом деле, у ребенка нет этой программы, у него могут быть только задумки, замыслы, идеи, неосознанный интерес к чему-то; задача тьютора – помочь ребёнку осмыслить и осознать его познавательный интерес, совместно сконструировать эту программу и помочь её реализовать. Его цель – самостоятельная деятельность ребёнка, в результате которой тот до всего должен дойти сам.

    Фигура тьютора многогранна: он и организатор (организует образовательный процесс), и консультант (координирует процесс, помогает учащемуся выстроить индивидуальную образовательную программу), и психолог (учитывает индивидуальные особенности ученика), и фасилитатор (облегчает учение; от слова «фасилите» – облегчать).

    Хотя в тьюторстве есть немало положительных сторон (позволяет раскрыть в ребёнке лучшее, заставляет поверить его в свои возможности, учит самостоятельности, практическому подходу к жизни и др.), в нашей школе оно приживается трудно по нескольким причинам:

– это дополнительная нагрузка на учителя (а всем известно, как финансируется наше образование);

– усложняется процесс обучения (для общего образования в сельской школе сложность применения данной технологии заключается в том, что тьютор не может изменить учебный план);

– небольшой выбор курсов (один и тот же педагогический состав);

– самоустранение большей части родителей от сотрудничества с учителем (занятость на работе);

– слияние ролей учителя, классного руководителя и тьютора (кадровый дефицит).

Но,  тьюторство как  педагогическая технология всё же заслуживает внимания и изучения, так как в ней есть то, что поможет изменить образовательный процесс и сделать его более эффективным и продуктивным.

Модели тьюторства в сельской школе могут быть следующими:

-предметное тьюторство: работа по построению и реализации индивидуального образовательного маршрута в предметной (научной) области (учитель),

-тьютор-навигатор: помощь в ориентации в разных видах ресурсов образовательного самоопределения, получения ресурсов для реализации своей цели (классный руководитель, руководитель исследовательских работ и учебных проектов).

Координатор страницы Сельской школы

Лашова Валентина Афанасьевна

Лашова Валентина Афанасьевна

vlashova@ya.ru

Образование:

  • ПГПИ, 1984

Место работы:

  • директор МБОУ ДПО “ Берёзовский информационно-методический центр” до 2020 г.
  • Педагог дополнительного образования МБОУ ДО "Центр детского творчества" Берёзовского округа Пермского края

Профессиональные интересы:

  • Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения в общеобразовательной школе и дополнительном образовании.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости