Пятница
25 ОктМастер-класс
Инна Карпенкова
23 октября в МГППУ прошла 5ая Международная конференция, посвящённая развитию инклюзивному образованию. МТА выступила на ней активно – сначала мы слушали выступление Т.М.Ковалёвой, затем прошла панельная дискуссия с её участием и коллегами – специалистами из различных образовательных организаций. Главный вопрос, на который пытались ответить участники – возможна ли индивидуализация в массовой школе? Я бы этот вопрос продублировала и другим вопросом – а возможна ли инклюзия в массовой школе?
Как показала дискуссия, не всем участникам до конца понятна суть индивидуализации, как подхода, как принципа в инклюзивном образовании. Но, в отличие от прошлого года, в этом году участники слушали и слышали главный посыл нашей команды – тьютор, сопровождающий ученика с ОВЗ, – не дефектолог, не помощник учителя, не ассистент. Я от себя могу также добавить, что в настоящее время тьютору принадлежит особая роль адвокации семьи с ребёнком с ОВЗ в образовательном пространстве жизни ребёнка и его семьи.
После дискуссии участники конференции, заинтересованные в теме тьюторского сопровождения детей с ОВЗ приняли участие в мастер-классе, который провела я, Инна Карпенкова. Вместе с участниками мы попробовали представить себя детьми с особыми интересами, а те, кто хотел попробовать себя в тьюторстве, наблюдали за своими тьюторантами, устанавливали с ними диалог. После интерактива мы обсудили впечатления участников и наблюдателей.
Отрадно, что и теоретическое и практическое погружение в тему тьюторского сопровождения учеников с особыми образовательными потребностями, помогло некоторым участникам более точно представить деятельность тьютора, а некоторым и “перевернуть своё сознание”.
А в пятницу, 25ого октября, в рамках ярмарки инклюзивных практик конференции, я представила свою книгу “Тьютор в инклюзивной школе. Курс лекций”, это переиздание книги, исправленное и доработанное. Первое вышло в 2009 году. По моему мнению, книга сильно опередила своё время. И только сейчас, когда в сознание многих специалистов пришло и приходит понимание, зачем же нужен тьютор в инклюзии, эта книга становится всё более востребованной.
Хочется выразить огромную благодарность команде МГППУ и отдельно Елене Валентиновне Самсоновой, канд.психол.наук, руководителю магистратуры МГППУ “Тьюторство в инклюзивном образовании” за высочайший уровень организации конференции. Очень приятно, что нашим командам удаётся выстраивать конструктивное межвузовское взаимодействие как в теоретическом, так и в практическом развитии тьюторства в инклюзивном образовании.
А я иду дальше. В моих ближайших планах – создание методического пособия для родителей, отдающих ребёнка с ОВЗ в образовательную организацию. Какие статьи Закона об образовании они должны знать? С какими вопросами наиболее часто сталкиваются родители при поиске тьютора, при прохождении ПМПК и т.д. В этом пособии мне хотелось бы ответить на самые часто задаваемые вопросы. Ответы будут полезны не только родителям, но и тьюторам.
Успехов всем в вашей работе и в решении новых образовательных задач!